Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 2(46)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Ансимова М.И. ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ УБЕЖДЕНИЙ ЛЮДЕЙ С УСТАНОВКОЙ ЧАЙЛДФРИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 2(46). URL: https://sibac.info/journal/student/46/129079 (дата обращения: 26.12.2024).

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ УБЕЖДЕНИЙ ЛЮДЕЙ С УСТАНОВКОЙ ЧАЙЛДФРИ

Ансимова Маргарита Игоревна

магистрант, кафедра психологии развития, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,

РФ, г. Самара

Аннотация. Данная статья посвящена изучению особенностей ценностных убеждений недетоориентированных людей (чайлдфри). Гипотеза исследования: люди с установкой чайлдфри стремятся к тотальному контролю и не могут переносить состояние неопределенности. Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы методы тестирования и наблюдения. В качестве тестов были использованы методика М. Рокича «Ценностные ориентации», тест В. Петровского «Категории ранних решений» и интернет-опрос методом выборки «снежный ком». Кроме того, для отдельной смешанной малой группы было проведено упражнение Джефферсона. В результате исследования гипотеза частично подтвердилась, однако, с полной уверенностью принимать данное утверждение как факт не представляется возможным.

Ключевые слова: чайлдфри, добровольная бездетность, ценностные убеждения, интернет-опрос, методика М.Рокича, тест В. Петровского, упражнение «Джефферсон».

 

В настоящее время семья как институт переживает кризис, который объясняется широким распространением ценностей индивидуализма и гедонизма. Поэтому рождение детей для всё большего количества людей уже не занимает прежнего места [1]. Движение чайлдфри, т.е. людей, сознательно и добровольно отказавшихся заводить детей, впервые получило широкое распространение в США в 1990-х годах. Сторонники этого движения в России основали своё сообщество только в 2004 г.

Научная новизна данной статьи заключается в том, что движение чайлдфри является для России достаточно новым явлением и поэтому плохо изучено, а исследования, проведённые в других странах, не представляется возможным использовать, т.к. данное движение в каждой стране имеет свои особенности. Актуальность изучения особенностей ценностных убеждений людей с установкой чайлдфри определяется возможным углубление существующего в России демографического кризиса, которое может возникнуть в условиях увеличивающейся популярности данного движения [2].

Целью исследования является изучение стремления людей с жизненной установкой чайлдфри к возможности абсолютного контроля своей жизни. Объектом исследования является система психических состояний, действий и отношений, связанных с отказом от рождения детей (чайлдфри). В данной статье не рассматриваются люди, которые не имеют детей по причине бесплодия.. Предметом исследования является взаимосвязь между возможностью потери тотального контроля и появлением ребенка в семье людей с установкой чайлдфри.

Проведенный анализ отечественной и зарубежной психологической литературы, посвященной теме зарождения феномена чайлдфри, показал, что движение чайлдфри в России присутствует, но на сегодняшний день можно говорить о достаточно низкой его распространенности [3, 4]. Эта идеология заимствована у западных стран, где продолжается рост ее влияния. Поэтому при условии дальнейшего подражания западной модели развития возможен рост числа отечественных последователей чайлдфри.

Проблема чайлдфри еще мало исследована, однако имеет широкий общественный резонанс. Особенно важно изучить все факторы, влияющие на сознательный выбор человека при решении отказа от деторождения.

Основными причинами, благодаря которым люди становятся убежденными чайлдфри, являются: карьера, страх перед родами и болью, сохранность красоты и собственного здоровья, не любовь к детям, жизнь для своего удовольствия. Однако, если разбить вопрос о жизни в радость на маленькие части, то можно усмотреть среди всего прочего страх потери контроля над собственной жизнью. Появление ребенка несет за собой появление ответственности и момент неопределенности. Никогда нельзя заранее предугадать настроение, поступки, решения, действия и эмоции стороннего человека. Более того, собственные планы могут претерпевать постоянные изменения в связи с вечной необходимостью идти на компромисс. А в случае появления непредвиденных обстоятельств, можно быть уверенным только в своих действия и возможностях, что также несет за собой потерю некоего контроля над ситуацией.

На основании этого была сформулирована гипотеза исследования: люди с установкой чайлдфри стремятся к тотальному контролю и не могут переносить состояние неопределенности.

Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы методы тестирования и наблюдения.

В качестве тестов были использованы

  1. Интернет-опрос методом выборки «снежный ком»;
  2. Тест В. Петровского «Категории ранних решений»;
  3. Методика М. Рокича «Ценностные ориентации»;
  4. Кроме того, для отдельной смешанной малой группы было проведено упражнение Джефферсона, которое помогло показать различные мнения по поводу актуальной проблемы феномена чайлдфри, не допуская при этом спора, критики мнений.

По итогам интернет-опроса можно сделать вывод, что отношение к чайлдфри имеет более нейтральную чем негативную окраску. Многие из опрошенных последователей идеи чайлдфри столкнулись с непониманием со стороны окружающих — в большинстве своем со стороны посторонних людей. Исследование показало, что, несмотря на кажущееся терпимое отношение к приверженцам чайлдфри, толерантность зачастую заканчивается на стадии знакомства.

Анализ результатов, полученных с помощью теста В. Петровского, показывает, что основная идея любого человека заключается в том, чтобы самосовершенствоваться несмотря на сторонние трудности и идти вперед. Однако, у представителей чайлдфри эгоистичные желания по отношению к жизни гораздо сильнее выявлены. У таких респондентов наблюдается гораздо более четкие представления о своих целях и возможностях.

В результате проведенного теста М. Рокича «Ценностные ориентации» были выявлены выраженности терминальных и инструментальных ценностных ориентаций представителей чайлдфри и людей с традиционными семейными взглядами.

Структура терминальных ценностей людей обеих групп носит сходный характер: наиболее значимы ценности здоровье, любовь, друзья и семья; наименее значимы – красота, творчество, счастье других.

А вот структура инструментальных ценностей показывает различия во взглядах представителей противоположных семейных ценностей. Если для представителей чайлдфри самыми важными являются образованность, независимость и самоконтроль, то для представителей традиционных взглядов основными показателями являются эффективность в делах и исполнительность.

Несмотря на то, что упражнение Джефферсона в большинстве своем применяется в современных исследованиях по организации воспитательного процесса, данная методика очень интересна для организации живого обсуждения феномена чайлдфри.

По итогам данного упражнения было замечено, что представители традиционных семейных ценностей в большинстве своем первые начинали обсуждения вопросов и полнее выражали свои мысли, нежели чайлдфри. Несмотря на категоричность некоторых высказываний, упражнение удалось провести без проявления открытой агрессии. Кроме того, для ответов на жизнеутверждающие высказывания у представителей чайлдфри уходило меньше времени. Также они признали за собой большее желание все контролировать и владеть ситуацией.

Для проведения эксперимента на выявление желания постоянного контроля было подобрано общественное мероприятие с большим числом разновозрастных детей. Базой для проведения эксперимента послужил Самарский университет (северная площадка), а мероприятием - новый год в студенческих отрядах, куда, как правило приводят детей преподавателей и студентов для интерактива и встречи с дедом морозом.

На мероприятии было организовано 13 детских площадок, из которых на 10-ти были прикреплены испытуемые (по 2 человека на одну площадку: чайлдфри и не чайлдфри). На каждой площадке был ответственный организатор не из числа испытуемых, который был заранее проинструктирован о специфике эксперимента.

Испытуемым, в зависимости от закрепленной площадки, были даны инструкции проведения, которые необходимо было строго соблюдать несмотря не на что. Заранее предполагалось, что дети, пришедшие на ту или иную площадку, в какой-то момент начнут нарушать инструкции, данные испытуемым. Суть эксперимента - зафиксировать реакции представителей чайлдфри и традиционных семейных взглядов при потере контроля над ситуацией.

По итогам эксперимента были получены интересные результаты. Из 10 представителей чайлдфри до конца мероприятия дотерпели 4 человека (мероприятие шло 1,5 часа). Остальные 6 человек после первых двух наплывов детей самоустранились от проведения своих площадок. Все 10 представителей чайлдфри покинули мероприятие в нервном настроении, пообещав всем присутствующим больше никогда в таком не участвовать.

У представителей традиционных семейных ценностей все более приятно. Из 10 человек до конца на площадках осталось 8, 4 из которых в какой-то момент потеряли интерес к проведению площадки и просто наблюдали за происходящим. Двое человек также после наплыва детей покинули свои площадки, но с мероприятия не ушли и продолжили веселье только уже в роли участников наравне с детьми.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что люди с установкой чайлдфри стремятся к тотальному контролю и не могут переносить состояние неопределенности, частично подтвердилась. Однако, с полной уверенностью принимать данное утверждение как факт не представляется возможным в связи с относительной молодостью возникновения феномена чайлдфри и малой его изученностью социологами и психологами.

 

Список литературы:

  1. Казачихина М.В. Чайлдфри как одна из формсовременной семьи // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2014. - № 3. - С. 10-14.
  2. Новоселова Е.Н. Добровольная бездетность как угроза демографической безопасности России // Вестник Московского университета. – 2012. - №1. – С. 99-110.
  3. Полутова М. А. Ценностные и мотивационные установки сообщества «чайлдфри» с позиций постмодернизма / М. А. Полутова, О. О. Жанбаз // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2015. − № 1 (116). − С. 89-100.
  4. Романова И. В. Чайлдфри в контексте трансформации семейных отношений / И. В. Романова, О. О. Жанбаз // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2014. − № 12 (115). − С. 89-97.

Оставить комментарий