Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 24(44)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Дорсигова А.И., Хадзиева А.А. РУССКАЯ ДЕРЕВНЯ В ИЗОБРАЖЕНИИ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА (ПО РАССКАЗУ «МАТРЕНИН ДВОР»). // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 24(44). URL: https://sibac.info/journal/student/44/125636 (дата обращения: 25.11.2024).

РУССКАЯ ДЕРЕВНЯ В ИЗОБРАЖЕНИИ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА (ПО РАССКАЗУ «МАТРЕНИН ДВОР»).

Дорсигова Айшат Иссаевна

магистрант филологического факультета ИнгГУ

РФ, г. Магас

Хадзиева Айна Ахметовна

канд. филол. наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, ИнгГУ

РФ, г. Магас

Аннотация. В данной научно-исследовательской работе будет проанализирован рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор». В статье показано, какой была русская деревня в изображении самого автора.  Писатель затрагивает тему крестьянства и его быта, на что обратили внимание исследователи данной работы.

Abstract. In this research work the story by A.I. Solzhenitsyn «Matryona’s place» will be analyzed. In article it is shown what was the Russian village in the image of the author. The writer touches upon a subject of the peasantry and it is life what researchers of this work paid attention to.

 

Ключевые слова. А.И. Солженицын, Матренин двор, деревня, жизнь, рассказ, быт, выбор, персонаж.

Keywords. A.I. Solzhenitsyn, Matryona’s place, village, life, story, life, choice, character.

 

Довольно многие страницы в творчестве А.И. Солженицына рассказывают об истории России, крестьянства, и о русской земле. В малом жанре писатель старается передать все свои мироощущения и познания жизни.

Год 1956 – это время освобождения от насилия и тирании власти для многих людей. Общепризнанным является тот факт, что двадцатый век стал для истории России кровавой эпохой, принесшей стране и ее народу много испытаний и страданий.

Человек – вот на ком все сосредоточено, он несет на себе тяжелый груз, под которым сгибается спина. Жизненные нравы и условия быта народа достаточно хорошо показаны в произведениях А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор», в котором описываются несправедливость, нищета и боль, в нем изображена русская деревня 50 – х годов прошлого столетия.

Следует отметить, что почти все произведения писателя пропитаны болью и страданием людей. Читая его рассказы оставаться равнодушным просто невозможно.

«Матренин двор» – был написан А.И Солженицыным в 1959 году. Рассматривая содержательно-формальный уровень исследуемого произведения, подчеркнем, что начинается рассказ с того, как некий учитель математики пытается поселиться в деревне. Объездив несколько, ему пришлась по душе деревня Тальново, в которой жила Матрена, одинокая женщина лет шестидесяти, по болезни освобожденная от работы в колхозе. Деревня, в которой жила героиня, не отличалась богатством, а напротив, ее поглощала бедность. [1]

В произведениях показано типичная деревня того времени.  Автор описывает не только материальное, но и духовное обнищание людей. Дом Матрены не светился от чистоты и не был добротно выстроен. Автор подробно описал Матренин кров, показывая тем самым нищету русского крестьянства. Писателю не просто интересна жизнь народа, эта тема связана для него с идеей наследственности, с верностью традициям, а также с нравственными проблемами. Нет в этой деревне гармонии, есть только зависть, безответственность, скупость, корысть и обман. По словам А.И Солженицына колхозная жизнь уничтожила деревню, люди не хотели работать на колхоз, поэтому вынуждены воровать торф, чтобы заработать на жизнь. Единственная Матрена живет добросовестно среди этого исковерканного мира, однако героиню мало кто ценит и уважают среди односельчан. После смерти ее шестерых детей, один за другим, деревня решила, что в ней – порча.

То, что происходило в деревне, было результатом массового духовного заболевания, переживаемого людьми. Матрена прошла все тяготы жизни. На первой мировой войне пропал без вести ее жених – Фаддей, он вернулся спустя три года, когда уже Матрена была замужем за его брата Ефима. Умерли дети, не вернулся со второй мировой муж. У женщины тяжелая и неоплачиваемая работа в колхозе, беспросветная бедность, одиночество и голод. [2]

Таким образом, Матрена является воплощением авторского идеала. Женщина, которая всю жизнь провела в труде, не видела в жизни ни добра, ни тепла. В этой жизни она была одинока, у окружающих происходит деформация нравственных понятий: добро – богатство. Жадность овладевает людьми.  Матрена живет на заработанные собственными руками средства, ничего не выпрашивая ни у власти, ни у людей. Еще при жизни Матрены, ее родня начинает делить дом. Полуразрушенную горницу перевозят на тракторе. Трактор застревает и попадает под скорый поезд. Именно из-за этого погибают Матрена и еще два человека. Жадность овладевает людьми, даже Фаддей на похоронах переживает не о ее смерти, а о бревнах. Для него дороже богатство, чем жизнь человека. [2]

Вот такой является среда, в которой живут эти люди, сама ситуация доводит их до воровства, скупости и потери нравственных ценностей. Люди портятся и становятся жестокими. Но Матрена сохранила в себе человечность, не случайно, автор так хорошо передал нам чисто русский характер главной героини произведения, ее доброту и сочувствие ко всему живому.

Откуда в ней столько тепла и гуманизма? Думаем, что силы она черпает в природе. Убогий быт Матрены не сделал черствым ее душу и сердце. Вся трагедия заключается во всей нелепости и жестокости устройства общества. Мы наблюдаем в рассказе, как нищета доводит человека до звериных поступков. Кроме нашей героини Матрены, у которой чисто русский характер, человек с бескорыстной душой, абсолютно безответная, смиренная, честная, справедливая праведница, по словам самого автора.

Идея произведения заключается в том, что автор хотел подчеркнуть мысль о том, что именно на простом народе держится любое государство, поэтому нельзя забывать людей, человека надо просвещать и учить добру и правде с малых лет. Только тогда из него вырастет духовно богатая личность. Наиболее часто используемый троп писателем, - это аллегория.

Только после смерти Матрены рассказчик понимает настоящий ее характер и смысл ее существования. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». [1]

Бесспорно, Матрена является праведницей не по вере, а по образу жизни. По мнению А.И Солженицына именно на таких людях и держится общество, именно в таких людях скрыта суть национального характера. Следует отметить, что с рассказа «Матренин двор» и началась деревенская проза писателя. Писатель изображает героиню как нечто, теряющее прошлое и все дальше уходящее от истоков. Спасение А.И Солженицын видит только в одном – в тех праведниках, что остались в русских деревнях, в тех истинно национальных характерах, что смогли пережить все испытания и способны спасти страну.

Смерть героини – это гибель нравственных устоев деревни, которые поддерживала своей жизнью Матрена. Она единственная в той деревне жила в своем мире, устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, она смогла сохранить свою душу и внутреннюю свободу. Несмотря на трагизм событий, в рассказе звучат очень даже теплые, светлые, пронзительные ноты. Писатель настраивает читателя на добрые чувства и серьезные размышления. Сквозь серость жизни пробивается надежда на что-то «светлое», и это воплощено в самой героине Матрены. Следовательно, рассказ пронизан пафосом героизма и трагизма.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что почти все произведения А.И Солженицына помогают бороться за мир и благо человечества. Учат нас быть добрее и терпеливее друг к другу. Автор показал на примере одной индивидуально взятой судьбы человека, как нравственный выбор может изменить жизнь человека, и зависит этот выбор от него же самого. Для наших современников произведения А.И. Солженицына имеют не только познавательное, но и воспитательное значение. Они помогают читателю воспитывать в себе чувства патриотизма и любви к малой, без которой не может быть большая родина.

В заключении отметим, что положительная героиня А.И Солженицына – Матрена – простая и внешне малозаметная женщина, однако именно она праведница без которой, по пословице приведенной учителем-рассказчиком «не стоит ни село, ни город». На трудолюбии таких людей, как она, держится вся страна.

А.И. Солженицыну удалось создать и передать читателям образ героя, воплощающего в себе невероятно нравственную и духовную силу. Такой и оказалась главная героиня рассказа Матрена.

 

Список литературы:

  1. Солженицын А. И. Матренин двор // Рассказы. М., 1990. С. 112-146
  2. Солженицын А. И. Матренин двор// Собрание сочинений. Т.З. Вермонт-Париж, 1997. С. 7 - 122.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.