Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 24(44)
Рубрика журнала: Психология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОЖИВАНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ НА ИХ СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Многие работы психологов посвящены изучению «личностного пространства» человека в его бытийном осознании, определяя это как психологическое пространство личности – эти работы становятся все более актуальными для науки с точки зрения взаимодействия человека с внешним миром.
Р. Соммер впервые использовал в практической деятельности определение понятия «личностное пространство». Р. Соммер основоположник проксемики, науки, которая изучает различные закономерности размещения в пространстве людей, их поведения с точки зрения переживания субьективного комфорта, это возможно, только при условии, что у каждого имеется невидимая простраственная «оболочка».
Современная отечественная психология пользуется семантически близкими понятиями такими как: Д.В. Ольшанский, аппелирует понятием «психологический образ жизни» и в тоже время использует понятие «субьективное пространство жизнедеятельности», что по содержанию совершенно одинаково. [2, с. 34].
Рябкина З.И. с Бурмистровой А.В. предлагают развивать концепцию бытийныйх пространств [6, с. 90]. В данной концепции само пространство бытийности в сознании обыденности представляется понятием у человека как «личная жизнь» предполагая, что это те занятия, которые и окружают в жизни самого человека: семья, профессия, вещи, время, образование.
Школа К. Левина изучает понятие «психологическое пространство личности» очень подробно в своей практике. Психолог Левин говорит, что в той ситуации, в которой находится сама личность, мы должны изучать не с физической точки зрения, а как именно она видится самому человеку в данной ситуации, то есть исследовать человека, который включился в эту самую среду [1, с. 144].
Пространство личности человека как психологический аспект имеет различные свойства: ощущая свое пространство, человек ощущает его как то, что он сам его лично присвоил или захватил, и это для него представляет ценностный аспект; в том пространстве своей личности, в которой находится человек, он сам имеет право им распоряжаться, выстраивать внешние границы для защиты, и он же создатель и творец находясь во внутрених границах своей личности; пространство личности как психологический аспект находится в сознании человека естественно и при этом оно не рефлексирует, если не возникают проблемные ситуации, так как имеет «прозрачный» вид и сложно поддается какому-либо позитивному описанию; главная определяющая пространства человека с психологической позиции это то, что может определять его собственные границы [7, с. 71].
Пространство личности как психологический аспект можно рассмотреть с психологическими проявлениями: субьект переживает пространство как сохранное, но при этом нарушенное - человек показывает это через отрицательные эмоциональные реакции, и проявляется как чувства расстройства, беспокойного настроения; свое психологическое пространство человек может осознать или не осознать в зависимости от того были ли какие то изменения в ближайшее время в различных сферах его жизни; психологическое пространство при нахождении изменения или нет, человек реагирует на все через проявление своего поведения, которое направленно на объекты значимые для внутреннего мира.
Нартова-Бочавер С.К. говорит о том, что само психологическое пространство может определить актуальную деятельность или стратегию жизни человека, ведь является субъективно значимой частью бытия. Само пространство личности может включать в себя все акспекты явлений, с которыми человек сам себя отождествляет. Явления, которые стали ценными прошли путь от целого ряда процессов обладания данным личностным смыслом самого явления до принятия его ценным или не имеющим значимости, например:
- Само пространство можно считать суверенным только в том случае, если человек может противостоять негативным фактором извне и избегает их;
- Становится депривированным, если в его жизни была ситуация психологического насилия при неимении возможности избежать этого, или быть достаточно бессильным в попытке отстоять свое право на личные границы, и данное деструктивное влияние имело тотальный характер [3, с. 77-78]. Все имеющие депривации суверенности психологического пространства личности человека тормозят процессы, связанные с само-: самообучение, социализацию, саморазвитие, самоактуализацию.
Самый важный критерий психологического пространства личности, Нартова-Бочавер С.К. обозначает, как прочность или целостность этих границ проявлясь через переживания человеком как личной «суверенности» собственного «Я». Приобретенная суверенность дает различные стойкие реакции поведения к миру – это и уверенность, доверие к миру, безопасноть, и позволяет человеку чувствовать всю жизнь как аутентичную [4, с. 30]. При расмотрении аспекта нарушения границ психологического пространства личности появляется опасность, которая переживается человеком как чувство депривированности.
Суверенность психологического пространства – это целое качество личности человека, которая позволяет ему иметь контроль психологического пространства, владеть пониманием реакций для положительного решения различных жизненых задач и устанавливать собственное авторство по реализации своего личного жизненного пути – это и является главным условием нормального функционированияи развития человека [5, с. 210].
На становлении суверенности психологического пространства может влиять сепарация от родителей. Психологической сепарации способствует территориальное отделение человека от своих родителей.
В проведенном исследовании о влиянии критерия проживания молодых людей с родителями на суверенность психологического пространства личности выдвинули гипотезу о том, что проживание отдельно от родителей суверенность психологического пространства выше, чем у тех молодых людей, которые проживают с родителями.
Для проверки гипотезы мы использовали опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер. Опросник состоит из 67 утверждений и 7 шкал (СФТ - суверенность физического тела, СТ - суверенность территории, СВ – суверенность вещей, СП – суверенность привычек, СС – суверенность социальных связей, СЦ – суверенность ценностей и СПП – общая суверенность).
В исследовании приняло участие 54 человека – мужчины и женщины в возрасте от 18 до 29 лет.
Для обработки результатов мы применили U-критерий Манна-Уитни. Анализ показал, что различия между группами людей проживающих и не проживающих с родителями не достигло статистической значимости по всем шкалам.
Таким образом, совместное проживание с родителями или отдельное проживание от родителей молодых людей не сильно взаимосвязанно со степенью суверенности психологического пространства. Территориальное отделение не может означать психологическую сепарацию молодых людей от 18 до 30 лет, и соответственное не может быть главным фактором оказывающим влияние на суверенность психологического пространства личности человека.
Список литературы:
- Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2001. - 572 с.
- Левкова Т.В. Суверенность психологического пространства как основа психологического здоровья личности // Гуманитарные науки. – 2010. - № 1/2(5) – С. 31-40.
- Нартова-Бочавер С.К. Опросник «Суверенность психологического пространства» — новый метод диагностики личности // Психологический журнал. — 2004.— Том 25, №5.— С. 77—89.
- Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24, № 6. – С. 25-41.
- Нартова-Бочавер, С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии / С. К. Нартова-Бочавер. – СПб.: Питер, 2008. –400 с.
- Рябикина З.И. Личность как субъект формирования бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия - 2005 - №5 – С. 70-92.
- Харламенкова Н.Е. Суверенность психологического пространства личности при разных типах переживаемых угроз // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова – 2015. – Т. 21. – С. 70 – 89.
Оставить комментарий