Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 24(44)

Рубрика журнала: Медицина

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Циркунова А.Г., Смекалова Е.А., Кураш И.А. ПРИНЦИПЫ ТЕРАПИИ РАССЕЯННОГО СКЛЕРОЗА У ДЕТЕЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 24(44). URL: https://sibac.info/journal/student/44/124673 (дата обращения: 29.03.2024).

ПРИНЦИПЫ ТЕРАПИИ РАССЕЯННОГО СКЛЕРОЗА У ДЕТЕЙ

Циркунова Анна Геннадьевна

студент, ГГМУ,

РБ, г. Гомель

Смекалова Елена Александровна

студент, ГГМУ,

РБ, г. Гомель

Кураш Иван Андреевич

студент, ГГМУ,

РБ, г. Гомель

Данный обзор литературы направлен на изучение терапии рассеянного склероза у детей.

Ключевые слова: Рассеянный склероз, бета-интерфероны, глатирамера ацетат.

 

Введение

Рассеянный склероз (РС) - хроническое прогрессирующее заболевание нервной системы, особенностью которого является одновременное повреждение нескольких отделов нервной системы, что может привести к возникновению различных неврологических симптомов.

РС обычно считается заболеванием взрослых, он встречается также у более молодых пациентов, приблизительно 3-5 % населения с РС в возрасте менее 16 лет:

  • центральная нервная и иммунная системы детей / подростков развиты в меньшей степени, чем у взрослых;
  • у детей заболевание чаще включает мозжечковые и спинномозговые нарушения;
  •  характеризуется проявлением множества симптомов с высокой частотой рецидивов.

У 30 % детей с РС развиваются когнитивные нарушения на ранних стадиях заболевания, что негативно сказывается на их учебной и общественной деятельности [7, с. 1258].

Хотя у большинства пострадавших детей заболевание начинается в подростковом возрасте, рассеянный склероз может также возникнуть в возрасте до 10 лет, что и обуславливает более высокий уровень ранней инвалидности. На ранних стадиях РС симптомы могут быть схожи с симптомами острого диссеминированного энцефаломиелита, что усложняет диагностику заболевания. Интересно, что у более молодых пациентов (возраст начала заболевания <12 лет) соотношение между женским и мужским полом близко к единице (1,2), но увеличивается до 4,2, когда возраст начала заболевания составляет 13-15 лет [7, с. 1258].

Диагностика РС в детском возрасте

Уровень знаний об иммунно-опосредованных демиелинизирующих расстройствах ЦНС у детей в последние годы существенно вырос. В 2007 году Международная детская исследовательская группа по рассеянному склерозу (IPMSSG) предложила определения и диагностические критерии для детского РС, острого диссеминированного энцефаломиелита (ADEM), нейромиелита optica (NMO) и клинически изолированного синдрома (CIS) [7, с. 1267]. Доступность более точных диагностических процедур, как ожидается, облегчит окончательный выбор в использовании терапии корректирующую заболевание у детей с РС [7, с. 1267].

Лечение РС у детей

Хотя случайные контрольные исследования препаратов, корректирующих заболевание не доступны в педиатрии, бета-интерфероны и глатирамера ацетат рекомендуются на основе убедительных доказательств в качестве терапии первой линии у взрослых пациентов [5, с. 116]. Результаты некоторых исследований доказали эффективность и безопасность этих иммуномодулирующих средств при кратковременном применении у детей; бета-интерфероны и глатирамера ацетат значительно снижали частоту рецидивов, замедляли прогрессирование заболевания и в целом хорошо переносятся пациентами [3, с. 8; 5, с. 116].

Европейское руководство рекомендует раннее начало корректирующей терапии у детей с рецидивирующим (ремитирующим) РС [7, с. 1258]. Аналогичным образом, IPMSSG рекомендует, чтобы все пациенты педиатрического отделения с РС для раннего лечения использовали бета-интерферон или глатирамера ацетат в качестве препаратов первой линии, чтобы предотвратить возникновение рецидивов, ограничить степень инвалидности и снизить вероятность возникновения поражений ЦНС [5, с. 116].

Алгоритм лечения для РС у детей был разработан на основе консенсуса двух документов (рис. 1).

Рисунок 1. Алгоритм лечения рассеянного склероза у детей

GA = глатирамера ацетат; IFNβ = интерферон-бета; МРТ = магнитно-резонансная томография [5, с. 116].

 

При первом эпизоде РС пациентам необходимо проводить клинический мониторинг; через 3-6 месяцев рекомендуется пройти повторно МРТ. Если результат второго МРТ указывает на активность РС (например, появление нового очага), следует предложить лечение [7, с. 1258; 5, с. 116]. Однако около трети детей с РС не будут адекватно реагировать на лечение, тогда потребуются препараты второй линии. Неэффективность лечения ведет за собой возникновение рецидивов и новых очагов демиелинизации.

Препараты второй линии

В случаях безуспешного лечения или прогрессии заболевания, есть возможность применения препаратов второй линии. Эффективность и абсолютная переносимость натализумаба были продемонстрированы в ряде исследований, но всегда следует учитывать риск прогрессирования многоочаговой лейкоэнцефалопатии [5, с. 116]. Исследования показали, что применение циклофосфамида и митоксантрона приводит к регрессу заболевания, но их безопасность оставляет желать лучшего [5, с. 116]. В настоящее время проводится оценка ряда других препаратов, таких как ритуксимаб, даклизумаб и финголимод, но необходимы дополнительные исследования для оценки оптимальной дозировки, безопасности и эффективности, прежде чем эти препараты могут быть рекомендованы в качестве терапии второй линии у детей с рассеянным склерозом.

Побочные эффекты

Одним из наиболее распространенных побочных эффектов является раздражение в месте введения глатирамера ацетата и интерферонов (до 90 % с подкожными инъекциями и 33 % с внутримышечными инъекциями) [1, с. 1705]. Со временем может развиться видимое углубление в месте инъекции из-за локального разрушения жировой ткани, известная как липоатрофия. Интерфероны могут вызвать гриппоподобные симптомы; некоторые люди, принимающие глатирамера ацетат, наблюдают после инъекции реакцию с покраснением, чувство сжатия в груди, сердцебиение и тревогу, которая обычно длится менее тридцати минут. При применении митоксантрона более опасными, но гораздо менее частыми, являются поражение печени интерферонами, систолические функциональные нарушения (12 %), бесплодие, острый миелоидный лейкоз (0,8 %) и прогрессирующая мультифокальная лейкоэнцефалопатия, встречающаяся также при применении натализумаба (встречается у 1 из 600 человек).

Применение финголимода может привести к гипертонии и замедлению сердечного ритма, отёку желтого пятна, повышению уровня печеночных ферментов или снижению уровня лимфоцитов. Экспериментальные данные подтверждают низкий уровень безопасности терифлуномида, с частыми побочными эффектами, включая: головные боли, усталость, тошноту, выпадение волос, боль в конечностях. Также есть вероятность возникновения печеночной недостаточности и прогрессивной мультифокальной лейкоэнцефалопатии. Наиболее распространенные побочные эффекты диметилфумарата проявляются со стороны желудочно-кишечного тракта. Диметилфумарат может стать причиной снижения количества лейкоцитов, но случаев оппортунистических инфекций во время испытаний зарегистрировано не было.

Сопутствующие симптомы

Одна из самых распространенных жалоб у пациентов с РС это общая усталость.  В исследовании 50 пациентов с РС в детском возрасте были получены общие оценки усталости с использованием Многоплановой Шкалы Усталости PedsQL, из них: умеренные в 24 % и тяжелые в 32 % случаев.[6, с. 1502] Доля пациентов с легкой или тяжелой когнитивной усталостью (52 %) была вдвое больше, чем доля пациентов с легкой или тяжелой её степенью, связанной со сном (26 %), хотя в обоих выявленных  случаях они, вероятно, способствуют плохой успеваемости в школе. Большинство родителей выявили более высокий процент когнитивной усталости (76 %) у своих детей по сравнению с общей и связанной со сном усталостью (63 % для каждого). Во время регулярных посещений невролога детей следует проверять на наличие усталости, так как этот фактор усугубляет заболевание, но часто является излечимым симптом.

Существует мнение об эффективности отдельных терапевтических приемов лечения, хотя существуют достоверные данные о конкретных способах, например, физические упражнения [7, с. 50] и психологические методы лечения являются эффективными. Когнитивно-поведенческая психотерапия оказалась незначительно эффективной для снижения переутомления при РС.

И лекарства и нейрореабилитация, как показывают данные, облегчают некоторые симптомы, хотя изменения течения заболевания не наблюдалось. Отмечается положительный ответ на лечение таких симптомов заболевания, как нестабильность функции мочевого пузыря и спастичности мышц, в то время как на другие симптомы ответ либо мало заметен, либо вовсе отсутствует. Для решения неврологических проблем важен многоплановый подход к улучшению качества жизни. Многоплановые программы реабилитации повышают активность людей с РС.

Заключение

Дети с прогрессирующим РС подвергаются риску развития серьезных когнитивных и физических осложнений. Своевременная терапия бета-интерфероном или глатирамера ацетатом оказывает наиболее положительный эффект на течение заболевания. Для детей, которые испытывают рецидивы заболевания, можно использовать препарат второй линии – натализумаб, но с особой осторожностью, ввиду побочных эффектов.  Существует необходимость в проведении постоянных клинических исследований, способных оценить ход терапии, особенно при использовании препаратов второй линии.

 

Список литературы:

  1. Balak DM, Hengstman GJ, Çakmak A, Thio HB (December 2012). "Cutaneous adverse events associated with disease-modifying treatment in multiple sclerosis: a systematic review". Multiple Sclerosis. 18 (12): 1705–17. doi:10.1177/1352458512438239.
  2. Comi G (October 2009). "Treatment of multiple sclerosis: role of natalizumab". Neurological Sciences. 30. 30 Suppl 2 (S2): S155–8.
  3. Compston A, Coles A (October 2008). "Multiple sclerosis". Lancet. 372 (9648): 1502–17.
  4. Chitnis T, Tenembaum S, Banwell B, Krupp L, Pohl D, Rostasy K, Yeh EA, Bykova O, Wassmer E, Tardieu M, Kornberg A, Ghezzi A; International Pediatric Multiple Sclerosis Study Group: Consensus statement: evaluation of new and existing therapeutics for pediatric multiple sclerosis. Mult Scler 2012;18:116-127.
  5. Fatigue and quality of life in pediatric multiple sclerosis. Mult Scler2009;15:1502–1508.
  6. Gallien P, Nicolas B, Robineau S, Pétrilli S, Houedakor J, Durufle A (July 2007). "Physical training and multiple sclerosis". Annales De Readaptation Et De Medecine Physique. 50 (6): 373–6, 369–72.
  7. Ghezzi A, Banwell B, Boyko A, Amato MP, Anlar B, Blinkenberg M, Boon M, Filippi M, Jozwiak S, Ketelslegers I, Kornek B, Lim M, Lindstrom E, Nadj C, Neuteboom R, Rocca MA, Rostasy K, Tardieu M, Wassmer E, Catsman-Berrevoets C, Hintzen R: The management of multiple sclerosis in children: a European view. Mult Scler 2010;16:1258-1267.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.