Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 23(43)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Вилкова Е.И. ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ КАК ИСТОЧНИКА ПРАВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 23(43). URL: https://sibac.info/journal/student/43/124438 (дата обращения: 04.01.2025).

ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ КАК ИСТОЧНИКА ПРАВА

Вилкова Екатерина Игоревна

магистрант, кафедра Юридическое сопровождение бизнеса Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России),

РФ, г. Москва

Аннотация. Самым старым из ныне существующих источников права, несомненно, является правовой обычай, который сохранился с древнейших времен и действует в наши дни. Доподлинно известен тот факт, что правовой обычай существовал до закона и являлся основным способом регулирования отношений. Однако, хотя обычное право и было авторитетным в большинстве государств, со временем за писаным законом стал признаваться приоритет перед обычным правом, хотя обычай не утратил своего значения до современности.

Ключевые слова: обычай, правовой обычай, обычное право.

 

Несмотря на возрастающую силу писаного права, правовой обычай как источник права не потерял своей значимости. В.А. Рыбаков по этому поводу в одной из своих работ приводит следующее высказывание: «Как справедливо полагает Н.Н. Разумович, «хотим мы этого или нет, обычное право действует. Оно существует и будет существовать столько, сколько просуществует право, оказывая влияние на правовое развитие, восполняя пробелы в зонах правового общения, а также там, где законопредписания нежизнеспособны» [5].

В свою очередь А.П. Печников полагает, что тайна такой «живучести» правового обычая заключается в описанных ниже присущих ему особенностях.

Первая особенность правового обычая заключается в длительном процессе возникновения. Прежде чем обычай сможет приобрести силу, с момента его появления должно пройти некоторое, длительное время. Постепенно обычай впитывает в себя модели поведения, складывающиеся в результате длительной практики и характерные для конкретного общества. Однако нужно учитывать, что обычаю и присущ консервативный характер функционирования, который объясняется длительностью его формирования, но он все же не является «застывшим» на века правилом поведения. Правовому обычаю свойственна динамика, изменчивость с течением времени, которая заключается в постепенном вытеснении устаревших обычаев обычаями современными, наиболее соответствующими современным реалиям [4].

Подтверждением изменчивости правового обычая с течением времени может служить следующий пример. В обычаях древних государств, в частности в законах Хаммурапи, основным принципом наказания служил принцип талиона, смысл которого заключался в форме «равное за равное». Основная цель – возмездие. В настоящее же время данный обычай не поддерживается государствами, но суть принципа возмещения вреда за причиненный ущерб действует и по сей день и закреплена в законах. Данный факт отражает следующую особенность правового обычая – санкционированность [4].

Чтобы правовой обычай мог реально применяться в обществе, необходимо его признание в качестве источника права со стороны государства. Право не может существовать вне государства, поэтому только в виду придания законности, юридической силы, обычай приобретает общеобязательный характер. Соответственно, можно утверждать, что правовой обычай не должен, не может противоречить закону, что подчеркивает его факультативный характер и свидетельствует о том, что обычаи действуют в случаях наличия пробела в норме права – в субсидиарном (восполнительном) порядке [6].

Наряду с санкционированием государством следует упомянуть о формальной определенности. Поскольку обычай существует в устной форме, возникает необходимость в определении его содержания, поскольку без этого применение на практике станет невозможным. Нужно понимать, на какую ситуацию или сферу отношений распространяет свое действие обычай, к какому кругу лиц применим, какие последствия ожидаемы от его реализации. Ответ на этот вопрос и дает формальная определенность. Однако, стоит иметь в виду, что данный критерий по отношению к обычаям является желательным, но не обязательным, он лишь помогает упростить реализацию обычая в деле.

Указание в каком-либо документе на существование обычая делового оборота значительно облегчает его функционирование и помогает обеспечить единообразную практику его применения. Однако, в этой связи встает вопрос: какого уровня должен быть документ (с зафиксированном в нем обычаем), который бы с уверенностью позволял утверждать о существовании и содержании обычая? Несомненно, предпочтение отдается официальному источнику. Одним из таких официальных источников можно считать судебное решение. «Следует отметить, что обычаи, указания на которые содержатся в судебных актах, имеют первоочередное значение и занимают особое положение. Поскольку именно суд является органом государственной власти, который наделен функцией рассмотрения и разрешения гражданско-правовых споров, именно он имеет своей обязанностью решать вопрос о существовании или не существовании обычая, а так же об установлении его содержания»[3].

Также, среди особенностей правового обычая следует отметить его локальный характер: обычай может действовать в определенной местности, среди определенной группы людей, в какой-либо сфере хозяйственной деятельности, что не исключает его действие в масштабах целого государства или в пределах территорий нескольких государств.

Вышеописанные особенности, присущие правовому обычаю, признаются повсеместно в российской правовой доктрине, хотя некоторые правоведы могут выделять дополнительные его характерные черты. Например, Г.Ф. Шершеневич выделял по отношению к обычаю следующие требования: содержать нормы, основывающиеся на правовом убеждении и проявляющиеся в частом применении; не противоречивость разумности; не нарушение добрых нравов; отсутствие в своем основании заблуждения [7].

Опираясь на вышеописанные положения, можно привести определения правового обычая, содержащиеся в российской юридической литературе.

Например, в учебнике гражданского права под редакцией Е.А. Суханова дано следующее определение: «Обычаи имущественного оборота представляют собой сложившиеся в нем в силу неоднократного единообразного применения общепринятые правила поведения, ни выраженные прямо ни в законе (нормативном акте), ни в договоре сторон, но не противоречащие им»[6]. Стоит отметить, в данном случае употребляется термин «обычаи имущественного оборота», что объясняется тем, что в российском законодательстве долгое время признавался «обычай делового оборота», применяемый только в области хозяйственной (предпринимательской) деятельности. И хотя в последние годы законодатель расширил область применения обычая, он, по-прежнему, наиболее распространен в сфере предпринимательства, в отношении имущества. Кроме такого отличия в данном определении можно видеть, что все описанные ранее характерные черты правового обычая присутствуют и смыслового различия не несут.

Еще одно определение сформулировано в учебнике теории государства и права: «Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе, в результате многократного и длительного применения» [7]. В данном определении можно видеть четкое и последовательное указание на признаки обычая.

«Правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям» - данное определение приведено в книге под авторством Н.И. Матузова и А.В. Малько. В данном определении акцентировано внимание на исторический характер правового обычая и давность его применения, которое способствует выработке у людей привычки, что, впрочем, ни коим образом не противоречит характеристикам, но и подтверждает их.

В законодательстве Российской Федерации правовой обычай не имеет широкого распространения и описания. Согласно статье 5 Гражданского кодекса РФ, «Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» [1]. По смыслу из текста данной статьи можно выделить лишь два условия применения обычая:

- оно не должно быть предусмотрено законодательством (что логично, в противном же случае правило поведения, регламентированное законом, перестает быть обычаем и становится нормой права);

- оно не должно противоречить положениям законодательства или договора.

В Постановлении Пленума ВС РФ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», которое толкует указанную статью, положение статьи ГК РФ, с одной стороны, повторяется: «Под обычаем, который в силу статьи 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении гражданско-правового спора, следует понимать не предусмотренное законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое правило поведения при установлении и осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей не только в предпринимательской, но и иной деятельности». С другой стороны, уточняется применение обычая в связи с его зафиксированностью: «Подлежит применению обычай как зафиксированный в каком-либо документе (опубликованный в печати, изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), так и существующий независимо от такой фиксации»[2]. Кроме указанных двух документов об обычае упоминается в еще нескольких статьях Гражданского кодекса РФ в разделах, касающихся конкретных видов обязательств.

Следует обратить внимание, что гражданское право является единственной отраслью российского права, где законодательство разрешает и закрепляет возможность использования правовых обычаев, а государство таким образом их санкционирует.

Подводя итог всему вышеописанному, можно утверждать, что правовой обычай выступает как способ постоянного обновления права. Он имеет своей особенностью сохраняться в той мере, в какой обстоятельства выражают его реальность. Правовой обычай в сравнении с другими источниками права обладает большей гибкостью, что позволяет ему наиболее полно отвечать изменчивым и постоянно трансформирующимся жизненным обстоятельствам. Однако, по сравнению с нормами закона, такая динамичность является и недостатком обычая, поскольку не имеет однозначной формальной определенности, что является причиной трудностей на стадии претворения обычая в хозяйственной деятельности.

В настоящее время обычай уступил место первенства писаному закону и может занимать лишь то место и роль, которые ему отведены законодательством, что не является причиной невозможности базирования и возникновения закона на его основе.

 

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // "Российская газета", № 238-239, 08.12.1994;
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // "Российская газета", № 140, 30.06.2015;
  3. Вилкова Е.И. Классификация обычаев предпринимательской и иной деятельности: значение и применение // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 23(43).
  4. Печников А.П. Юридическая природа правового обычая // Гуманитарные и юридические исследования. 2013. № 3;
  5. Рыбаков, В. А. Правовой обычай: прошлое и настоящее / В. А. Рыбаков. // Современное право. -2009. - № 3. - С. 11 – 16;
  6. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / отв. ред. Е.А. Суханов. – 4-е изд., стереотип. – М: Статут, 2016. – С. 89;
  7. Теория государства и права: Учебник / под. ред. М.Н. Марченко. – М.: Издательство «Зерцало», 2019. – С. 546.

Оставить комментарий