Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(42)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Шемякина Р.Ю., Филатова Е.А. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 22(42). URL: https://sibac.info/journal/student/42/122451 (дата обращения: 12.05.2024).

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Шемякина Раиса Юрьевна

магистрант факультета психологии НИУ «БелГУ»,

РФ, г. Белгород

Филатова Елена Анатольевна

ассистент кафедры общей и клинической психологии НИУ «БелГУ»,

РФ, г. Белгород

Проблема взаимосвязи психологического здоровья и креативности в психологии на настоящий момент хоть и является достаточно разработанной, но пока так и остается неразрешенной. Причиной этого является наличие накопленных за долгие годы противоречивых данных и теорий, указывающих либо на взаимосвязь психического и психологического нездоровья с творческой одаренностью, либо на то, что творческая самореализация – есть залог успешного и здорового существования человека в мире.

Необходимо отметить, что на настоящий момент в психологии количественно преобладают именно те теории, которые указывают на взаимосвязь творческой одаренности психическим или психологическим нездоровьем. Более того, данные теории восходят ещё к античности (Платон, Гораций, Цицерон), однако наибольшую разработку они получили только в конце XIX века [3]. Так, С.В. Максимова пишет, что «в истории психиатрии высокая способность к творчеству связывалась с теми или иными формами отклонений – эпилепсией (Ч. Ломброзо), функциональными неврозами (Н.Н. Баженов), психотизмом (Г.В. Сегалин), неврозами (З. Фрейд)» [7]. Кроме того, вышеупомянутый Ч. Ломброзо, подкреплял свою теорию о взаимосвязи одаренности с психическими нарушениями примерами из биографии знаменитых личностей. В частности он указывал, что от меланхолии страдали Ж.Б. Мольер и Ф. Мендельсон, Т. Гоббс и Р. Шуман от галлюцинаций, а Т. Тассо, А. Шопенгауэр и Ж.Ж. Руссо были липеманьяками [6].

Среди современных исследований в поддержку данных теорий можно привести в пример результаты американских психологов, описанные И.П. Ильиным, обнаруживших, что в обследованной ими группе творческих личностей по сравнению с контрольной выборкой на 10 % больше психических заболеваний [3]. Также в пользу теорий, отождествляющих одаренность с психическими нарушениями, можно косвенно отнести результаты исследования Н.В. Хазратовой по формированию креативности у дошкольников. Данное исследование дало необычный побочный эффект: во второй половине эксперимента у детей начали проявляться агрессивность, тревожность, неустойчивость настроения, высокая амплитуда эмоционального фона, сензитивность и перевозбуждение, т.е. произошло повышение невротизации испытуемых [2].

Рассмотрим далее теории, указывающие на то, что креативность и творческая самореализация является одним из условий необходимых для здоровой и полноценной жизни человека. К сторонникам данного подхода можно отнести А. Маслоу, Э. Фромма, также, в какой-то степени, Дж. Морено. К примеру, А. Маслоу, описывая черты, характерные, по его мнению, для наиболее психологически полноценных личностей (самоактуализирующихся личностей), включал туда также и креативность. Однако с той оговоркой, что самоактуализирующимся личностям не обязательно обладать талантом в какой-то деятельности, например музыке или искусстве. Креативность у них может проявляться в виде естественной спонтанной активности, характерной неиспорченным детям, и может применяться для решения каких-либо жизненных или бытовых задач. Также он различал два вида креативности: креативность таланта и креативность самоактуализации. Последняя, по его мнению, распространена гораздо более широко и имеет более тесную связь с личностью, проявляясь в повседневной жизни не только в великих и очевидных продуктах творчества, но и многочисленными другими способами, например в своеобразном чувстве юмора, склонности что-либо делать творчески [8]. Дж. Морено указывал, что способность творить – фундаментальное человеческое свойство. Катализатором творчества, по его мнению, является спонтанность, которая определяется как адекватная реакция на новые условия, или новая реакция на старые. Следовательно, если спонтанность не может найти себе выхода или подавляется, то это может приводить к оскуднению индивидуального бытия и обеднению личности (невроз креативности) [4].

Таким образом, как мы можем наблюдать, проблема взаимосвязи психического и психологического здоровья с креативностью так и остается до конца неразрешенной не только по причине наличия противоречивых взглядов на данную проблему, но также из-за того, что ни с одной ни с другой стороны так и не получено убедительных данных свидетельствующих в пользу того, или иного подхода. В связи с этим, настоящее исследование является попыткой преодоления существующего противоречия в науке, что и обуславливает его актуальность.

Пытаясь обосновать пути преодоления данного противоречия, ещё на начальном этапе нашего исследования мы выдвинули два предположения. Первое из них заключается в том, что креативность, проявляющаяся в виде спонтанной активности, выражающаяся в нестандартном подходе к повседневным жизненным задачам (креативность самоактуализации), более характерна для психологически здоровых людей. Соответственно – второе предположение - креативность, характерную для особых видов деятельности (музыкальная, художественная, литературная и т.д.), может стимулировать психологическое неблагополучие. Тем не менее, в настоящем исследовании мы проверили только последнее предположение, и исследовали взаимосвязь психологического здоровья с творческими способностями на примере вербальной креативности.

Базой для нашего исследования послужил факультет психологии НИУ «БелГУ», в нём приняли участие студенты четвертого курса в количестве 36 человек. Возраст участников исследования находится в интервале от 20 до 23 лет.

Для исследования особенностей психологического здоровья мы использовали методику «Опросник качества жизни SF – 36». Вербальная креативность нами изучалась с помощью методики RAT С.А. Медника.

Опросник SF – 36 позволяет определить степень удовлетворенности испытуемых их физическим и психологическим состоянием, а также с теми сторонами жизнедеятельности (трудовой, социальной и бытовой), на которые они влияют. SF-36 включает восемь шкал, среди них первые четыре, а именно: физическое функционирование (PF), ролевая деятельность (RP), телесная боль (BP), общее здоровье (GH) - относятся к параметрам физического здоровья; последние четыре: жизнеспособность (VT), социальное функционирование (SF), эмоциональное состояние (RE) и психическое здоровье (MH) – к показателям психологического здоровья. На основании баллов, полученных по данным шкалам, формируются два интегральных параметра: психологический и физический компоненты здоровья [10].

В методике RAT С.А. Медника испытуемым предлагаются словесные триады (тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям. Испытуемому необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание. Ответы испытуемых оцениваются по трем шкалам: оригинальность, уникальность и продуктивность [9].

Для анализа полученных результатов нами использовались математический критерий Краскела-Уоллиса и корреляционный анализ Спирмена.

Перейдем к рассмотрению  результатов исследования.

По итогам диагностики и предварительного анализа результатов мы разделили испытуемых на три группы: с хорошим, удовлетворительным и неудовлетворительным психологическим здоровьем. В группу студентов с хорошим психологическим здоровьем вошло 63,9 % выборки. Группу с удовлетворительным психологическим здоровьем составило 27,8%. Неудовлетворительное состояние психологического здоровья отмечено у 8,3 % испытуемых.

Далее с помощью критерия Краскела-Уоллиса мы попытались установить наличие значимых различий в вышеуказанных группах по особенностям вербальной креативности. Значимые различия по результатам анализа посредством данного критерия отображены в таблице 1.

Таблица 1.

Значимые различия, выявленные посредством критерия Краскела-Уоллиса в группах студентов с разным уровнем психологического здоровья

 

Средний ранг

  Н

р

Оригинальность

 

Неудовлетворительное

психологическое

здоровье

27

 

 

 

 

6,150

 

 

 

 

0,046

Удовлетворительное

психологическое

здоровье

23,3

Хорошее психологическое

Здоровье

15,3

Продуктивность

Неудовлетворительное

психологическое

здоровье

26,83

 

 

 

 

6,627

 

 

 

 

0,036

Удовлетворительное

психологическое

здоровье

23,3

Хорошее психологическое

Здоровье

15,33

 

Таким образом, по результатам математико-статистического анализа данных критерием Краскела-Уоллиса обнаружены значимые различия в группах студентов с разным уровнем психологического здоровья по таким показателям вербальной креативности как оригинальность и продуктивность. Из чего мы можем сделать вывод о том, что чем ниже уровень психологического здоровья, тем выше вербальная креативность: способность продуцировать большее количество слов, по сравнению с большинством, возможно, словоохотливость, а также использование в речи оригинальных и нестандартных слов и выражений.

Далее, в целях более подробного изучения, мы проверили различные параметры здоровья и вербальной креативности на предмет взаимосвязей, для чего применили корреляционный анализ Спирмена. По его итогам выявлены следующие значимые взаимосвязи.

Жизнеспособность на высоком уровне значимости отрицательно взаимосвязана с показателями вербальной креативности оригинальность (r=-0,478, p<0,01) и уникальность (r=-0,478, p<0,01).

Показатель ролевая деятельность на достоверном уровне значимости отрицательно взаимосвязан оригинальностью (r=-0,366, p<0,05) и продуктивностью (r=-0,370, p<0,05).

Социальное функционирование на достоверном уровне значимости отрицательно взаимосвязано с оригинальностью (r=-0,373, p<0,05).

Показатель психическое здоровье на высоком уровне значимости взаимосвязано с оригинальностью (r=-0,501, p<0,01) и уникальностью (r=-0,460, p<0,01).

Попытаемся далее объяснить полученные результаты.  Как указано выше, оригинальность и уникальность на высоком уровне значимости отрицательно взаимосвязаны с такими показателями психологического здоровья как психическое здоровье и жизненная активность. Причина данного явления, как мы полагаем, может быть связана с тем, что при нарушениях психоэмоционального или психофизического состояния (например, тревога, депрессия или же просто энергетическое истощение),  человек начинает по-новому воспринимать окружающий мир и привычные вещи. Соответственно, если это другое восприятие, то оно потребует совершенно других слов для его описания, а значит, может и быть катализатором вербальной креативности.

Таким образом, полученные нами результаты в какой-то степени подтверждают научные взгляды Ф. Баррона, согласно мнению которого, для того чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком; отсюда: имеющиеся эмоциональные нарушения искажают «нормальное» видение мира и создают предпосылки для нового подхода к действительности [3].

Ещё одним показателем психологического здоровья, с которым взаимосвязана оригинальность является социальное функционирование. Учитывая, что взаимосвязь отрицательная, мы можем сделать вывод о том, что чем более вербально креативным является человек, тем труднее ему адаптироваться в обществе. Эти результаты также согласуются с данными исследований таких ученых как Дж. Селли и А. Людвиг, заметивших у ряда знаменитых творческих личностей проблемы с адаптацией. Причинами снижения социальных контактов у креативных личностей могут быть либо то, что им в виду своей оригинальности труднее вписаться в общественные стандарты, либо же уединение стимулирует их творчество. Хотя возможно имеет место быть и то и другое.

В завершении рассмотрим взаимосвязь оригинальности и продуктивности с ролевой деятельностью. Последний показатель относится к параметрам физического здоровья, низкие баллы по которому подразумевают то, что повседневная деятельность человека (рабочая и бытовая) значительно ограничена физическим состоянием. Следовательно, учитывая полученные данные, чем более ограничены у человека физические возможности, тем выше оригинальность и продуктивность его речи. Проинтерпретировать это мы можем тем, что при снижении физической активности у человека может возрастать активность интеллектуальная, которая поспособствует порождению большего количества ассоциативных связей между наблюдаемыми явлениями, а те, в свою очередь, потребуют своего выражения в лексических единицах. Таким образом, отсюда может происходить увеличение вербальной продуктивности. Возрастание же вербальной оригинальности может быть напрямую взаимосвязано с возрастанием продуктивности. Ведь если человек увеличивает количество слов для описания привычных явлений, то, совершенно закономерно, что какие-то из них будут выходить за рамки общеупотребительных.

Выводы: в настоящем исследовании показано, что компоненты психологического здоровья (жизненная активность, психическое здоровье, социальное функционирование) тесно взаимосвязаны с различными аспектами вербальной креативности. Учитывая отрицательный характер взаимосвязей, мы можем заключить, что творческий процесс по созданию нового словесного продукта могут стимулировать различные психоэмоциональные нарушения, такие как тревога, депрессивные проявления, или же снижение жизненной энергии.

 

Список литературы:

  1. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М.: Книга по Требованию, 2012. – 453 с.
  2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 368 с.
  3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - Спб: "Питер", 2009. – 434 с.
  4. Лейтц Г. Психодрама: Теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. - М.: «Прогресс», «Универс», 1994. — 352 с.
  5. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: «Смысл», 2006. – 18 с.
  6. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - М.: Азбука, 2006. – 352 с.
  7. Максимова С. В. Творческая активность у лиц с наркотической зависимостью // Вопросы психологии. -2006. - № 1. - С. 118 - 127.
  8. Маслоу А. Мотивация и личность.  - СПб.: Евразия, 1999. – 352 с.
  9. Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника (взрослый вариант) [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.psyoffice.ru/1-82-246.htm  (дата обращения 12.03.2016)
  10. SF-36 Health Status Survey [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://cardioplaneta.ru/program/337-sf-36-health-status-survey.html (дата обращения 12.03.2016)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.