Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(42)
Рубрика журнала: Психология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
СПЕЦИФИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ В ВИРТУАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ
В статье рассматривается протекание процессов саморегуляции в виртуальном общении. Выделен ряд характеристик виртуального общения, особенности человека с виртуальным общением, описаны межличностные отношения людей с реальным и виртуальным общением.
Ключевые слова: саморегуляция, виртуальное общение, идентичность, личность, эмоции, критерии успешности.
За последние 15 лет виртуальная реальность прочно заняла место в жизни каждого человека. Она охватывает основные виды деятельности человека: общение, игру, учебу, труд. Для кого-то виртуальная реальность стала неотъемлемой частью жизни целенаправленно, кто-то же ищет всевозможные способы ограничения виртуальной реальности. Безусловно, умение гармонично использовать виртуальное пространство в столь быстро изменяющемся мире полезно для человека, однако не каждый видит грань гармонии. Общение в современном мире не зависит от месторасположения или эмоционального статуса собеседников. Виртуальная реальность – это огромный ресурс и, в то же время, не меньший соблазн. Современные люди имеют возможность сегодня получать образование в том числе через виртуальное пространство. Особое место в виртуальной реальности занимает виртуальное общение. Подобное взаимодействие в сети помогает добиваться успеха в образовательной и профессиональной деятельности, отличается удобством и доступностью для большинства людей. При виртуальном общении удается расширить круг социального взаимодействия, не всегда реально и по-настоящему повысить свой статус в обществе. Общение в виртуальном пространстве для большинства является обыденностью, между тем многие споры и обсуждения выходят за грань дозволенного, наносят ущерб нравственности и не приносят людям успеха. Очень часто при виртуальном общении встречается потеря способности регулировать собственное поведение в той или иной дискуссии. В мире ощущается возвышение значимости виртуального пространства для человечества. Виртуальная и реальная жизни переплетены и неотделимы на сегодняшний день друг от друга. На наш взгляд процесс регуляции человеком собственных действий является важным компонентом на пути к достижению своей цели. Изучением данного феномена занимались А.В. Гордилов и И.М. Захарова [1, с. 8; 2, с. 3]. Всё это показывает актуальность исследования психической саморегуляции человека в виртуальном общении. Умение планировать, оценивать, моделировать свою деятельность в этих формах общения играет большую роль в позитивной социализации каждого члена общества. Однако данные процессы являются не до конца изученными. Остается непонятным само протекание саморегуляции в виртуальном общении.
Цель исследования: изучить специфику саморегуляции в виртуальном общении.
Объект: саморегуляция.
Предмет: саморегуляция в виртуальном общении.
Гипотеза: в виртуальном общении уровень саморегуляции низкий вследствие затруднения получения обратной связи и отсутствия критериев оценки эффективности собственных действий.
Опираясь на работы А.В. Гордилова, И.М. Захаровой, Е.И. Изотовой, В.И. Моросановой, мы пришли к предположению, что заниженный уровень эмоционального насыщения сообщений и отсутствие видения эмоционального реагирования человека в ходе беседы отражается на процессе всего общения. Можно предположить, что наличие эмоционального реагирования людей выступает критерием успешности деятельности человека при процессе общения. Следовательно, оценка соответствия реальных результатов критериям успеха возможно затруднена. Мы предположили, что уровень саморегуляции в виртуальном общении низкий вследствие затруднения получения обратной связи и отсутствия критериев оценки эффективности собственных действий. Важным звеном в саморегуляции является оценка деятельности и соотнесение деятельности с критериями успешности. Данный процесс присутствует в ходе всей саморегуляции. При затруднении данного этапа саморегуляции человеком невозможно успешное выполнение деятельности и достижение поставленной цели. Следовательно, можно говорить о том, что люди, пребывающие в виртуальном пространстве, добиваются успешности в меньшей степени, чем люди с живым общением.
В исследовании приняло участие 40 человек мужского и женского пола, в возрасте от 21 до 42 лет, занятые в различных сферах деятельности (юриспруденция, компьютерные технологии, медицина, промышленность, торговля, менеджмент). В ходе беседы испытуемые были разделены на две группы. Первая группа (20 испытуемых) – люди, у которых преобладает виртуальное общение, в силу профессиональной деятельности, в силу отдаленности от родных и близких. Вторая группа (20 испытуемых) – люди с живым общением и специально ограничивающие виртуальное общение.
При проведении исследования использовались следующие методы и методики:
- Анкетирование. Испытуемым предлагалось закончить 5 предложений:
реальная жизнь для меня…;
виртуальная реальность позволяет мне…;
только в виртуальной реальности я могу…;
только в реальной жизни я могу…;
в моей жизни значимым является.
- Опросник «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. Мы хотели выяснить различия между группами в типах межличностных отношений. С помощью опросника мы смогли выявить преобладающий тип отношений (дружелюбие-агрессивность и доминирование-подчинение, а также 8 типов межличностных отношений: авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический). Опросник состоит из оценочных предложений, каждое из которых относится к одному из 8 типов отношений (16 пунктов для каждого типа). Данная методика используется для самооценки, для оценки идеального «Я», оценки знакомых людей. В нашем исследовании методика использована для самооценивания и выявления индивидуальных особенностей поведения человека в социуме [7, с. 64; 8, с. 257].
- Многошкальная опросная методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения». При помощи методики выявляются индивидуальные стили саморегуляции поведения. Опросник состоит из 46 утверждений и в целом дает представление об общем уровне саморегуляции на примере шкалы, которая дает информацию о сформированности саморегуляции. Утверждения, присутствующие в опроснике отдельно относятся к 6 шкалам (по 9 утверждений в каждом). Каждая из шкал соответствует отдельному регуляторному процессу, представляющему структуру саморегуляции описанной В.И. Моросановой. Выделяются следующие шкалы: «Планирование», «Моделирование», «Программирование», «Оценивание результатов», «Гибкость», «Самостоятельность», «Общий уровень» [3, с. 121; 5, с. 119;6, с. 137].
Сравнение групп происходило при помощи вычисления t-критерия Стьюдента для независимых выборок.
Выводы:
- Существует ряд характеристик виртуального общения: недостаточное эмоциональное наполнение сообщений; анонимность (потеря идентичности); отсутствие ответственности; стирание социальных барьеров; отсутствие границ общения.
- Человек с виртуальным общением характеризуется следующими особенностями: потеря собственной идентичности в виртуальном пространстве; присутствие неудовлетворенности жизнью; наличие затянувшихся конфликтов; рассеивание системы ценностей; возможность быть анонимным (уход от ответственности).
- В межличностных отношениях людей с виртуальным общением замечена направленность к интровертированности личности с тенденцией к тревожности, у группы с реальным общением – к экстравертированности с тенденцией к стабильности.
- Выделена специфика саморегуляции в виртуальном общении:
– неустойчивость субъективных критериев успешности в силу отсутствия достаточного эмоционального наполнения общения;
– некритичность собственных действий;
– неспособность адекватно и быстро реагировать на ситуацию в случае неудачи, выделять значимые условия, разрабатывать другую программу действий, корректировать план и поведение при рассогласовании полученных результатов;
– увеличение неуверенности в быстро изменяющейся обстановке;
– отсутствие улучшения качества деятельности при увеличении объема работы.
Сопоставив полученные данные, мы приходим к мнению, что наша гипотеза подтверждена. Данные выводы показывают слабые стороны виртуального общения и психологическую неготовность современного человека переносить решение важных для него вопросов в виртуальное пространство. Несовершенство психической саморегуляции человека показывает отсутствие готовности человека к стремительной виртуализации деятельности.
Список литературы:
- Гордилов А. В. Информационно-коммуникативное поведение молодых людей-участников интернет-сообществ как социальная проблема // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikativnoe-povedenie-molodyh-lyudey-uchastnikov-internet-soobschestv-kak-sotsialnaya-problema (дата обращения: 14.11.2018).
- Захарова И. М. Специфика ценностей юношей и девушек, склонных к «Интернет-зависимости», в аспекте саморегуляции деятельности // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-tsennostey-yunoshey-i-devushek-sklonnyh-k-internet-zavisimosti-v-aspekte-samoregulyatsii-deyatelnosti (дата обращения: 14.11.2018).
- Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопросы психологии. – 2004. – №1. – С. 121-127.
- Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. М.: Когито-Центр, 2004. – 44с.
- Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. – 2000. – №2. – С. 118-127.
- Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. – 1994. – №5. – С. 134-140.
- Пугачев В.П. Рабочая книга практического психолога. М.: Аспект-Пресс 2002. – 64 с.
- Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: метод. Руководство. М.: 1990. – 257 с.
Оставить комментарий