Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(42)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Аникина Н.Ю. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЗДАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 22(42). URL: https://sibac.info/journal/student/42/122184 (дата обращения: 20.11.2024).

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЗДАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ

Аникина Нелли Юрьевна

магистрант, кафедра гражданского права и процесса, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина,

Россия, г. Рязань

Аннотация. В статье исследуется понятие и правовая природа договоров, направленных на создание и управление юридическим лицом. Было установлено, что гражданско-правовые договоры, обеспечивающие создание и управление юридическим лицом, относятся к группе организационных договоров, направленных на регулирование комплекса общественных отношений, связанных с возникновением и функционированием юридических лиц как субъектов гражданско-правовых отношений. В статье были выявлены общие признаки договоров, обеспечивающих создание и управление юридическим лицом, совокупность которых позволила сформулировать их общее определение.

Ключевые слова: договоры, обеспечивающие создание юридического лица; организационные договоры; корпоративный договор; договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью; договор о создании акционерного общества; договор о создании народного предприятия.

 

Правовая природа договоров, обеспечивающих создание и управление юридическим лицом, в цивилистике является мало исследованной.

По большей своей части ученые отдельно рассматривают договоры, направленные на создание юридического лица [4, с. 51-53; 14, с. 45-51; 20, с. 14-22], договоры, направленные на управление юридическим лицом, в том числе и корпоративные договоры [2, с. 8-19; 21, с. 76-80; 22].

Для того что бы определиться с тем, что следует понимать под договорами, обеспечивающими создание и управление юридическим лицом, прежде всего, необходимо выявить правовую природу данных договоров, которую следует начать с понятия и системы гражданско-правовых договоров.

Действующее гражданское законодательство содержит легальное определение договора как соглашения двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ч. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) [1]).

Существующие в гражданском праве договоры образуют систему, которая представляет собой «совокупность договоров, характеризующихся внутренней целостной структурой, в основе которой лежат единство и взаимосвязь между отдельными договорами» [7, с. 4-5]. По поводу критериев формирования системы гражданско-правовых договоров в цивилистике нет единства мнений. Так, одни ученые предлагают выделять признаки общественных отношений [17, с. 27], другие – критерий направленности и возмездности [5, с. 30-31], третьи – объект договорного обязательства [19, с. 49-80], четвертые – имущественные потребности [3, с. 132-133], пятые – результат [8, с. 66] и т.д. При всем многообразии выделяемых критериев системности гражданско-правовых договоров, наиболее перспективным признается критерий направленности, значимость которого отмечалась еще Г.Ф. Шершеневичем [23, с. 324], И.Б. Новицким и Л.А. Лунц [15, с. 73]. Действительно, целью любого обязательства является «удовлетворение известного интереса, которым определяется содержание обязательства» [15, с. 73].

Однако классификация гражданско-правовых договоров по направленности также не является единообразной.

К примеру, М.И. Брагинский и В.В. Витрянский по критерию направленности предлагают все гражданско-правовые договоры разделить на договоры, направленные на передачу имущества, выполнение работ, оказание услуг, учреждение различных образований [6, с. 319-320]. М.Н. Илюшина в свою очередь предлагает в гражданско-правовые договоры, направленные на учреждение различных образований включать договоры, направленные на осуществление совместной деятельности и договоры, направленные на создание и деятельность новых юридических образований [11, с. 54].

По мнению Т.С. Гудовских, направленность воли участников правоотношений является критерием отграничения организационных отношений от других личных неимущественных отношений, составляющих предмет гражданского права [9, с. 137]. В связи с чем, договоры, направленные на создание и управление юридическим лицом, по своей природе являются организационными договорами.

В доктрине организационные договора не имеют однозначного определения.

Так, Е.Б. Подузова считает, что организационные договоры устанавливают порядок взаимоотношения сторон по совершению ими определенных действий, связанных с заключением данными сторонами в будущем другого договора (нескольких других договоров) или с осуществлением ими совместной деятельности [16, с. 26-31].

Н.А. Лактионова полагает, что «основным результатом организационных договоров является регулирование поведения сторон, которое возникнет в будущем при вступлении в имущественные отношения в большинстве случаев, а в некоторых случаях – и в личные неимущественные отношения» [12, с. 110].

Таким образом, гражданско-правовые договоры, обеспечивающие создание и управление юридическим лицом, можно отнести к группе организационных договоров, направленных на создание и деятельность различных новых юридических образований.

Особенностью рассматриваемых договоров является то, что они направлены на регулирование комплекса общественных отношений, связанных с возникновением и функционированием юридических лиц как субъектов гражданско-правовых отношений. Именно в цели договоров, обеспечивающих создание и управление юридическим лицом, проявляется их специфика, выделяющая их в отдельную группу гражданско-правовых договоров.

Юридическое лицо, являясь субъектом гражданско-правовых отношений, по словам Е.А. Семивеличенко, проходит «три стадии «жизни»»: создание, деятельность и прекращение юридического лица как самостоятельного субъекта права. Для каждой стадии «жизни» юридического лица присущи определенные договорные формы, опосредующие процесс создания, прекращения и реализации правосубъектности юридического лица [18, с. 25-26]. При этом процесс создания и управления юридическим лицом регулируется не одним договором, а разными, которые существуют в определенном единстве и взаимосвязи и, следовательно, обладают как общими, так и специфическими признаками.

Прежде всего, следуют рассмотреть общие признаки договоров, обеспечивающих создание и управление юридическим лицом, совокупность которых позволит сформулировать их общее определение.

Во-первых, одним из признаков, позволяющих гражданско-правовые договоры объединить в одной группе, является их унифицированное правовое регулирование. Что касается группы исследуемых договоров, то они не получили единой нормативной систематизации. Но при всем при этом, исходя из того, что вопросы создания и управления юридическим лицом имеют гражданско-правовой характер, так как основы его правового регулирования заложены в главе 4 «Юридические лица» ГК РФ, можно сделать вывод, что фундамент правового регулирования договоров, обеспечивающих создание и управление юридическим лицом, заложен в ГК РФ.

Во-вторых, сущностным признаком, позволяющим объединить исследуемые договоры в одну группу, является их общецелевой характер [18, с. 39]. Функциональная направленность договоров, обеспечивающих создание или управление юридическим лицом, проявляется в организации, регулировании и координации действий их участников [12, с. 110].

В-третьих, договоры, обеспечивающие создание и управление юридическим лицом, являются фидуциарными, т.е. договорами, в которых доверие субъектов гражданского права друг к другу имеет значение для формирования и содержания гражданского правоотношения.

В качестве критерия, который позволяет сделку квалифицировать как фидуциарную, является признак безвозмездности. По данному поводу Л.Ю. Михеева обращает внимание на то, что не может быть фидуциарного правоотношения в связи, которая основана на возмездном совершении действий в пользу другого лица, и потому автор полагает, что фидуциарный характер в российском гражданском праве носят только отношения в безвозмездном варианте договора поручения [13, с. 77]. Данной позиции придерживаются и другие ученые [10].

Таким образом, договоры, обеспечивающие создание и управление юридическим лицом, являются фидуциарными, в которых участники доверяют друг другу имущество и управление.

В-четвертых, договоры, обеспечивающие создание и управление юридическим лицом, могут являться как двусторонними, так и многосторонними. Примером многосторонних договоров может являться учредительный договор, договор простого товарищества.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что все договоры, обеспечивающие создание и управление юридическим лицом, характеризуются такими общими признаками, как единство правового регулирования, имеют общецелевой характер и являются фидуциарными сделками, основанными на доверительном отношении сторон.

В целом под договорами, обеспечивающими создание и управление юридическим лицом, следует понимать соглашения двух или нескольких лиц, основанные на доверительном отношении и направленные на достижения установленной соглашением цели и на основании которых возникают, изменяются или прекращаются обязательственные правоотношения, связанные с созданием или управлением юридическим лицом.

 

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2018) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  2. Артамкина Е.В. Корпоративный договор в системе гражданско-правовых договоров // Кубанское агентство судебной информации PRO-SUD-123.RU: Юридический сетевой электронный научный журнал. 2017. Т. №1. № 1. С. 8-19.
  3. Баринов Н.А. Имущественные потребности в гражданском праве. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. 191 с.
  4. Брагинский М.И. Договоры об учреждении коллективных образований // Право и экономика. 2003. № 3. С. 51 – 53.
  5. Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск: науки и техника, 1967. 260 с.
  6. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М.: Статут, 2011. 847 с.
  7. Быков А.Г. Система хозяйственных договоров // Вестник МГУ. 1974. № 1. С. 4-5.
  8. Гордон М.В. Система договоров в советском гражданском праве // Ученые записки Харьковского юридического института. Вып. 5. Харьков, 1954. С. 65-87.
  9. Гудовских Т.С. Направленность воли как критерий отграничения гражданско-правовых организационных договоров // Вестник ТвГУ. Серия «Право». 2018. № 2. С. 133-139.
  10. Егорова М.А. Односторонний отказ от исполнения гражданско-правового договора. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2010. 528 с.
  11. Илюшина М.Н. Соглашение об управлении хозяйственным партнерством как новый тип гражданско-правового договора, требующего нотариального удостоверения // Нотариальный вестник. 2012. № 4. С. 54.
  12. Лактионова Н.А. Предмет организационных договоров: основные подходы в теории и практике // Вестник НГУ. Серия: право. 2015. Том 11. Вып. 3. С. 109-120.
  13. Михеева Л.Ю. Доверительное управление имуществом / Под ред. В.М. Чернова. М., 1999. 176 с.
  14. Новикова А.А. Правовая природа договора о создании хозяйственного общества // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 5. С. 45 – 51.
  15. Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. М.: Юридическая литература, 1950. 416 с.
  16. Подузова Е. Б. Некоторые виды организационного договора в гражданском праве // Юрист. 2013. № 6. С. 26–31.
  17. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России: монография. М.: Норма, Инфра-М, 2013. 496 с.
  18. Семивеличенко Е.А. Гражданско-правовые договоры, обеспечивающие создание, управление и прекращение юридических лиц: системный подход: дисс. …канд. юрид. наук. Казань, 2015. 182 с.
  19. Серветник А.А. Основания классификации гражданско-правовых договоров // Правоведение. 2004. № 2. С. 49-80.
  20. Сикачев М.Н. Договоры о создании юридических лиц в Российском гражданском законодательстве // Нотариус. 2010. № 2. С. 14-22.
  21. Ситдикова Р.И., Бакулина Л.Т. Регулятивная роль корпоративного договора // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 11. С. 76 – 80.
  22. Тычинский Е.В. Договор о реализации функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества: Автореферат дисс. … канд. юрид. наук. М., 2010. 31 с.
  23. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 1. М.: Статут, 2005. 462 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.