Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(42)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Лифенцева Ю.А. ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 22(42). URL: https://sibac.info/journal/student/42/121148 (дата обращения: 14.05.2024).

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Лифенцева Юлия Анатольевна

магистрант, кафедра философии и культурологии факультета Искусств, социальных и гуманитарных наук, ТГПУ им. Л.Н. Толстого,

РФ, г. Тула

Термин виртуальная реальность, или виртуальность, далеко не нов и широко используется в различных сферах человеческой деятельности, однако, не всем известны его истоки. Зарождение данного термина приходится на времена Античности, к тому же в той или иной мере идеи виртуальности рассматривались не только в античной, но и в восточной, византийской философии.

Само слово «виртуальный» произошло от латинского слова «vir», в переводе обозначающего «мужчина». Впоследствии римляне образовали от него другое слово - «virtus», обозначающее совокупность таких качеств, как физическая сила, доблестное поведение, моральное достоинство. Также имя Виртус носила богиня доблести, вдохновлявшая древних римлян на боевые подвиги [3].

В IV веке в ранневизантийской философии это понятие прослеживается у Василия Кесарийского, церковного писателя и богослова, в его труде «Беседы на шестоднев». Смысл виртуальности в его работе заключался в том, что это «некая сущность материальных объектов, заключенная в потенции и раскрывающаяся в процессе воплощения в процессах действительности. Виртуальный объект в данном случае оказывается сущностью потенциальной по отношению к реальному объекту и осуществляется в нем в результате актуализации» [4]. То есть, согласно этой трактовке, изначальная реальность может породить иную реальность, законы которой будут отличными от «материнской» реальности, иными словами, виртуальность понимается в значении потенции, сущности, причины.

Впоследствии слово «virtus» проникает в старофранцузский, а затем, в XIII веке, в английский язык, и, претерпевая изменения, приобретает вид «virtual» [3].

Говоря о средневековой философии, нельзя не упоминать Фому Аквинского, определяющего виртуальность в качестве инструмента для решения «проблемы онтологического сосуществования реальностей разного иерархического уровня и проблему образования: сложного из простого, в частности, сосуществования души мыслящей, души животной и души растительной» [6, с. 134].

Вопросы виртуальности также рассматривал Иоанн Дунс Скот, шотландский теолог и философ. В его представлении виртуальность - это возможность некоего предмета содержать в себе эмпирические качества. Изначально имелось в виду, что Бог заключает в себе все мыслимые блага, но содержатся они виртуально, а не сущностно.

Значительно позже, уже в XX веке, понятие виртуальности отходит от только лишь религиозной трактовки, и начинает проникать в научные сферы и искусство.

Антуан Мари Жозеф Арто, французский актер театра и кино, создатель концепции «театра жестокости», посвятивший жизнь и творчество вопросу о новом обосновании искусства, в своей книге «Театр и его Двойник» рассматривал идеи виртуальности применительно к театру. Он называл театр виртуальной реальностью, обосновывая это тем, что, хоть по сцене и движутся настоящие персонажи, присутствуют предметы, но они - явления другого мира, мира предположительного, иллюзорного, становящегося видимым только на сцене театра [1].

В современной философии становится актуальной проблема виртуальной реальности как социокультурного феномена информационного общества, и исследователи начинают искать новые подходы к его определению.

С появлением вычислительной техники данное слово приобретает еще одно толкование, такое как «не существующий в действительности, но появляющийся благодаря программному обеспечению». Также виртуальность определяют, как объект или состояние, которые не существуют в реальности, но могут появиться при определенных условиях [5, с. 404].

Виртуальная компьютерная реальность, согласно определению В.В. Бычкова и Н.Б. Маньковской, - это «особый пространственно-временной континуум, создаваемый с помощью компьютерной графики и звуковых эффектов и полностью реализуемый в психике субъекта» [2, с. 369].

На сегодняшний день синонимом этому термину является понятие киберпространство, введенное канадским писателем Уильямом Гибсоном в научно-фантастическом рассказе «Сожжение Хром». Позже оно было популяризировано в «Нейроманте» - произведении, в котором рассматривались такие явления, как искусственный интеллект, виртуальная реальность, генная инженерия, транснациональные корпорации, киберпространство, компьютерная сеть, матрица, задолго до того, как эти понятия начали набирать популярность в массовой культуре.

Итак, в античности виртуальность обозначала силу и доблесть, затем этот термин приобрел религиозный подтекст и оставался таковым долгое время. С развитием науки и техники, и в целом под влиянием прогресса, виртуальность приобрела совершенно новую, естественнонаучную трактовку. Проследив развитие термина, мы можем провести аналогию с исследованиями Г.И. Рузавина, предлагавшего философский, естественнонаучный и психологический подходы.

Понятие виртуальной реальности, известное большинству людей, относится именно к естественнонаучному подходу, который определяет ее как искусственно созданный человеком мир, в котором он может находиться в течение некоторого времени, испытывая ощущения и переживания, существующие в реальном мире.

В заключение мы можем отметить, что этого подхода придерживались такие исследователи, как А. Бюль, В.С. Бабенко, А.И. Воронов, М. Вэйнстейн, С. Дацюк, А. Крокер, Дж. Ланье, К. Макмиллан и другие.

Таким образом, проследив развитие термина виртуальная реальность, мы можем сказать, что достигли своей цели, а также открыли для себя много новых и интересных фактов. К тому же, мы выяснили, что виртуальность - это не только нечто, связанное с компьютерными технологиями, но и возможность, давшая человеческому сознанию создавать образы и наделять их смыслом, преобразовывая их в реальный объект.

 

Список литературы:

  1. Арто А. Театр и его двойник. Манифесты, драматургия, лекции, философия театра. — СПб.: Симпозиум, 200. — 448 с.
  2. Бычков, В. В., Маньковская, Н. Б. Виртуальная реальность / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. —  Т. 1. — С. 369-374.
  3. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Виртуальность (дата обращения: 31.10.18)
  4. Леушкин Р.В. Виртуальный объект как проблема конструктивного реализма // Фундаментальные исследования. —  2014. —  № 6-7. —  С. 1553-1558; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34379 (дата обращения: 31.10.2018).
  5. Рузавин Г. И. Виртуальность // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. —  2-е изд., испр. и допол. —  М.: Мысль, 2010.
  6. Усанова Д.О. Виртуальная реальность: проблематика настоящего в ретроспективе философскокультурологического наследия // Челябинский гуманитарий. — 2011. — №1. — С. 132 - 136

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.