Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(41)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Рожкова Е.А. КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ КАК СУБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 21(41). URL: https://sibac.info/journal/student/41/121016 (дата обращения: 23.12.2024).

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ КАК СУБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Рожкова Екатерина Андреевна

студент юридического факультета ПГНИУ,

РФ, г. Пермь

INDIGENOUS PEOPLE AS A SUBJECT OF CONSTITUTIONAL LEGAL RELATIONS

 

Rozhkova E.

2nd year student Law faculty of PSU

Russia, Perm

 

В науке конституционного права выделяют различные субъекты, которые могут стать участниками конституционно-правовых отношений. Одним из таких субъектов может быть народ в качестве исторически сложившейся общности людей, проживающих на определенной территории. Нация – основа любого государства и ее сохранение означает продолжение жизни в этническом смысле, сохранение ее культурных ценностей, охраняемых международными договорами и соглашениями [7]. Поэтому важно определить положение коренных малочисленных народов как субъекта конституционно-правовых отношений.

Согласно Конституции СССР, нация имела право на самоопределение. Конституционное устройство современной России не предполагает возможности самоопределения нации. Вместе с тем коренные народы, проживающие в пределах автономных образований, по Конституции некоторых стран могут иметь собственную Конституцию, определяющую права нации и узаконивающую их самобытные отличия от других национальностей [5].

Для начала разберемся, что же представляет из себя понятие коренной малочисленный народ. Коренные малочисленные народы Российской Федерации – это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. [2] То есть можно выделить несколько признаков, характерных для коренного малочисленного народа:

  1. Небольшая численность народа, проживающего на этнической территории
  2. Отсутствие доминирования по признаку национальности в регионе
  3. Наличие российского гражданства
  4. Единая культура и традиции народа

В целом автономное образование имеет собственные географические границы, в рамках которых развиваются национальные программы по сохранению, а также развитию национальных и этнических особенностей коренного малочисленного народа. В частности, выделяют автономии как при унитарном, так и при федеральном устройстве страны. Отличительная особенность автономии – проживание определенной национальности или национальных меньшинств на исторически сложившейся территории в пределах государства. Автономия позволяет нации получить правосубъектность, а малым народам сохранить свою самобытность. Национальный признак при образовании автономии - один из определяющих, поэтому часто автономии закрепляют свой статус в названии.

В РФ национальные автономии представлены в виде автономных округов и автономных областей, которые хотя и не имеют собственных Конституций, но действуют по собственным уставам, договорам и иным правовым актам с РФ. Статус автономного округа и автономных областей в РФ определяется Основным законом – Конституцией РФ.

Автономные округа в составе РФ предоставляют возможность определенной нации конституционным путем получить в самоуправление часть государства, которая имеет отличительные особенности по географическим, этническим или иным отличительным признакам. В частности, Уставом Ямало-Ненецкого АО определено право предоставления этническим сообществам земельных участков на территории проживания коренного населения. Уставом Ханты-Мансийского АО определен круг лиц, имеющих право законодательной инициативы в Думе округа. Таким образом, автономные округа, в которых преобладает коренной народ, обладают правами субъекта конституционного права и могут иметь самостоятельность в законодательной и исполнительной сферах. Правосубъектность коренного малочисленного народа выражается в его самоидентификации и проявляется в реализации права на самоопределение. В частности, право на самоуправление выражается в принятии коллективных решений путем голосования большинства, проведении демократических выборов местной власти, право граждан быть избранными в органы местного управления автономией.

Права коренных малочисленных народов должны соблюдаться в соответствии с нормами международных правовых актов и ратифицированных РФ договоров. Одним из таких документов является Декларация Генеральной Ассамблее ООН от 18 декабря 1992 года «О правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам». В соответствии с ней государства обязаны принимать меры в целях создания благоприятных условий для сохранения особенностей и развития культуры, языка, религии, традиций и обычаев национальных меньшинств, если это не противоречит национальному законодательству и международным нормам, представители национальных меньшинств имеют право пользоваться достояниями своей культуры, исповедовать свою религию и отправлять религиозные обряды, а также использовать свой язык в частной жизни и публично, свободно и без вмешательства или дискриминации в какой бы то ни было форме.

В ст. 69 Конституции РФ говорится, что права коренных малочисленных народов гарантируются и охраняются от каких-либо посягательств на традиции, устои и обычаи. В России утвержден Единый перечень коренных малочисленных народов, согласно которому 47 малых народностей являются самостоятельными субъектами конституционных прав. [2]

Одной из таких мер является признание прав национальных меньшинств на природные ресурсы. Для коренных малочисленных народов Севера эта мера является ключевой, так как без исконной среды обитания (если говорить словами Конституции Российской Федерации) не может быть и речи о существовании этих народов как самостоятельных этносов.

Часто небольшие национальные культурные автономии представлены в виде национальных организаций, деятельность которых регулируется ФЗ-74 «О национально-культурной автономии» [3]. Согласно положениям закона общественное организация или объединение граждан РФ, проживающих на любой территории, может обозначить свою индивидуальность на основе этнического происхождения, создав собственный орган управления и включив в его члены всех граждан по национальному признаку для сохранения культурных традиций, самобытности, развития языка и национальных устоев.

Кроме того, ФЗ «Об общественных объединениях» [4] позволяет гражданам РФ создавать любые общественные объединения, не противоречащие российскому законодательству для совместного определения целей и решения задач его членов. Общественные объединения, как органы общественной самодеятельности, после их регистрации действуют в рамках собственных Уставов, а его члены имеют равные права и обязанности. Закон также позволяет им объединяться в региональные и местные общественные объединения, влияние которых может распространяться на отдельные территориальные субъекты - регионы России либо в пределах местных советов.

В большей степени права коренных малочисленных народов охраняются ФЗ-82 "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ", согласно которому народы с малой численностью имеют право безвозмездно пользоваться землями, на которых они традиционно проживают, и заниматься традиционными промыслами, пользоваться полезными ископаемыми на их территории, а также получать от органов госвласти финансовую, материальную, медицинскую и иную помощь для развития и защиты исконной среды обитания, в том числе на воспитание и обучение подрастающего поколения малочисленного населения.[2] В частности, лица, которые относятся к малочисленным народам, могут просить замены обязательной военной службы альтернативной гражданской в пределах их места жительства [8].

Уклад жизни многих коренных малочисленных народов Крайнего Севера сформирован древними местными традициями, которые сохранили натуральные способами материального обеспечения, основанные на занятии оленеводством, охотой, рыболовством. Однако, в условиях рыночной экономики многие хозяйства не смогли конкурировать без государственной поддержки и разорились. Их охотничьи угодья переходили к новым владельцам, не имеющим связи с коренным малочисленным народом. В условиях тотальной безработицы произошло стремительное снижение уровня жизни коренных жителей Севера, что привело к вынужденному переселению жителей в другие перспективные районы.  В целях поддержки коренных малочисленных народов был принят законопроект, которым признавались народным достоянием территории коренного населения Севера запрещалось отчуждение их земли под промышленные объекты. Во многом проблемы, связанные с признанием прав коренных малочисленных народов Севера на природные ресурсы, могли бы быть разрешены в случае принятия и ратификации последней редакции Конвенции Международной организации труда «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах». К сожалению, данная Конвенция пока не ратифицирована РФ, соответственно РФ не имеет никаких обязательств по этой конвенции. Это обстоятельство существенно затрудняет применение других актов международного права.

В целом, правовое обеспечение жизненного уклада коренных малочисленных народов нуждается в усовершенствовании, так как приобретение земельных участков местным населением регулируется общероссийскими законами, предусматривающими общий порядок аукциона и выкупа земли по общепринятым правилам. Для развития промышленности и сельского хозяйства в автономиях необходимо утвердить иной порядок предоставления природных ресурсов в пользование или частную собственность коренному населению.

В 2009 году, благодаря принятию на правительственном уровне Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов, был взят курс на расширение полномочий субъектов РФ, где проживают коренные малочисленные народы. Однако, отсутствие законодательных механизмов по вопросу передачи земельных недр в бесплатное управление коренному населению создает препятствие в реализации конституционных прав субъектов. Кроме того, для обеспечения конституционных прав коренных малочисленных народов необходимо принять закон, позволяющий местному жителю округа (улуса) в порядке реализации права на самоопределение установить их статус.

Государственная политика РФ в отношении развития и повышения уровня жизни коренных малочисленных народов по состоянию на 2018 год нуждается в принятии ряда правовых актов, способных отразить потребности коренных малочисленных народов Северных регионов и Дальнего Востока, а также реализовать принципиальные положения правительственных Концепций. В частности, ФЗ-49 регулирующий права малочисленных народов на пользование природными объектами, необходимо внести изменения, которые позволят определять территориальные границы проживания коренных малочисленных народов и порядок передачи этих границ, а также закрепит за ними неотъемлемые национальные права, имеющие ряд преимуществ перед иными организациями. [5]

Также необходимо изменить земельное законодательство в части передачи коренным жителям земельных прав на участки по особой упрощенной процедуре, установить порядок безвозмездного природопользования ресурсами, находящимися в управлении коренных жителей региона. Кроме того, необходимо внести изменения в природоохранное законодательство в отношении передачи местным коренным жителям прав на пользование природными объектами в целях их рыбалки, охоты и развития фермерства. Необходимо также принять положение о порядке установления принадлежности граждан коренным жителям региона, чтобы реализация конституционного права на самоопределение было обеспечено законным порядком.

Кроме того, законодательных изменений требует ФЗ-82 в части внесения положений о применении международных договоров и резолюций ООН, касающихся правовой защиты коренных малочисленных народов. Для поддержки и развития национальной культуры коренных малочисленных народов необходимо ратифицировать Европейскую хартию по национальным языкам и языкам меньшинств, которая обеспечивает реализацию международных программ поддержки коренных малочисленных народов и предоставляет помощь в развитии национального языка коренным жителям нацменьшинств.  В свою очередь, систематизация законодательства РФ о коренных народах закрепит их правосубъектность и создаст благоприятную почву для реализации государственной политики по развитию территорий национальных меньшинств и образованию малых автономных образований. [2]

Признавая за собой статус коренного малочисленного народа, общественное объединение граждан вправе конституционным путем защитить свою национальную принадлежность, а вместе с ней собственную культуру, традиции, обычаи и привычный уклад жизни коренного народа. Реализуя право коренных малочисленных народов на самоопределение, Россия возрождает культурные ценности коренных малочисленных народов и организовывает оптимальное Федеративное управление региональными центрами, способными реализовывать внутренние программы развития отстающих территорий и обеспечить их жизнедеятельность за счет местных бюджетов и государственных программ по сохранению экологии.

 

Список литературы:

  1. Авакьян С.А. Гарантированное народовластие // Независимая газета. 2012. 16 октября.
  2. Автономов А.С. Международно-правовая защита коренных малочисленных народов Севера // Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. М., 2012.
  3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
  4. Тория Р.А. «Стратегия государственно-правовой политики в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока» [Электронный источник] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/strategiya-gosudarstvenno-pravovoy-politiki-v-otnoshenii-korennyh-malochislennyh-narodov-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka.
  5. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
  6. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" // [Электронный источник] URL: http://base.garant.ru/180406/.
  7. Федеральный закон от 07.05.2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // [Электронный источник] URL: http://kremlin.ru/acts/bank/16897.
  8. Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 17.06.1996 N 74-ФЗ // [Электронный источник] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10722/.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.