Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(41)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ У.С. МОЭМА: ОТНОШЕНИЕ К УСПЕХУ
У.С. Моэм, один из известнейших писателей английской литературы, написал множество великих произведений, в которых отражал собственный жизненный опыт, свою точку зрения на те или иные явления, в том числе на то, каким должен быть истинный творец, человек искусства, какими принципами и правилами он должен руководствоваться, создавая свои работы.
В книге очерков «Подводя итоги» (The Summing up,1938), которую можно рассматривать как автобиографию писателя, У. С. Моэм раскрыл свой взгляд на человека-творца, а также выделил некоторые качества, которыми такой человек должен обладать. Кроме того, герои произведений У.С. Моэма, которые являются представителями творческих профессий, обладают этими качествами. Писатель воплощает свою точку зрения в собственных персонажах, наделяя их этими качествами. К таковым можно отнести главных героев произведений У.С. Моэма «Луна и грош» (The Moon and Sixpence,1919), «Театр» (Theatre,1937) и «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу» (Cakes and Ale or the Skeleton in the Cupboard, 1929). В каждом из них поднимаются проблемы определения творческой личности, её судьбы. Рассмотрим одно из качеств, которыми обладают все три главных персонажа более подробно и докажем, что писатель воплощает свои идеи о человеке искусства в этих героях.
Одним из критериев для характеристики человека искусства становится влияние успеха на истинного художника и его отношение к нему. Здесь У.С. Моэм отдельно говорит о каждом из представителей данных профессий.
Истинный художник, считает У.С. Моэм, абсолютно равнодушен к успеху и одобрению своего творчества. Главная цель для него – выражение собственного «я», реализация своих замыслов и идей. Оценка его работ публикой и похвала должны волновать творца меньше всего, так как главное удовлетворение он получает, воплотив в жизнь то, что он задумывал: “He has already had his reward in the satisfaction of his creative instinct… it is the only condition on which the artist can work his way towards the unattainable perfection that is his aim” [4, p. 117]. В романе «Луна и грош» главный герой, Чарльз Стрикленд, нисколько не зависит от оценки его работ публикой. В поисках себя как художника он не ждёт похвалы со стороны и не стремиться угодить общественности: “I never knew a man so entirely indifferent to his surroundings” [3, p. 138]. Написав картину, он стремительно забывает о ней, следуя порывам собственной души. Он ищет новые способы выражения самого себя, новые возможности реализации собственных идей, проникая в самую глубину сознания: “It seemed to me that he would not show his pictures because he was really not interested in them. He lived in a dream, and the reality meant nothing to him. I had the feeling that he worked on a canvas with all the force of his violent personality, oblivious of everything in his effort to get what he saw with the mind’s eye; and then, having finished, not the picture perhaps, for I had an idea that he seldom brought anything to completion, but the passion that fired him, he lost all care for it. He was never satisfied with what he had done; it seemed to him of no consequence compared with the vision that obsessed his mind” [3, p. 109].
Говоря о личности писателя, У.С. Моэм отмечает, что успех способен погубить его, так как, добившись этого успеха, писатель, по мнению Моэма, вступает в новый мир. Этот мир и есть та реальность, от которой отрывается истинный художник, чтобы творить. Попав в общество, где его превозносят, писатель может утратить ту самую связь с миром своего воображения, из которого он черпает идеи и сюжеты для своих произведений: “The new world into which his success has brought him excites his imagination and he writes about it; but he sees it from the outside and can never so penetrate it as to become a part of it» [4, p. 115]. В то же время успех и похвала тесно связаны между собой и играют огромную роль в творчестве любого писателя: «It can only give him two good things: one, the more important by far, is the freedom to follow his own bent, and the other is confidence in himself” [4, p. 115]. Но при этом гнаться за похвалой истинный художник не должен, так как, в первую очередь, он должен выразить самого себя и свои внутренние переживания, воплотить собственные идеи в жизнь. Только это может играть ключевую роль в его творчестве: “or the artist should be indifferent to praise and blame, since he is concerned with his work only in its relation to himself, and how it affects the public is a matter in which he is materially perhaps, but not spiritually, concerned” [4, p. 116]. Эдуард Дриффилд, герой романа «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу», действительно казался человеком, который «оторвался» от реального мира, был погружен в мир своих идей и воображения: “But I had a feeling that he was growing more aloof; he was no longer the jolly, rather vulgar companion that I had known at Blackstable. Perhaps it was only my increasing sensibility that discerned as it were an invisible barrier that existed between him and the people he chaffed and joked with. It was as though he lived a life of every day a little shadowy” [1, p. 192]. Несмотря на то, что книги Эдуарда Дриффилда обретают успех далеко не сразу, писатель не обращает на это никакого внимания и продолжает творить, создавая новые и новые произведения; он продолжает воплощать свои идеи и замыслы как истинный художник. Впервые опубликовав «Чашу жизни», Дриффилд столкнулся с волной непонимания и критики, но это не заставило его отказаться от собственных идей или бросить писательство: “All this was naturally unpleasant for Edward Driffield, but he bore it with philosophic calm… “They say it isn’t true,” he smiled. “They can go to hell. It is true” [1, p. 194]. Он не обращает внимания на мнение критиков, а просто пишет, стремиться выразить свои эмоции, мысли и чувства, которые он испытывает и переживает. В конце концов, Дриффилд становится известным писателем, а его работы становятся популярными и востребованными, но это никак не отразилось на его характере или поведении, успех не вскружил ему голову, он оставался тем же Дриффилдом, которым был ещё до большой известности: “They tell me they thought a rare lot of him in London and when he died papers were full of him; but you’d never have known it to talk to him. He might have been just nobody like you and me” [1, p. 216-217].
Наконец, творческий путь актёра, по мнению У.С. Моэма, достаточно труден. Ему необходимо терпеливо, упорно и усердно работать над собой, совершенствуя свой талант, а его карьера полностью и целиком зависит от публики. Имея успех в обществе, актер может стать кумиром, востребованным человеком на сцене, но этот успех очень непостоянен, он требует постоянного подтверждения, которого можно добиться только самосовершенствованием. Кроме того, игра актера должна соответствовать нравам и настроениям той эпохи, в которой он творит. Без успеха у зрителей существование пьесы становится невозможным, и, соответственно, игра актеров неважна и не востребована: “The actor is at the mercy of fortune and the inconstant favour of the public. He is forgotten as soon as he ceases to please. Then it will avail him nothing to have been the idol of the crowd” [4, p. 69]. Героиня романа «Театр» Джулия Ламберт – образец истинной актрисы. Для того, чтобы добиться успеха у публики, она усердно трудится, совершенствуя свои способности. Её путь к успеху совсем не прост, но она смогла прийти к нему, достигнуть желаемого благодаря упорной работе: “Julia, taken by his enthusiasm and his fantastic exuberance, accepted his offer. He started her in modest parts which under his direction she played as she had never played before… She was a great hit and then in quick succession he made her play Nora in The Doll`s House, Ann in Man and Superman and Hedda Gabler. Middlepool was delighted to discover that it had in its midst an actress who it could boast was better than any star in London, and crowded to see her in plays that before it had gone to only from local patriotism. The London paragraphers mentioned her now and then, and a number of enthusiastic patrons of the drama made the journey to Middlepool to see her” [2, p. 29]. Усердие и талант помогли ей достичь признания у публики; её стали считать великой актрисой, которая была способна сыграть любую роль, а это является одним из важнейших критериев успешности актёра: “Meanwhile Julia had been playing a succession of important parts and was recognized as the best of the younger actresses. Throughout the war the theatre was very prosperous, and she profited by being seen in plays that had long runs. Salaries went up, and with Michael to advise her she was able to extort eighty pounds a week from reluctant managers” [2, p. 58]. Кроме того, Джулию всегда волновал вопрос о том, как к её творчеству относятся зрители. Раскрывая свой талант, она реализовывала творческий потенциал, находя отклики в сердцах публики, что и становилось истинной наградой для неё, как для человека искусства: “She felt a sudden wave of friendliness for that immense anonymous public, who had being only to give her opportunity to express herself” [2, p. 259].
Таким образом, можно сказать, что в каждом из героев своих произведений о людях искусства У.С. Моэм воплощает и реализовывает свои идеи о творческой личности, наделяя её теми качествами, которыми, по его мнению, истинный творец должен обладать.
Список литературы:
- Maugham, W. S. Cakes and Ale: or the Skeleton in the Cupboard [Text] / W. S. Maugham. – Санкт-Петербург: Антология, Каро, 2012. – 256 p.
- Maugham, W. S. Theatre [Text] / W. S. Maugham. – М.: Юпитер-Интер, 2009. – 260 p.
- Maugham, W. S. The Moon and Sixpence [Text] / W. S. Maugham. – Санкт-Петербург: Каро, 2013. – 384 p.
- Maugham, W. S. The Summing Up [Text] / W. S. Maugham// Literary Guide of America, 1938; repr., Penguin,1992. – 192 p.
Оставить комментарий