Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(40)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Ямбарс А.И. КАДАСТРОВЫЕ СИСТЕМЫ НОРВЕГИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 20(40). URL: https://sibac.info/journal/student/40/119188 (дата обращения: 24.12.2024).

КАДАСТРОВЫЕ СИСТЕМЫ НОРВЕГИИ

Ямбарс Анастасия Игоревна

магистрант, кафедра экономики и управления недвижимостью, Российский государственный университет правосудия (РГУП),

Россия, Москва

Традиционно в группу скандинавских стран включают Норвегию, Швецию, Исландию и Данию. В то же время Финляндия не является скандинавской страной, как по языковому признаку, так и по причине географического расположения вне пределов Скандинавского полуострова. Несмотря на эти факторы, в силу определенных традиций Финляндию принято включать в скандинавское экономико-культурное пространство. Соответственно, рассматривая специфику земельных отношений в группе скандинавских стран будет разумно и Финляндию отнести к ним.

Из рассматриваемых нами стран Норвегия, Швеция и Финляндия относятся к странам континентальной Европы, в то время как Дания и Исландия являются островными государствами.

С одной стороны, все страны скандинавской группы отличаются единообразием в понимании права собственности на землю. Правами в отношении как поверхности, так и всего, что находится под и над ней, обладает собственник земли. В то же время между рассматриваемыми странами есть и некоторые различия в данном вопросе.

Если говорить о Норвегии с Финляндией, то в ряде ситуаций дорожные тоннели могут быть проложены под земельным участком без согласия его собственника, в то же время вопрос о подобном праве в Швеции может быть решен лишь на основании заключения договора с собственником земли. Описание границ во всех рассматриваемых странах осуществляется в горизонтальной плоскости («имущество 2D» по современной терминологии) без ограничения вниз или вверх. Тем не менее, в Швеции с Норвегией границы собственности могут устанавливаться в вертикальной плоскости.

Отличия есть и в области юридического содержания права собственности. Во всех рассматриваемых нами странах регистрации подлежат права, а не сделки. В то же время регистрация прав может быть как обязательной, так и факультативной.

Территории Норвегии изначально осваивались в земледельческих целях, а в дальнейшем были в собственности короля и церкви. Лишь начиная с 1650 г., королем был начат процесс продажи земель, длившийся почти два столетия.

К концу XIX века в частной собственности находилось уже практически 80 % земель Норвегии. Уже в Средние века началась официальная регистрация земель, а к концу XIX века были заложены основы современного правового регулирования и практики регистрации. Несмотря на все сказанное, вплоть до 1980 г. фактический кадастровый учет, основанный на профессиональном землеустройстве и картировании границ, осуществлялся лишь в крупных городах Норвегии.

В 80-е годы ХХ века данные кадастра начали переводить в электронный формат в рамках «Регистра земельных участков, адресов и строений» (система «GAB», название происходит от английского Ground parcels, Addresses and Buildings).

Местные власти осуществляют сбор, ввод и обработку данных совместно с Норвежским агентством по картированию и кадастру. Помимо этого, в области ответственности указанных субъектов находится и подготовка планов, а также графическое представление данных кадастра. Прототип современного Норвежского агентства по картированию и кадастру (NMCA) был создан еще в 1773 г. и сегодня им заведует Министерство окружающей среды Норвегии.

Практика Норвегии.

Спецификой скандинавской группы стран выступает централизация реестра собственности. У каждой страны имеются в наличии покрывающие всю территорию страны крупномасштабные точные карты объектов недвижимости, созданные в единой системе координат, и лежащие в основе современной системы регистрации прав собственности.

На провинциальном уровне ведется картографирование участков недвижимости, а в ведомости центральных отделов и служб находятся реестры собственности.

Кадастр Норвегии объединен в информационную кадастровую систему, которая включает информацию о недвижимости, типах зданий, владельцах, адресах. При этом посредством кодов объектов - координатных или идентификационных группы различных данных могут быть географически локализованы или связаны друг с другом.

В стране действует система GAB, которая объединяет различную кадастровую информацию. В нее входит три показателя - земельные участки, адреса и строения. Она была создана по решению парламента Норвегии.

В реестр земельных участков системы GAB включены данные для всех участков с правом полной земельной собственности, всех арендуемых, имеющих собственный номер в земельной книге.

В реестре адресов системы GAB есть данные для всех объектов, имеющих официальный адрес, а также объектов с временным адресом, к примеру, в виде номера земельного участка.

Реестр строений системы GAB включает данные для всех единиц строений, а также для всех квартир или частей зданий.

Для идентификации участков в реестре земельных участков используется официальный номер собственности, который одержит информацию о владельце участка - его имени и адресе, площади участка, времени оформления участка.

В роли локализующих данных выступают координаты одной опорной точки. Привязка к реестрам осуществляется посредством ключа к этим реестрам. Все реестры системы имеют официальный статус. Например, реестр земельных участков представляет собой официальный документ участков, в котором есть все участки, обладающие официальным регистрационным номером. При этом только те участки заносят в земельный реестр, владельцам которых требуется юридическая регистрация правового титула ипотеки и т.д. В системе GAB также зарегистрировано большинство земель, принадлежащих государственным органам.

По традиции земля регистрировалась и отображалась в двух измерениях. Закономерным образом двухмерность характерна для всех кадастровых систем мира. В мире увеличивается спрос на площади для застройки, причем используется пространство как выше, так и ниже поверхности. Поэтому кадастровые системы должны отражать фактическую ситуацию, а не только поверхностный участок.

В разных странах проблема регистрации собственности в объеме решалась по-разному. Чаще всего фактический объем связывается с поверхностным участком, а не регистрируется как независимый отдельный объект. Связь осуществляется информационным (описательным) путем, к примеру, сервитутом. Однако, во многих странах подобного уже недостаточно, поскольку владельцы 3D структур могут не являться собственниками поверхностных участков, но желают надлежащим путем зарегистрировать свою собственность, поскольку конструкции ниже или выше часто весьма дороги.

Несмотря на то, что уже начиная с XIII века земли в Норвегии регулировались, лишь после вступления в силу Закона о Разделении Земли в 1978 г. по всей стране была введена единая система регистрации имущества. Со временем этот закон стал вызывать проблемы, так как охватывает только имущество в двумерном пространстве. Это мешает идентификации и регистрации подземных структур.

Муниципалитет города Осло совместно с Земельным Регистратором разрабатывал кадастр, который смог бы охватить трехмерные объекты. В 1987 г. по заключенному соглашению между городом и местным судом Муниципалитет города Осло утвердил кадастровую систему, получившую название Метода Осло (the Oslo Method). В этой системе были созданы условия для регистрации объемных (3D) объектов.

МЕТОД ОСЛО

Вся земля муниципалитета разделена на фиксированные номера крупных территорий, каждой из которых присвоен главный регистрационный номер. Эти территории затем разделяются на участки и нумеруются по порядку номерами участков. В пределах муниципалитета участок уникально идентифицирован территорией и номером участка - всего восемь цифр. На национальном уровне добавлены еще четыре цифры, чтобы идентифицировать муниципалитет.

Город Осло разделен примерно на 250 территорий (областей). Подземный участок идентифицируется также, как и участок на поверхности, только дополнительно прибавляется 300. Номер участка начинается с единицы. Это дает каждому подземному участку четкое определение местоположения и во взаимоотношении с собственностью на поверхности. Номера области от 601-900 резервируются для участков над землей, но пока что это было использовано для участка ниже поверхности земли.

Процедура.

Закон о Разделении Земли регулирует и землеустроительную работу, и административные шаблоны процесса выделения, который требует должным образом идентифицировать новый участок. Целый процесс - муниципальная обязанность. Частные акционерные компании могут сделать только часть процесса.

Выделение участка начинается с заявления от собственника имущества. Карта, показывающая желательную новую границу, должна быть приложена к заявлению. Местное управление строительства решает, нужно ли разрешить выделение в соответствии с существующим землепользованием и местными планами развития и строительства. Разрешение на выделение не будет предоставлено, если область слишком маленькая, чтобы построить дом. Также необходимо иметь заключение относительно подъездного пути, подвода воды и отвода сточных вод, прежде чем будет дано заключительное разрешение. Затем участок измеряется (выполняется съемка) и закрепляется новая граница. Процесс всегда включает согласование в поле границ нового землевладения с соседними уже существующими. Землеустроитель может служить судьей, если возникает спор о существующей границе. Землеустроитель решает, соответствует ли граница участка всем нормам.

Подземные участки.

Выделение подземных участков следует частично по той же процедуре, что и для поверхностных участков. Собственник имущества на поверхности должен быть согласным отказаться от его прав на подземное пространство. В Норвегии не установлена ограниченная глубина собственности.

Это означает, что частным землевладельцам за пределами центрального делового района редко даются компенсации за общественные туннели, построенные под их собственностью, даже если это на 10-30 м ниже основания. Приобретение подземных областей для общественных туннелей обычно происходит как завладение (захват). В некоторых случаях подземные территории были изъяты или были выплачены компенсации, из-за будущих ограничений собственника в возможности строиться под землей. Когда национальное или муниципальное агентство вовлекается в подземную конструкцию, законченный объект редко отделяется от поверхностного участка. Если это необходимо достичь соглашения с землевладельцем, к основному документу на участок прилагается договор на ограничение в The Land Registrar.

 

Список литературы:

  1. Statistical Yearbook 2011. Copenhagen: Statistics Denmark, 2011. – 525 p.
  2. Физико-географическая страна на севере Европы, охватывающая территорию Скандинавского и Кольского полуостровов, Финляндии и части Карелии. См.: Фенноскандия. Электронный ресурс. http://ru.wikipedia.org/wiki/Фенноскандия.
  3. Enemark S., Williamson I., Wallace J. Building Modern Land Administration Systems in Developed Economies // Spatial Science. 2005. Vol. 50. No. 2. P. 51 – 68.
  4. OECD Environmental Performance Reviews: Sweden, 2004. OECD Publishing, 2004. P. 200.
  5. OECD Environmental Performance Reviews: Finland, 2009. OECD Publishing, 2009. P. 124.
  6. OECD Environmental Performance Reviews: Norway, 2011. OECD Publishing, 2011. P. 57.
  7. OECD Environmental Performance Reviews: Finland. OECD, 2009. P. 109 – 111.

Оставить комментарий