Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 4(4)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Кривун А.К., Подковальникова А.С. ТИПОЛОГИЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РОМАНЕ Д. ГУЦКО «БЕТА-САМЕЦ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 4(4). URL: https://sibac.info/journal/student/4/74423 (дата обращения: 23.12.2024).

ТИПОЛОГИЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РОМАНЕ Д. ГУЦКО «БЕТА-САМЕЦ»

Кривун Анна Константиновна

студент, кафедра отечественной литературы ИФЖиМКК ЮФУ,

РФ, г.Ростов-на-Дону

Подковальникова Анна Сергеевна

доц, канд. филол. наук,  кафедра отечественной литературы ИФЖиМКК ЮФУ,

РФ, г.Ростов-на-Дону

Роман Д. Гуцко «Бета-самец» увидел свет в 2012 году и сразу же стал событием в отечественной литературе. Интерес к роману обусловлен, с одной стороны, личностью автора – обладателя премии «Русский букер-2005», с другой – ярким заглавием, которое сразу привлекает читателя, заставляет его задаться вопросом: кто такой бета-самец и примерить на себя «бета-сущность». Нами в данной статье предпринята попытка ответить на вопрос, кто же все-таки бета-самец: герой времени, новый литературный тип или авторская провокация.

Стоит отметить, что поиски героя времени становится доминирующей тенденцией современной литературной ситуации. Причем результаты этих поисков очень разнообразны, что связано с разнообразием самой литературы нашего времени. Поиск героя времени продолжается на двух фронтах: в публицистике, где авторы образ героя создают схематично, без углубления во внутренний мир, и в произведениях романного типа, где создаются полноценные, многогранные характеры. Роман Д. Гуцко, разумеется, относится ко второму типу. В «Бета-самце» Гуцко остается верен себе: «уже в дебютной книге автор заявил о себе как о продолжателе традиций русского реалистического романа» [1] и со времен «Русскоговорящего» остается в числе писателей, для которых современность со всем ее кругом проблем и вопросов является основным источником вдохновения и материалом для творчества.

Главный герой романа, Александр Топилин, интересный с точки зрения типа образ. Ведь он похож сразу на несколько устоявшихся литературных типов: на «делового человека» и «маленького человека».

Александр Топилин – 40-летний бизнесмен, который когда-то начинал свою деятельность с подпольного производства. В мировой литературе есть тип «делового человека», который в классической русской литературе встречается в модификации «делец». Под этим типом понимается личность, способная предпринимать, затевать какое-то новое дело. Александр Топилин не раз оказывался именно таким. В армии он организовал выпуск армейского альбома, который приносил ему приличный для солдата доход. После демобилизации он по примеру многих заимел свой, правда, сперва подпольный, бизнес. В дальнейшем при содействии Антона Литвинова, сына влиятельного человека, мелкий бизнес перерос в хорошее легальное дело, приносящее герою большие деньги и позволяющее ему содержать себя, свою мать и любовницу. При этом важно отметить, что «деловой человек» в мировой литературе встречается в двух модификациях: положительный «деловой человек», который способен оценить свою деятельность с точки зрения нравственности и морали, и делец, не обремененный социальной совестью, стремящийся разбогатеть любым, в том числе и нечестным путем. Александр Топилин относится к первому типу. Он честный бизнесмен: по головам он не шел, бережно относился к подчиненным, не ставил во главу угла свое финансовое положение и должность, а в особом случае даже смог отказаться от бизнеса, а значит и регулярного дохода, ради сохранения своего внутреннего спокойствия.

Название романа, «Бета-самец» как бы намекает читателю на второстепенность главного героя и сразу наводит мысль о типе «маленького человека». Иногда действительно может казаться, что Александр Топилин «маленький человек»: он робеет, не смея достойно ответить своим обидчикам; в сложных ситуациях герой обращается за помощью к кому-то, а не сам решает свои проблемы; в школе, во дворе, в армии он оказывался отгорожен от окружающих, которые считали его не таким, «особенным».

Несмотря на эти сходства с «маленьким человеком», следует отметить существенное отличие от классического типа: герой так вел себя не потому, что позиционировал себя ущербным, недостойным или слабым человеком. Причиной его робости было его интеллигентное воспитание. Впитавший в себя высокую мораль, которую транслировала ему русская литература, с детства уяснивший себе ценность человеческой жизни и воззрения Достоевского, Топилин не может перешагнуть через чью-то жизнь, пренебречь чужими интересами или жестоко с кем-то обойтись. Столкновение с грубой внешней силой вводило героя в состояние неловкости и стыда, осознания, что каждый перед каждым виноват. Поэтому он не может спать с проститутками и издеваться над призывником, ведь чувство стыда перед самим собой долгое время сопровождает героя. Но, Александр отмечал, что к пошлости быстро привыкаешь, да и период перестройки не позволял каждый раз поступать по совести. Поэтому постепенно герою пришлось подстраиваться под правила альфа-самцов - грубых, неотесанных людей, думающих только о телесных удовольствиях.

Еще одним важным фактором, пошатнувшим мировоззрение героя и заставшим его уйти с пути высокой морали, был распад его семьи. Сам факт супружеской измены отца и спокойная реакция матери на это не укладывались в сознание героя и поселили в Топилине недоверие к людям, злость и обиду на жизнь. Усугубила ситуацию болезнь Зинаиды – любовницы отца. Она оказалась психически нездоровой, и мать взяла на себя уход за нею.

После такого стресса, измены отца и армии, Топилину необходим был отдых. Поэтому он хотел после армии в одиночку отправиться на Черноморское побережье, чтобы обдумать свою жизнь и найти себя. Он не был готов к тому, с чем столкнулся в реальной жизни, и не хотел возвращаться домой, где уже не было семьи, где была не мама, а Мария Никитична и Зиномонстр. Герой не понимал мотивов поступка матери, изначально считал это актом мести отцу или позёрством, но после он сам поступит так же, как она – пожертвует собой ради спасения ближнего своего.

Отсюда можно сделать вывод, что в романе тип «бета-самца» – сатирический социальный тип, который диктует общество. Согласно ему, «альфа» - это человек, обладающий материальным благополучием, успехом в бизнесе, с женщинами, хорошими связями и так далее. В понятии социума «альфе» не нужны никакие нравственные качества, потому что все он на свете может купить: любовь, здоровье, уважение, друзей, святость. Для этого, например, достаточно сделать хороший вклад в благотворительность или добровольно уйти в монастырь на некоторое время. Роман оказывается сатирой на общество, которое духовные ценности отодвинуло на второй план. Для автора и для главного героя первостепенна жизнь души и её высокие порывы, важно умение поступать с честью и по совести. И поэтому, отступив однажды под влиянием этого самого общества от высокой морали, Топилин испытывает глубокий духовный кризис. Герой пребывает в состоянии перманентного поиска своего особенного пути и смысла жизни. Вырос он, как мы говорили, в интеллигентной семье и в творческой атмосфере. С детства его окружала высокая мораль, но жизнь отвергала её и показывала её несостоятельность. Но в течение жизни, в результате событий, описанных в романе, и добровольного отшельничества Топилин понимает, что он желает жить только в согласии с постулатами преимуществ духовной жизни над презренными материями реальности. Он вспоминает о жертвенности, гуманности, истинных ценностях, ругает себя за то, что отступался некогда от них. И автор дает герою шанс проверить свои убеждения на прочность: вместо Влада, убившего Антона, герой берёт убийство на себя. Топилин жертвует собой, своим материальным благополучием, своей любовью, свободой, но при этом спасает подростка. Тем самым он, с одной стороны, дает Владу шанс осознать и обдумать свой поступок и, вероятно, раскаяться, а с другой стороны, герой доказывает сам себе, что он не «бета», а «альфа» в лучшем смысле этого слова. Читатель понимает, что главный герой - человек с чистой душой, способный совершать большие и очень смелые поступки согласно со своим сердцем.

Таким образом, вырисовывается настоящий тип, к которому можно отнести Александра Топилина – это тип ищущего героя, который находится в поиске себя и жизненной правды.

Повествование построено в двух временных пластах: настоящее (рассказ о трагедии в семье Литвиновых, отшельничество и обретение себя) и прошлое (детство, юность и зрелость главного героя). Это сделано автором намеренно. Так он показывает нравственную и духовную разницу между романтиком-подростком, верящим в свою незаурядность, жертвенность и творчество, и практичным, успешным, во многом циничным бизнесменом, в которого он превратился под влиянием общественного давления. В итоге нравственное начало в герое восторжествовало и в душе его установилась гармония, которой так не хватало Топилину-бизнесмену.

Таким образом, Д.Гуцко создает свой роман в традициях русской классической прозы и выводит героя, типичного для русской литературы и русского самосознания – героя сомневающегося и ищущего смысл жизни и самого себя.

 

Список литературы:

  1. Подковальникова А.С. Экстремизм как проблема современного общества и ее отражение в литературе // Когнитивные исследования на современном этапе КИСЭ-2014. Материалы Пятой Международной научно-практической конференции. Издательство: ООО «Фонд науки и образования». Ростов-на-Дону, 2014. С. 78-82.

Оставить комментарий