Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 19(39)
Рубрика журнала: Политология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
НАЦИОНАЛИЗМ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА СЕПАРАТИЗМА
Любая идеология, в том числе и политическая, имеет, по крайней мере три наиболее важных составных элемента: систему представлений о ныне существующем мире – плохом, который необходимо изменить; образ политического идеала, то есть то, к чему нужно стремиться; и то, с помощью чего этот идеал можно достичь - механизм. Идеология оказывает влияние на поведение людей, ориентируя их сознание на конкретную деятельность и достижение определенного результата. Для националистов образом политического идеала может выступать суверенное государство, точнее его создание путем отделения, выхода из состава полиэтничного государства. Такое явление в современном мире принято называть сепаратизмом: «Под сепаратизмом следует понимать деятельность, направленную на подрыв целостности государства путем отделения от последнего какой-либо его части» [2, с. 6].
В отличие от так называемых бытовых проявлений национализма, сепаратизм может представлять собой серьезную угрозу, приводящую к нарушению целостности или распаду государства, изменению структуры государственного аппарата, а также, к возникновению серьезных межгосударственных конфликтов. Из вышеуказанного определения можно заметить, что основой сепаратизма могут выступать иные причины, отличные от национальных, но в большинстве случаях носителями сепаратизма выступают именно этнические группы. А.В. Баранов в своей работе «Сепаратизм в современном мире: политико-территориальный аспект» выделяет несколько наиболее распространенных причин сепаратизма, таких, как расовые, экономико-географические, идеологические, религиозные, внешнеполитические, внутриполитические и другие, но особое внимание он обращает на группу этнических причин: стремление этнической группы получить автономию или расширить её, добиться статуса независимого государства [1, с. 224].
Следует сказать, что в современном мире практически отсутствуют этнически однородные государства, за исключением таких стран, как Армения, Польша, Италия, Португалия и другие, где преобладающая нация составляет более девяноста процентов населения. Известно, что сущность моноэтнических государств в некоторой степени противоречит принципам демократии, к установлению которой стремятся большинство государственных образований. Именно внутренняя неоднородность полиэтничных государств провоцирует столкновение интересов, возникновение межнациональных конфликтов, и, как следствие, сепаратистских восстаний. Таким образом, националистическая идеология является опорой и движущей силой сепаратизма, а этнические группы ее непосредственными носителями: «Национализм является питательной средой для регионального сепаратизма, поскольку без последнего невозможна политизация факторов этнического и регионального своеобразия в целях последующего самоопределения» [4, с. 120].
Несмотря на то, что сепаратизм чаще всего ассоциируется с негативным явлением, существует и другое мнение на этот счет, некоторым образом оправдывающее данную практику.
Известно, что право народов на самоопределение является одним из принципов международного права, закрепленного документально: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие» [3]. Действуя в соответствии с этим положением, нации рассчитывают на беспрекословное согласие властей в требовании предоставить им желаемый суверенитет. Однако, следует отметить, что данный принцип носит лишь декларативный характер, так как механизмы контроля его реализации не определены, наличествует ряд противоречий и слабых сторон, характерных для документов такого типа.
Случаи, когда сепаратизм оценивается как положительное явление, нередки. Очень часто причиной вспышек национал-сепаратизма является дискриминация этнических, конфессиональных, культурных групп со стороны властей или местного населения. В данном случае сепаратизм может явиться единственно верным решением угнетенного народа в попытке отстоять свои права, несмотря на непредвиденные обстоятельства, сопровождающие это отделение.
Необходимо отметить, что существует несколько вариантов сепаратистской практики, первая из которых это - отделение какой-либо части государства с целью присоединения к другому. Такой вид сепаратизма можно отнести к недавним событиям, происходящим в Крыму. Наиболее же значимым результатом выступает возможность полного отделения от существующего государственного образования. Здесь имеется в виду то, что нация готова создать собственное суверенное государство. Этот исход является распространенным в большей степени: «Принцип самоопределения народов предполагает различные способы политико-территориальной организации общности во внутригосударственных отношениях… И только высшую форму самоопределения составляет право образовать государство» [1, с. 36]. Такой ход развития мы могли наблюдать, например, в СССР, когда ряд стран Прибалтики, Украина, Белоруссия, Армения и другие, заявили о своей независимости и отделились от СССР.
Но не всякий сепаратизм по своей сущности носит мирный и ненасильственный характер. Точнее будет сказать, практически любые сепаратистские настроения в стране встречают сопротивления со стороны властей и местного законодательства, вследствие чего и происходит переход из мирной стадии конфликта в фазу вооруженного восстания, здесь уже приходится говорить о так называемом радикальном - вооруженном национал-сепаратизме. В действительности, ни одно государство в мире не одобрит политику сепаратизма, так как целостность государственного образования и принцип нерушимости его границ есть главный принцип внешней политики государства. Но именно из-за деструктивных действий со стороны властей, не готовых пойти на уступки национальным меньшинствам, происходит эскалация конфликта, которая приводит к непредвиденным последствиям.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что причины сепаратизма, в конкретном частном случае сугубо индивидуальны и не всегда сводятся к идеологии национализма. В качестве примера можно вспомнить историю с Сибирским сепаратизмом, желание об отделении которого, в большей степени связано не с национальным самоопределением, а с территориальным своеобразием Сибири, в том числе и количеством ресурсов, имеющихся в сибирской местности, которые и позволили бы региону существовать самостоятельно и поддерживать экономические связи с другими странами [5, с. 163]. Особенности же национал-сепаратизма сводятся к тому, что его субъектом является отдельная нация, которая опирается на сопутствующие данному понятию явления – ценностно-культурные ориентиры. Национал-сепаратизм, как и сама идеология национализма, явление неоднозначное, характеристики которого могут сводиться и к положительной, и к отрицательной оценке экспертов и простых обывателей.
Список литературы:
- Баранов А.В., Вартумян А.А. Политическая регионалистика: Курс лекций. Вып. 4. М.: РГСУ «Союз», 2005. 332 с.
- Клачков П. В., Подъяпольский С. А. Понятие и значение сепаратизма // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. С.6-8
- Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 дек. 1966 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5531/ (Дата обращения:18.03.2016).
- Пузырев К. С. Проблемы типологизации и оценки потенциала различных типов регионального сепаратизма в странах Западной Европы // Вестник КемГУ. 2011. № 4. С. 120-124.
- Растов Ю. Е., Щербинина Д. И. Сибирский сепаратизм: социологическая экспертиза современных проявлений. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2010. 168 с.
Оставить комментарий