Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(38)

Рубрика журнала: Социология

Скачать книгу(-и): скачать журнал

Библиографическое описание:
Гавриленко Ю.А. ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА КОРЕЙСКИХ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД С НАЧАЛА ИСТОРИИ КОРЕИ ДО ОСНОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА ЧОСОН // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 18(38). URL: https://sibac.info/journal/student/38/117732 (дата обращения: 25.12.2024).

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА КОРЕЙСКИХ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД С НАЧАЛА ИСТОРИИ КОРЕИ ДО ОСНОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА ЧОСОН

Гавриленко Юлия Александровна

студент, Востоковедение НГУ,

РФ, г. Новосибирск

Когда речь заходит о положении женщины в Восточной Азии, в частности в Корее, мало осведомленные в этой теме люди говорят, что с самого начала корейской истории женщина имела очень низкое социальное положение, у нее не было никаких прав, и она делала только то, что ей говорил муж. Конечно, мы можем согласиться с тем, что развившееся в Корее при династии Чосон неоконфуцианство очень сильно ослабило положение женщины, однако, это не значит, что с самой древности корейская женщина лишалась всех прав и полностью принижалась в обществе.

Появление в мифах упоминаний о матерях основателей древних государств указывает на фазу высокого статуса женщины в обществе. Так, например, мать Тангуна отдавала всю душу воспитанию своего сына, чтобы тот вырос мужественным воином и стал преемником вождя для объединения племен. Она заставляла его усердно тренироваться, хотя очень любила его, хотела прижать к груди, но все равно держалась с ним сурово. Юхва - мать Тонмёна [1, с. 13–18], три королевы Силла (Сондок, Чиндок, Чинсон), «Восточная богиня» с горы Сондо в Силла, родившая основателя государства; мать Суро, основателя государства Кая и многие другие великие женщины древнего периода истории Кореи служат доказательством того, что женщины в то время вовсе не были отстранены от политики и управления, а, наоборот, либо сами правили, как королева Сондок, либо были незаменимыми помощниками и советниками для своих мужей и сыновей.

Во времена Трех государств начинают появляться следы конфуцианских взглядов на положение женщин. Так, в Когурё и Пэкче серьезно контролировалась женская верность супругу. Известно, что в период объединенного Силла женщина не могла выйти замуж повторно после смерти своего супруга. Этот запрет мог быть продиктован как буддийским учением, так и «тремя конфуцианскими заповедями для женщины» [3, с. 302], включавшие в себя подчинение приказам и воле отца, покорность перед мужем и воспитание детей после смерти мужа.

В целом многие исследователи склоняются к тому, что женщины в древнекорейском обществе до периода Чосон имели широкие права и свободы. Профессор Ха Хёнган в работе «Формирование положения корейских женщин» утверждает, что «в древности женщины были сравнительно более свободными и имели равные права с мужчинами: ранее в пределах семьи было гарантировано право женщины на наследство, у нее были определенные права и положение в обществе» [4, с. 18–19].

Мы можем говорить, что женщины в период Трех государств всё ещё имели политическое влияние. Однако с появлением и распространением конфуцианских взглядов жизнь корейских женщин постепенно становилась несвободной, что начало проявляться в период государства Корё и достигло своего апогея при Чосон.

Обычно статус женщины в период существования государства Корё принято считать довольно высоким. Для этого есть несколько причин. Во-первых, долгое время после замужества женщина жила в родительском доме, при этом наравне с остальными детьми имела права на наследование имущества. Во-вторых, женщина могла свободно выйти замуж во второй раз, при этом никак не очернив себя. В-третьих, женщина могла свободно жить, не испытывая каких-либо притеснений по половому признаку. Именно поэтому мы можем говорить о достаточно высоком положении женщины в период Корё.

Однако существуют и другие мнения исследователей по поводу положения женщины в обществе Корё. Корейский исследователь Квон Сунхён считает, что женщина после замужества не жила долго в доме родителей, кроме того, семья девушки должна была находиться в достаточно хорошем экономическом положении, чтобы выдать дочь замуж. Поэтому Квон Сунхён думает, что положение женщин в период Корё было намного ниже, чем считают некоторые исследователи, но он также делает замечание о том, что положение женщины во многом зависело от статуса и могущества семьи [3, с. 302–303].

По сравнению с эпохой Трёх государств, во время существования государства Корё положение женщин в обществе стало ниже. Связать это можно с началом широкого распространения конфуцианства в Корее, когда соблюдение конфуцианских норм не только приветствовалось, но и принудительно навязывалось. Многие права женщин ограничивались, стало заметно сильное неравенство в положении женщин и мужчин. Этот процесс ослабления статуса женщины в корейском обществе продолжился и достиг своего пика при неоконфуцианском обществе Чосона.

С закатом и падением династии Корё наступил социальный и политический беспорядок, таким образом, ван нового государства Чосон – Чунджон, действительно решил возродить конфуцианские ценности и сделал их нормами морали, в результате чего положение женщины в обществе заметно ослабло. В период Чосона конфуцианское учение стало господствующим. Чосонские правители начали поступательную борьбу с буддизмом, который, как считали, способствовал аморальному поведению женщин, что и вызвало крах династии Корё.

В «Предписаниях женщинам», составленных в 1475 г., перечислены семь причин, по которым муж мог выгнать жену из дома. Эти семь проступков жены включали: непокорность жены матери мужа, отсутствие сыновей, женскую распущенность, ревнивость, тяжелые заболевания, болтливость, воровство [2, с. 134]. Здесь мы видим, что статус семьи мужчины определяется как более высокий по отношению к статусу семьи женщины.

Супруга вана при династии Чосон была самой важной женщиной в королевском доме, а также во всей стране. Однако её вмешательство в дела государства было категорически запрещено, а правила поведения предписывали затворничество и молчание.

Таким образом, в период существования государства Чосон, когда конфуцианская идеология стала занимать главенствующую позицию в стране, положение женщин в обществе значительно ослабло. Женщины были урезаны в правах, ужесточились наказания за отклонение от конфуцианских правил. И буддизм, и шаманизм продолжали существовать, однако, взгляд на чосонскую женщину преимущественно проходил через призму конфуцианской морали.

 

Список литературы:

  1. Ким Бусик. Самгук саги. В 3 т. Т. 3. Разные описания. Биографии / Пер. М.Н. Пака и Л.Р. Концевича. М.: Вост. лит., 2002. —  444 с.
  2. Нэхун [내훈. 파주: 한길사] Предписания женщинам. Пхаджу: хангильса, 2011. — 427 с.
  3. Чон Хэын. Хангук ёсонсаый тонъхянгва чонман [한국여성사의 동향과 전망. 서울: 한국문화연구] Тенденции и перспективы развития истории корейских женщин // Издание исследовательского института корейской культуры в женском университете Ихва [Ихваёджатэхаккё хангугмунхваёнгувон]. Сеул: Хангугмунхваёнгу, 2016. –  С. 289–310.
  4. Ха Хёнган. Хангукёсонсаный хёнсан // Хангук ёсоный чонтхонсан [하현강. 한국여성상의 형상 // 한국여성의 전통상. 서울: 민음사] Формирование положения корейских женщин // Традиционное положения корейских женщин. Сеул: Минымса, 1985. — 175 с.

Оставить комментарий