Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(36)
Рубрика журнала: Информационные технологии
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
СРАВНЕНИЕ КОНЦЕПЦИЙ WEB: WEB 1.0, WEB 2.0, WEB 3.0, WEB 4.0
Сейчас, в наше время концепция Web 3.0 заполонила просторы интернета, но, прежде чем описывать WEB 3.0, нужно вспомнить историю Интернета и попытаться понять эволюцию этого живого существа, которое в наши дни является частью жизни миллиардов людей на Земле.
Первый вопрос, на который нужно ответить, это вопрос о том, почему был создан Интернет?
Вплоть до 90-ых годов 20-го столетия коммуникация и передача данных на расстояние были очень ограниченными. Но всё изменилось с появлением Интернета. Основная его идея заключалась в том, чтобы иметь возможность общаться между отдельными сетями, связывая их воедино. По мере развития интернета появлялись различные веб-сайты, что давало пользователям общаться на расстоянии.
Web 0.0 – лексический web
Web 0.0 – доинтернетовские сети, включавшие либо линейные двухточечные системы коммуникаций, либо квазипочтовые сети типа usenet, biznet, fidonet. Это были первые поиски и попытки объединения информационных сетей в действительно глобальную сеть. Web 0.0 можно охарактеризовать как стадию разработки интернета.
Web 1.0 – морфологический web
Первая реализация сети Интернет (до 1999 года) называется «сетью только для чтения». Роль среднего интернет-пользователя ограничивалась чтением информации, которая была ему представлена. На этом этапе размещением информации занимались только лишь администраторы сайта. Другими словами, веб-сайты этой эпохи позволяли пользователям искать информацию и читать её, но генерировать контент сами пользователи не могли. Было очень мало способов взаимодействия пользователя с контентом.
Также в эту эпоху впервые появляется понятие «электронной коммерции» Появлялись различные сайты, предлагающие различные платные услуги пользователям: от сервиса покупки билетов до полноценных интернет-магазинов. Общая цель заключалась в том, чтобы представить продукты потенциальным клиентам в таком виде, как это делает каталог или брошюра. Через веб-сайты продавцы могли предоставить товар или услугу для человека, находящегося в любой точке мира.
Web 2.0. – синтаксический web
Отсутствие активного взаимодействия обычных пользователей с сетью привело к рождению Web 2.0.
Web 2.0 – это, скорее, новый способ использования Интернета, чем реальная эволюция его основного определения.
В основном, Web 2.0 ссылается на расширенный способ обмена информацией, совместной работы, общения и взаимодействия. Пользователи становятся участниками контента веб-сайта, то есть контент генерируется пользователями, но модерируется администрацией сайта. Web 2.0 становится местом, где пользователи из разных горизонтов могут обмениваться и обсуждать по широкому кругу тем.
Это время также связано с созданием социальных сетей (таких, как MySpace, Facebook, Twitter), сайтов для обмена видео (YouTube), энциклопедий (WikipedoA), блогов (LiveJournal, Blogger). В эту же эпоху появляются веб-приложения, RSS, XML и веб-API.
Web 3.0 – семантический web
Web 3.0 также известен как «семантическая сеть». Он включает в себя несколько технологий для организации и структурирования данных, которые вы можете найти в Интернете, чтобы сделать его доступным и полезным для программ и программного обеспечения.
Цель состоит в том, чтобы сделать Интернет понятным для людей.
Многие веб-сайты начинают использовать технологию SVG для отображения анимированного контента, а Flash-анимация уже использует эту технологию для доставки расширенного анимированного контента без большого «веса» обычных видеофильмов. Контент сайтов генерируется и модерируется пользователями.
Возникли сетевые, "облачные" вычисления, забирающие управление приватными информационными ресурсами внутрь гипер-серверов Паутины.
В это время появляются описательные механизмы семантической паутины (RDF, DAML, OIL, OWL). В настоящее время они уже разработаны, однако на этапе интеллектуальной обработки и вывода информации проблемы всё ещё не решены.
Web 4.0 – прагматический web
Идея прагматической сети заключается в том, что, когда метаданные организованы (Web 3.0), люди и «машины» могут взаимодействовать в симбиозе. Это означает, что мы могли бы построить более мощные интерфейсы, например, контролируемые интерфейсы.
Инновации в сетевых технологиях WEB
Несмотря на кажущийся революционный экспоненциальный характер развития Интернета, он развивался и развивается эволюционно, довольно мелкими шагами, определяемыми общей сложностью системы.
Экспоненциальное развитие сети обусловливается её многоуровневым развитием, то есть одновременным развитием технологий на разных сетевых уровнях, когда инновация на одном уровне влечёт инновации на других уровнях иерархии:
- аппаратно-физический, определяемый развитием аппаратуры процессоров и физикой линий связи;
- сетевых протоколов, определяемых развитием прикладных теории сигналов, теории и практики кодирования;
- операционно-системный, определяемый развитием ОС;
- программно-инструментальный, определяемый уровнем инструментального ПО;
- топологический уровень, определяемый развитием сетевых технологий;
- управления данными, определяющий способы и инструменты манипуляции данными,
- прикладной, определяемый развитием программных web-приложений.
- сетевых отношений, определяемых топологией и характером связей в сети;
- общественно-информационный уровень, определяемый направлением информационных потоков и характером зависимости пользователя (клиента) и сервера.
Таблица 1.
Сравнение концепций Web
Концепция Уровень |
Web 1.0 |
Web 2.0 |
Web 3.0 |
Web 4.0 |
аппаратно-физический |
web-серверы, ПК |
оптоволокно, графические процессоры |
гипер-серверы, нетбуки, планшеты, многоядерные ПК |
распознающие процессоры |
сетевых протоколов |
TCP/IP |
защищённые протоколы, p2p-сети |
мультимедиа-протоколы, семантические протоколы |
управляющие телематические протоколы |
операционно-системный |
многозадачные ОС |
сетевые ОС |
облачные вычислительные структуры |
загружаемые ОС |
программно-инструмен-тальный |
сетевые языки, 3GL |
визуальные среды, 4GL |
серверные среды, 5GL |
языки искусственного интеллекта, 6GL |
топологи-ческий |
иерархическая фиксированная однонаправленная структура |
сетевая многосвязная диалоговая структура |
реляционная структура |
логическая (объектно-реляционная) структура |
управления данными |
корпоративная сетевая СУБД |
поисковые гипер-серверы |
анализирующие гипер-серверы |
управляющие гипер-серверы |
прикладной |
browser, статический HTML-сайт, HTML2.0 - HTML3.2 |
browser-framework, динамические сайты на CMS-движках, HTML4 |
идентифицирующий net-framework, сетевые прикладные сервисы, межсерверный обмен, HTML5, XML |
slave-приложение, управляющее пользователем, глобальный master -управляющий гипер-сервер |
сетевых отношений |
сетевой гипертекст |
интерактивная связь |
поисковая оценивающая связь |
глобальная управляющая связь |
общественно-информа-ционный |
технические сети, клиент осуществляет “серфинг” по сети, читает всю информацию сети |
бытовые сети (СМИ), клиент “разговаривает”, общается с сервером, сервер регулирует область чтения и действий клиента |
разведывательные сети, сервер собирает досье на клиента и управляет приложениями клиента. |
управляющие сети, сервер управляет всеми клиентами в режиме электронного правителя |
Список литературы:
- Шишкин А.С. - WEB 2.0 - Сеть, ориентированная на сферу Интернет-услуг // Сервис в России и за рубежом - 2007г. №1
- Bourabai Research [электронный ресурс] – Режим доступа: bourabai.ru/dbt/web/evolution.htm, свободный. Дата обращения: 13.08.2018.
- Flat World Business [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://flatworldbusiness.wordpress.com/flat-education/previously/web-1-0-vs-web-2-0-vs-web-3-0-a-bird-eye-on-the-definition/, свободный. Дата обращения: 14.08.2018.
- Хабр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habr.com/sandbox/44264/, свободный. Дата обращения: 14.08.2018.
Оставить комментарий