Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(36)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Джугурян А.А. ЭКСТРЕМИЗМ КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 16(36). URL: https://sibac.info/journal/student/36/116529 (дата обращения: 29.03.2024).

ЭКСТРЕМИЗМ КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Джугурян Ахуник Аршаковна

магистрант, кафедра организации правоохранительной и правозащитной деятельности, Тульский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)

РФ, г. Тула

Российская Федерация является одним из крупнейших многонаци­ональных государств, в котором проживает более ста восьмидесяти этнических общностей, обладающих уникальными особенностями тради­ционно-духовной культурой, представляющей все мировые религии. При этом большинство народов нашей страны на протяжении веков формировались именно на территории России, что отразилось на отече­ственной государственности. Между тем в последнее время наблюдается рост числа межэтнических и межконфессиональных конфликтов не только в России, но и во всем мире. Наша страна прочно интегрировалась в мировое сообщество, стала открытой, и, как следствие, более восприимчивой к мировым тенденциям как положительным, так и негативным. Среди последних, к сожалению, доминируют экстремистские настроения. Все чаще предпринимаются попытки внести разлад в сложившиеся этноконфессиональное согласие в российском обществе [1, с. 26].

Например, 15 декабря 2008 года Мосгорсуд огласил приговор членам преступной группы Рено, Ткачевского, которых признали виновными в 20 убийствах и 12 покушениях на убийство, совершенных на почве национальной ненависти к лицам славянской национальности. Нападения снимались участниками группы на видеокамеру и выкладывались в сети Интернет. 7 членов преступной группы получили сроки от 6 до 20 лет лишения свободы. Лидеры Артур Рено и Павел Ткачевский, которые на время совершения преступления были несовершеннолетними, приго­ворены каждый к 10 годам колонии.

8 октября 2009 года Дорогомиловский суд г. Москвы приговорил шесть членов националистической группировки «Черные ястребы» к лишению свободы на срок от 4 до 7 лет. Молодые люди армянской и азербайджанской национальности напали в московском метро на 19-летнего Федора Маркова и 16-летнего Павла Новитского. Суд признал их виновными в преступлении, совершенном на почве ненависти к лицам славянской национальности. Членов группировки вдохновляли пре­мьеры полевых командиров, руководивших бандформированиями в Чечне. Возникает вопрос, почему молодые люди, живущие в одном городе, учившиеся в одних и тех же школах, воспитанные в московских семьях, испытывают столь острую ненависть друг к другу, чем это по­рождается и что за этим стоит? На эти вопросы отвечают представители органов государственной власти, правоохранительных органов, обще­ственных организаций, ученые, журналисты, религиозные деятели.

По итогам 2017 года в РФ зарегистрировано 1521 преступление экстремистской направленности, что на 4,9 % больше, чем в предыдущем году. На первый взгляд, может показаться, что это не так много по срав­нению с 2,1 миллионами преступлений зарегистрированных, в России в 2017 году. Однако следует понимать, что одно единственное преступление, связанное со специфичной и деликатной сферой межнациональной и межконфессиональной отношениях, способно резко дестабилизиро­вать, всколыхнуть ситуацию не только в отдельно взятом регионе, но и в государстве в целом. В этом и кроется вся опасность экстремистских проявлений [4, с. 93].

Член Комитета Государственной Думы по безопасности и проти­водействия коррупции В. Васильев считает: «Экстремистские преступления, это преступления, в которых обязательно имеется заказчик. Заказчики в виде организаций, лиц, структур, которые участвуют в борьбе за власть, имеющую четкую мотивацию. Также отличительными чертами является ориентация на захват власти, ее дестабилизацию, с использованием средств и методов, которыми являются неконституционно - правовыми. И с этой точки зрения от экстремизма до терроризма может быть очень маленькая грань».

Социальную базу экстремизма составляют как маргинальные слои, так и националистически-религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью. Неофашисты, скинхеды, исламские экстремисты - подобные и другие организации существуют во многих странах, в том числе и вполне благополучных. В момент общественных потрясений, связанных со значительным изменением условий и образа жизни людей, внезапно образующем вакуум ценностей, неясность жизненных перспектив, экстремизм становится одной из опасных характеристик общественного бытия. Опыт развития событий в современной России и ряде республик бывшего СССР показал, что роль и значение экстремизма оказались явно недооцененными, что во многом способствовало целым сериям трагических событий. Зачастую провока­торами экстремистских действий выступают властные структуры госу­дарства. Так, массовые беспорядки в Талине, ставшие результатом демонтажа памятника русскому солдату Великой Отечественной войны, стали реакции русско-язычного населения на последовательную дискриминацию, являющуюся частью государственной политики в прибалтийских республиках [6, с. 189]. Жесткие действия полиции превратили несанкци­онированные митинги в уличные погромы, что еще в большей степени обострило конфликт между эстонцами и русскими, хотя большинство в нескольких поколениях ассимилировались и были воспитаны культурой прибалтийских стран.

На Северном Кавказе экстремистские идеи спровоцировали многолетнюю войну, унесшую тысячу жизней. «В начале 90-х годов, религиозные организации практически оставались один на один с экстремистами, которыми себя еще не проявляли, которые ограничивались идейными высказываниями», - считает Президент Международной ислам­ской миссии, член Общественной палаты РФ, муфтий Ш. Пшихачев. Также можно считать, что худо и бедно Россия имела свою систему воспитания. И вдруг все это рушится и появляются сектанты, не являющиеся традиционными в России. На Кавказе появляются ваххабиты. Ваххабизм проповедует всемирную исламскую революцию и новый порядок без американцев, евреев, христиан и вообще неверных. Вместе с тем, присутствие иностранных военных консультантов в бандформированиях на Северном Кавказе очевидно. Под прикрытием священного джихада происходили похищения людей с целью выкупа, казни заложников и пленных солдат, записанные на видео как отчета для финансирования из-за рубежа и дальнейшей деятельности бандформирований. Все это далеко не только от традиционного ислама, но и радикального.

То, что у нас понимается под ваххабизмом, не один настоящий ваххабит из Саудовской Аравии никогда не признает, потому что это совершенно непонятное явление, очень примитивное и совершенно не соответствующее духу ислама. Он пользуется популярностью среди молодежи. На фоне военных действий на Северном Кавказе выросло целое поколение молодых людей, многие из которых не учились в школе и ничего кроме вооруженных людей и разрухи не видели. Потеряв кров и родственников, они вербовались в ряды исламских радикалистов. [2, с. 151]. Данные люди не способны анализировать, и подчиняются только своему руководителю, который привел его к этому. Именно такие люди становятся смертниками шахидами, совершают террористические акты как на Кавказе, так и по всей стране. Выступая против государственных структур, они взрывают поезда, здания. Врагами становятся все не примкнувшие к ним. Известный принцип: «Кто не с нами - тот против нас» оправдывает самые жестокие акции. Их борьба, их убеждения оплачены смертью тысяч невинных людей, в том числе их соплеменников и даже детей. И на сегодняшний день под эгидой экстремистских организаций по-прежнему ведется сбор молодых людей, они направляются в учебные лагеря, расположенных в Таджикистане или Афганистане, где осваивают навыки террористической деятельности. В результате образуется молодежный экстремизм.

Одним из залогов стабильности в мире является совершенствование и взаимодействие антитеррористических структур разных стран. В этой ситуации крайне важен обмен информацией, разработка стратеги совместных действий, выработка международных правовых норм. Проведение совместных операций позволяет изымать большие партии экстремисткой литературы, обезвреживать активных участников террористических организаций. [3, с. 97]. На специализированных учениях присутствуют представители спецслужб государств Дальнего Зарубежья, США и Израиля. Но противодействие экстремизму нельзя ограничивать деятельностью только силовых и правоохранительных структур.

Россия многонациональное и многоконфессиональное государство. Националис­тические и религиозные конфликты разрушают его изнутри, способствуют экономическому и политическому ослаблению. Предотвратить экстремистское влияние возможно только через целена­правленную профилактическую деятельность, создание масштабных программ по занятости молодежи, воспитание толерантности со школьной скамьи, духовное образование. Дети не знают ненависти к людям другим рас и национальностей. Их знакомство с культурами разных народов должно стать частью школьной программы, войти в курс истории и литературы.

Таким образом, история многонациональной России складывалась годами. Разные народы, культуры и религии испокон веков уживались на ее территории. Многие страны стремились к ее покровительству. Вопрос сплоченности людей, проживающих на огромной территории, был равнозначен вопросу выживания каждого [5, с. 63]. В тяжелые годы Великой Отечественной мы выжили благодаря тому, что мы были вместе. Белоруссия, Украина, западная часть России приняли на себя удар со стороны фашизма. Урал и Сибирь ковали на заводах «Победы», Средняя Азия и Восток принимали беженцев. Никто не думал о цвете кожи и разрезе глаз. Главной религией была победа. Одна на всех. Сегодня великую страну Россию хотят разрушить внуки и правнуки тех, кто умирал за право нынешних поколений ЖИТЬ!

 

Список литературы:

  1. Бурковская В. Законодательство, направленное на борьбу с экстремизмом: проблемы становления и правоприменительной практики // Уголовное право. — 2005. — № 1. — С. 14—86.
  2. Волков Н. Экстремизм как крайняя форма сепаратизма: проблема определения социально-правовой сущности феномена // История государства и права. — 2016. — № 9. — С. 2­—161.
  3. Интервью «Российской газете» начальника Департамента по противодействию экстремизму МВД России // Судебный вестник — 2017. — № 9. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.mvd.ru (дата обращения: 22.02.2018).
  4. Корнилов Т.А. Возникновение, развитие и понятие экстремизма // Российский следователь. — 2011. — № 17. — С. 23—103.
  5. Макаров Н.Е. Политический экстремизм как радикальная модель политического процесса и организация государственного противодействия экстремизму: дис. ... канд. полит. наук. Чита, 2006. — С. 14—70.
  6. Ольшанский Л. // Психология терроризма. СПб.: Питер, — 2002. — С. 150—196.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.