Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(36)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Ушакова О.С. ОБЯЗАННОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 16(36). URL: https://sibac.info/journal/student/36/116352 (дата обращения: 19.03.2024).

ОБЯЗАННОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

Ушакова Ольга Сергеевна

магистрант, кафедра организации правоохранительной и правозащитной деятельности, Тульский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России),

РФ, г.Тула

В юридической литературе права гражданина, личности, человека рассматриваются различно. Права являются выражением не потенциальных, но реальных возможностей индивидуума, закрепленные в конституции, а также законах. Так, права выступают в качестве некоего элемента гарантированности, обеспеченности для носителя таковых. В частности, Л.Д. Воеводин права рассматривает как возможность получения неких материальных благ. Тем не менее, все же, составляющей права выступает его индивидуализированность и неотъемлемость.

В правовой литературе «права» сочетаются с такой категорией как «обязанности» [9, с. 56]. При этом в науке конституционного права можно выделить несколько основных подходов к их определению:

  • обязанность в качестве необходимости. Данное явление все же философское;
  • обязанность в качестве долга. Обусловлено сходством их природы, а также подкреплением в нормах Основного Закона (в частности, ч. 3 ст. 38 Конституции) [5, с. 49];
  • более приемлемой является позиция, сообразно которой обязанность представляет собой возможное в поведении человека.

Как примером для последнего из приведенных подходов можно привести понятие, которое дал Н.В. Витрук, обязанности рассматривающий в качестве социально обусловленной, а также гарантированной возможности в человеческом поведении [9, с. 56].

Правовое регулирование общественных отношений собой представляет целенаправленное воздействие на общественные процессы с помощью эксплуатации разнообразных правовых средств, подразделяющихся на две основные группы, а точнее субъективные права, а также юридические обязанности. Составляющие данные группы правовые средства взаимообусловлены, так как реализация какими-либо субъектами собственных прав достигается посредством исполнения другими субъектами собственных обязанностей и, наоборот, обязанность теряет смысл без соответствующего ей, корреспондирующего субъективного права.

Так, юридические обязанности можно подразделить в зависимости от того, осуществлению права каких именно субъектов таковые способствуют, на 5 категорий:

  • обязанности человека по отношению к прочим членам общества, а также обществу;
  • обязанности граждан по отношению к организациям;
  • обязанности организаций по отношению к гражданам и другим организациям;
  • обязанности организаций, а также граждан по отношению к государству;
  • обязанности государства по отношению к организациям и гражданам [7, с. 17-23].

Так, обязанности человека по отношению к прочим членам общества, а также обществу характер имеют четко выраженный социальный, ввиду чего их следует исключить из состава финансово-правовых форм позитивного обязывания.

Далее, обязанности граждан по отношению к организациям, а также обязанности организаций по отношению к гражданам и другим организациям предназначаются для реализации субъективных прав субъектов частного права. Данное обстоятельство наряду с тем обеспечивает возможность исключить обязанности этого рода из состава финансово-правовых форм позитивного обязывания.

К обязанностям – финансово-правовым формам позитивного обязывания относить следует публично-правовые обязанности организаций и граждан по отношению к государству наряду с обязанностями государства по отношению к организациям и гражданам.

Права и свободы, а также обязанности обладают тесной взаимной связью, они не могут по отдельности существовать. Делая акцент на принцип, который сформулирован был Ф. Энгельсом как «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», возможно охватить и категорию «единство прав и обязанностей». Данный принцип при этом эффективно работает лишь в «жесткой связке». Права, а также обязанности личности представляют собой взятые в отдельности элементы, которые закреплены в основном законе, все вместе они выступают в комплексе, в единстве.

Единство прав, а также обязанностей личности, отмечает В.В. Невинский, проистекает из необходимости сбалансированности поведения личности в разных сферах жизнедеятельности таковой, соблюдения целостности общественных отношений наряду с формально-юридическим равенством индивидов [8, с. 343].

Единство прав, а также обязанностей личности собой представляет объективную реальность. Так, единство в себе заключает взаимосвязь элементов, определенное их корреспондирование и взаимодействие. Немаловажное значение имеет при этом то, что обязанности и права личности в единстве своем формируют целостную систему, которая имеет посредством подобного взаимодействия свойства единого целого [2, с. 11].

Применяется в отраслях отечественного права принцип «единства прав и обязанностей» в различных целях: для сбалансированности и равновесия правовых их положений; защиты публичного интереса; с позиций конституционного права – для обеспечения функционирования в целом всей системы общественных отношений.

Вопросы о правах и обязанностях, равно как и порядке закрепления таковых в мировых конституциях решаются различными способами. Наиболее распространенным выступает порядок такого вида, когда в конституции фиксируются лишь права, а также свободы, в то время как обязанности отсутствуют. Указанное является характерным для конституций старых. Подобным примером является Конституция США 1787 г. При этом первым конституционным документом, в котором велась речь о правах личности в Америке, была Декларация независимости США 1776 г., в рамках которой заявлялось о неотъемлемых человеческих правах, в частности, о правах на жизнь, на свободу и на стремление к счастью, сформулировано было коллективное право американского народа на то, чтобы восстать против угнетения. Американская Конституция не декларирует обязанностей и прав граждан. Основные права, а также свободы введены были впоследствии «Биллем о правах» (неофициальное наименование десяти первых поправок к Конституции Америки, принятых в 1789 году) [1, с. 960].

Наряду с Конституцией США, подобное закрепление прав и свобод отражение нашло также в Конституции Франции 1958 года. В последней упоминается только об отдельных из прав (избирательные права, равноправие, коллективное право народов на самоопределение), кроме того включены общие положения, из которых можно сделать заключение о характере, присущем во Франции правам личности – о светском, демократическом, социальном государстве.

Другая разновидность – закрепление обязанностей отдельно от свобод и прав. Конституционное закрепление в подобной форме является характерным для конституций современных. Во многих из таковых права, свободы, а также обязанности даны в рамках одной, единой главы, реже таковым отведены самостоятельные главы. Как пример можно указать Конституцию Республики Узбекистан от 8.12.1992 г. Раздел второй отдан основным правам, свободам, а также обязанностям человека и гражданина. В частности, главы V-X отводятся правам и свободам граждан, в то время как глава XI – их обязанностям.

В юридической науке Европы достаточно глубоко изучаются особенности негативных и позитивных начал официального закрепления в национальных конституциях принципа прав и обязанностей. Невзирая на признание таковых нынешней цивилизацией, все же зачастую присутствие во взаимной их связке обязанностей и прав в конституциях объясняют наряду с тем и стремлением самого государства «уравновесить» позиции отдельного индивида в отношениях с представителями власти, организовать диалог.

Однако при этом перевес все же основных прав является очевидным – в конституциях их десятки, в то время как обязанностей – лишь единицы. Свыше этого, зачастую обусловливается повышенность уровня регулирования в отношении обязанностей. В частности, Конституция Словацкой Республики 1992 года предусмотрела в ч. 1 ст. 13, что «обязанности можно устанавливать только на основе закона, в его рамках и при соблюдении основных прав и свобод» [6, с. 70].

В отдельных идеологических системах, по большей части в выстроенных на религиозной основе, в немаловажной мере подход к правам человека связан с половой и религиозной его принадлежностью. В частности, указанное прослеживается в мусульманских государствах, где ислам обладает весьма сильным влиянием. Конституционный статус личности в данном случае обусловлен в немалой степени шариатом, и, несмотря на то, что в себя включает некоторый объем прав, свобод, а также обязанностей гражданина, их пользование обусловлено тем, что существуют догмы мусульманского права, которые указывают, как именно мусульманин себя должен вести, не различая при этом обязательств по отношению к другим людям и по отношению к Богу [4]. Иначе говоря, шариат основывается на идее возложенных на человека обязанностей, но не на правах, что человек может иметь. Так, ислам в себе соединяет достоинство непритязательности, умеренности, сдержанности, гибкости и простоты [3, с. 216]. Объем обязанностей и прав в таких странах определяется во многом характером политического режима, конституционной системой государственных органов, положением, которое занимает глава государства, монарх или президент, наряду с тем степенью, в которой нормы ислама влияют на общественно-политические и государственно-правовые органы и институты. Как правило, статьи конституции, которые закрепляют правовой статус личности, являются объединенными в единые, общие главы. В то же время положения, затрагивающие правовой статус личности, также могут являться распределенными по разным разделам [10, с. 48].

В отношении же Конституции РФ, принятой в 1993 году, мы можем видеть, что за годы действия Конституции глава 2 не изменялась, этого произойти не могло, так как любое изменение этой главы требует соответственно принятия и новой Конституции. В наименовании данной главы акцент поставлен на права и свободы человека и гражданина. Обязанности же Конституция в отдельную главу не выделяет, однако также о них и не забывает, потому что обязанности проистекают из прав, они тесно друг с другом связаны. Самое важное – Конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, она защищает его честь и достоинство. Сегодня исключений практически нет.

Таким образом, анализируя разные подходы к установлению роли и места конституционных прав, свобод а также обязанностей человека и гражданина, мы можем прийти к заключению, что почти все мировые конституции данные категории отражают. Если же обязанности своего отражения не нашли в основном законе, это не свидетельствует об отсутствии таковых, о неприменении их на территории этого государства. Для России права и свободы представляют высшую ценность, определяют содержание и смысл законов, а также деятельности органов всех ветвей власти (ст. 2 Конституции). Однако конституционные права, свободы, а также и обязанности являются неотъемлемыми элементами статуса личности, ввиду чего в совокупности должны в Российской Федерации изучаться, развиваться, а также пропагандироваться.

 

Список литературы:

  1. Иванова О.Е. Билль о правах /О.Е. Иванова, В.В. Лопатин (отв. ред.), И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: 2004. – 960с.
  2. Грачев Т.С. Единство прав и обязанностей как принцип права: общетеоретические аспекты: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Краснодар, 2010. – 34с.
  3. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 2010. – 216с.
  4. Исмаилов Б.И. Конституционно-правовой статус личности в странах Арабского Востока // Все о праве. – Информационно-образовательный юридический портал. URL: http://www.allpravo.ru/library/docl17p0/instrurn5770/print5771.html (дата обращения: 18.07.2017).
  5. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) /М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др.; рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. – 2-е изд., изм. и доп. –М.: Статут, 2013. – 688с.
  6. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. М.: Норма, 2014. – 320с.
  7. Малько А.В., Субочев В.В. Законный интерес и юридическая обязанность: аспекты соотношения // Юридический мир. – 2012. – № 3. – С.17-23.
  8. Невинский В.В. Основы конституционного строя. Обеспечение достоинства личности. Конституционные принципы публичной власти: Избранные научные труды. М.: Формула права, 2012. – 752с.
  9. Общая теория правового положения личности / Витрук В.Н. – М.: Норма, 2008. – 448с.
  10. Рахманов А.Р. Исламское право: Учебник для вузов. – Ташкент: Янги аср авлоди, 2003. – 480с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.