Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 13(33)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Медведева В.В. ЗНАЧЕНИЕ ИДЕЙ МЛАДОГРАММАТИЗМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 13(33). URL: https://sibac.info/journal/student/33/114852 (дата обращения: 08.01.2025).

ЗНАЧЕНИЕ ИДЕЙ МЛАДОГРАММАТИЗМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Медведева Виктория Владимировна

студент, ФГАОУВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

РФ, г. Белгород

Аннотация. В статье исследованы основные идеи младограмматиков и их влияние на последующее развитие лингвистических исследований.

Ключевые слова: Языкознание, младограмматизм, направление в мировой лингвистике, младограмматики, лингвистические исследования, психология языкознания, направления в языкознании.

 

70-80-е годы XIX столетия в истории языкознания хронологически связаны с возникновением младограмматического направления. Принципы младограмматизма впервые были изложены Г. Остгофом и К. Бругманом в «Предисловии» к книге «Морфологические исследования в области индоевропейских языков» (1878), «получившем название «Манифеста младограмматизма»» [2, с. 141]. В нем изложены основные исходные положения, идеи и принципы младограмматизма, которыми руководствовались не только ученые узкого круга Лейпцигской школы, но и других стран, воспринявшие ее идеи.

В предисловии (русскоязычный вариант включен в хрестоматию В.А. Звегинцева) Г. Остгоф и К. Бругман упрекают своих предшественников за то, что они, изучая язык «… забыли говорящего человека» [7, с. 152]. Язык изучался по письменным памятникам, и наука о языке компаративистов была устремлена в глубь истории. Цель исследований представителей старшего поколения заключалась в том, чтобы реконструировать тот не сохранившийся в истории праязык, из которого вышли языки индоевропейской семьи. Авторы «Предисловия» писали: «Механизм человеческой речи имеет две стороны – психическую и физическую» [7, с. 153]. Главная цель ученого, по мнению младограмматиков, состоит в сравнении изучаемых языков и в выяснении характера функционирования и изменения их «механизма», в выяснении принципов его работы в речи говорящего человека, а не в реконструкции праязыка.

Становление младограмматизма было обусловлено внутренними факторами развития лингвистической науки, поиском способа преодоления того своеобразного тупика, в котором оказалась лингвистика в 60-е годы XIX века. Процесс оформления младограмматизма в самостоятельное течение связан с именами Г. Остгофа, К. Бругмана, Б. Дельбрюка, Г. Пауля и других ученых.

Сформулированные младограмматиками задачи и принципы лингвистической работы были положены в основу методологии младограмматизма, сформировавшейся в языкознании на рубеже XIX-XX вв.

Прежде всего следует отметить, что младограмматики стремились избегать философии. Недаром Дельбрюк заключает свое «Введение в изучение языка» словами: «Языкознание вступило из философского периода в исторический» [3, с. 439].

Младограмматики рассматривали язык как проявление психофизиологической деятельности организма человека, что привело к изменению методологии языкознания. Ими были выдвинуты новые принципы исследования языка. Важнейшие из них изложены К. Бругманом и Г. Остгофом – изучение речи говорящего человека, а не письменных памятников прошлого, учет действия звуковых (фонетических) законов и аналогии при анализе истории языка.

Также Г. Паулем в «Принципах истории языка» рассматривается вопрос о различных видах изменения значений слов. Созданная им классификация изменений, основанная на логическом принципе, с некоторыми варьированиями принимается и в настоящее время. Так, Пауль считает необходимым разграничивать окказиональное и узуальное значения слов, говоря о смысловых изменениях. Причину изменения значений слов Пауль обосновывает в неустойчивости индивидуальной психики человека, вызывающей смещение границ между окказиональным и узуальным значениями слова.

Младограмматикам не удалось дать теоретического обоснования фонетическим законам, которые были ими выдвинуты. Нераскрытым оказалось также положение о различных видах аналогии и ее направлении, а также взаимодействии с фонетическими законами. Все это послужило поводом для резкой критики младограмматической концепции языковедами из разных стран. Однако, не подлежит сомнению, что сформулированные младограмматиками частные законы, при всех своих недостатках, сыграли значительную роль в развитии фонетических и – шире – лингвистических знаний.

Прежде всего, благотворное влияние младограмматизма отразилось на развитии диалектологии и фонетики. Несмотря на то, что многие современники младограмматиков не принимали их абсолютизации фонетического закона, в ходе критики и многолетних дискуссий младограмматизма были открыты звуковые законы (К. Вернер, Ф.Ф. Фортунатов, де Соссюр, А. Лескин, Г. Хирт). По аналогии с фонетическими законами появились попытки выявить синтаксические законы (Я. Ваккернагель). Наиболее весомых успехов младограмматики достигли в морфологии и сравнительно-исторической фонетике. Они сформировали довольно целостную картину индоевропейского вокализма и звуковых чередований, заложили основы индоевропейской морфонологии. Младограмматики установили историческую изменчивость корня и уточнили его понятие. Они требовали строгого подхода к этимологическому анализу. Ими был достигнут высокий уровень достоверности в лингвистической реконструкции, сформированы достаточно точные знания о морфологической структуре индоевропейского праязыка, звуковом составе и о закономерностях изменений языков в историческую эпоху. Центральное внимание заняла индивидуальная речь, понимаемая как полигон для отклонений от узуса и для распространения отклонений, которые постепенно превращаются из мгновенных и случайных в узуальные явления. Аналогичным образом на основе представления о неустойчивой индивидуальной психике объяснялись изменения в смысловом содержании слов и возможном преобразовании окказиональных значений в узуальные.

Преодолев фетишизм письма, младограмматики стали изучать реальное звуковое значение букв в древних текстах. Учёные интересовались живым произношением и изучением акустических и физиологических аспектов звуков речи, что послужило стимулом для выделения фонетику как самостоятельную языковедческую дисциплину. В отдельную отрасль была выделена семантика. Роль в этом младограмматизма, конечно же, могла быть лишь косвенной, поскольку младограмматики оставались индифферентны к лексической семантике – в основном интересовались грамматическими и фонетическими явлениями. Зато благодаря их интересу к жизни диалектов и живой речи возникла диалектография, фиксирующая распространение звуковых явлений на географических картах (немецкая школа диалектографии: Георг Венкер, Фердинанд Вреде) и распространения лексических единиц (французская школа диалектографии: Эдмон Эдмон, Жюль Жильерон).

В русской науке о языке младограмматизм нашел наиболее яркое выражение в деятельности акад. Ф.Ф. Фортунатова и его Московской лингвистической школы, в частности, в учении акад. А.А. Шахматова (1864-1920), открывшего закон палатализации согласных и историю заднеязычных согласных в русском языке.

В конце XIX в. получает развитие не только диалектология, но и лингвистическая география. Последняя представила новые данные о диалектах и диалектных зонах, а также предложила новые приемы лингвистического исследования. Со временем у младограмматиков диалектные данные стали одним из трех основных источников исторического изучения языка. Младограмматизм сказывается особенно явно в исторической фонетике и грамматике конкретных языков, а также в диалектологических исследованиях.

Весомое стимулирующее влияние оказал младограмматизм на понимание истории языка. Такие последователи младограмматизма, как Петер фон Брадке, Г. Хирт, Зигмунд Файст, А. Вальде, Маттеус Мух предпринимали активные попытки устранить пробелы, касающиеся прародины индоевропейцев и их позднейших миграций, промежуточной «прародины», границ распространения в разные хронологические периоды индоевропейского языка, основных этапов его расчленения. Другие сторонники младограмматизма (Рудольф Мерингер, Отто Шрадер, Буркард Вильгельм Лайст,) стремились дополнить внутреннюю историю индоевропейского праязыка внешней историей, реконструируя социальные, природные, бытовые, культурные формы жизни древних индоевропейцев и индоевропейских народов более поздних поколений, их религию, мифологию, правовые нормы. В течении младограмматизма продолжали появляться глубокие исследования по вопросам фонетики, словообразования, синтаксиса, морфологии, а также этимологические словари основных (новых и древних) индоевропейских языков. Были созданы сравнительно-исторические грамматики отдельных языков и групп языков. Появлялись детальные описания древнегреческих, иранских, италийских, германских, кельтских диалектов. В сферу исследования были вовлечены ряд древних языков Малой Азии (иллирийский, фракийский, фригийский, ликийский) и Балкан. Завершение младограмматического этапа компаративизма ознаменовано открытием (1915-1917 гг.) неизвестных ранее индоевропейских языков – тохарского (Э. Зиг, В. Зиглинг, А. Мейе) и хеттского (Берджих Грозный).

Учение о семантике у младограмматиков способствовало дальнейшему углублению изучения содержания языка и выделению в языкознании особого раздела – семасиологии.

Таким образом, младограмматизм подготовил почву для развития языкознания конца XIX – начала XX вв. Передав при этом ему не только свои достижения, но и некоторые противоречивые установки.

 

Список литературы:

  1. Алефиренко Н.Ф. История лингвистических учений: учеб.пособие. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. – 404 с.
  2. Алпатов В.М. История лингвистических учений: учеб.пособие. М.: Языки русской культуры, 1999. – 368 с.
  3. Амирова Т.А. История языкознания: учеб.пособие. М.: Академия, 2010. – 672 с.
  4. Березин Ф.М. История лингвистических учений: учебник для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1984. – 319 с.
  5. Будагов Р.А. Портреты языковедов XIX-XX вв.: Из истории лингвистических учений. М., 1988. – 320 с.
  6. Булаховский Л.А. Введение в языкознание: учебник. М.: Учпедгиз, 1954. – 174 с.
  7. Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX вв. в очерках и извлечениях. Ч.1: учеб.пособие. М.: Просвещение, 1964. – 466 с.

Оставить комментарий