Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 13(33)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Равшанова М.М. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ЯПОНСКОМ ОБЩЕСТВЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 13(33). URL: https://sibac.info/journal/student/33/114444 (дата обращения: 27.04.2024).

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ЯПОНСКОМ ОБЩЕСТВЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Равшанова Махфурат Мурод кизи

магистрант ТашГИВ

Узбекистан, г. Ташкент

В современном мире проблема национальной идентичности в эпоху глобализации имеет большое значения для развития общества и государства, тем самым стараясь сохранить национальную идентичность и национальные традиции и культуру. В сущности, всемирная философия постоянно вращается вокруг "вечных" проблем. К ним относится и проблема человека, и в нынешний момент человеческая история приобретает, к сожалению, все более трагическое звучание в условиях глобализации. Современная философская антропология проявляет повышенный интерес к личности человека, а также к национальной идентичности в своем роде определяет их положение в современном мире того или иного социкультурного пространства. На данный момент именно исследование темы личности открывает огромные возможности глубже понять специфику восприятия деятельности человека в какой-либо конкретной культуре, так и составить представление о ценностных ориентирах того или иного общества. Это представление дает нам понятие о нормах и отклонениях, о правильном и неправильном, дозволенном и недозволенном.

Проблема личности всегда привлекала внимание как западных, так и восточных мыслителей. Так, например, мыслители Центральной Азии (ал - Фараби, Беруни, Ибн Сина, А. Навои, М. Бедиль и др.) разработали концепции совершенного человека. Одним из главных вопросов о возможности применить понятия «личность» и «человек» по отношению к восточным культурам является предметом многочисленных дискуссий и споров. В настоящее время этот вопрос остается открытым и загадочным. Впечатляющий подход к данной проблеме, которая была выдвинута Жюлем Мишле (1798-1874) и получившая развитие в трудах Якоба Буркхардта (1818-1897). Согласно представлению Буркхардта, о «личности» можно говорить, начиная с эпохи Возрождения, так как до этого времени «человек познавал себя только как часть расы, народа, партии, корпорации, семьи или какой-либо другой формы общности» [1, с. 75]. В данной концепции личность была раскрыта мыслителями применительно к европейскому материалу - культуре европейских стран. В последние десятилетия стали появляться работы, которые постепенно расширяют проблему изучения человеческой личности в период европейского средневековья. В монографии А.Я. Гуревича «Индивид и социум на средневековом Западе», он указывает на методологические недостатки, которые впоследствии влекут за собой краткую интерпретацию понятия «личность». Согласно мнению данного ученого, следует говорить не об «открытии личности», а о разных типах личности, обладающих этнокультурными и историческими особенностями [3, с. 96]. Применение понятия «личность» к материалу более ранних хронологических периодов расширяет научный инструментарий и дает возможность исследования не только социально - исторических процессов, но также можно говорить о человеке конкретной эпохи и культуры, который способен осознавать и переживать собственное положения в обществе, а также выявить критерии оценки деятельности человека со стороны социума.

Национальная идентичность в японской культурной традиции понимается как определенная система, своего рода человек является систематизированным сводом законов и порядков, которые впоследствии применяются в жизни. Национальная идентичность своего рода является одной из составляющих идентичности человека, которая принадлежит к определенному этносу или нации. В современной философии национальная идентичность, имеет большое значение для японистики, в которой проблема личности человека было обращено значительное внимание. На современном этапе развития японоведения ощущается нехватка научных работ, которые непосредственно фокусируют свое внимание на данной теме. Исследование данной темы способно существенно дополнить имеющиеся научные знания о современной Японии и рассмотреть уже исследованную проблематику под новым углом зрения. Еще с давних времен проблема национальной идентичности в той или иной мере постоянно являлась объектом философских размышлений, но не всегда находилась в центре внимания ученых и философов. Данная проблема является одной из самых актуальных для философской мысли, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, в эпоху глобализации и геополитических противоречий, когда наиболее открыто встает вопрос о главной цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества в целом человека, а также в его проявлениях, изучают специально посвященные ему науки: биология, медицина, психология, социология и др. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно осознавая, что знание частных наук о личности человека не дает искомой сущности, и потому всегда старается выработать свои собственные инструменты познания человека и с их помощью выявить его место в мире [4, с. 58].

На ранних этапах истории философии национальной идентичности присущи религиозные и мифологические формы самосознания. Кристаллизация философского понимания национальной идентичности происходит на базе заложенных в них представлений, идей, образов и понятий в диалоге между формирующейся мифологией и философией. Именно так возникают первые учения о человеке на Древнем Востоке, именно в Японии. Философия Древнего Востока оказала огромное влияние на последующее развитие учений о личности человека, а также на формирование его способа мышления, принципа жизни, культурных традиций стран Востока. В данной статье мы рассмотрели проблему человека и личности опираясь на философию, психологию и педагогику. Таким образом, японская парадигма культуры и эстетики интересна в том плане, что в ней присутствуют одновременно как традиционное для Востока психологическое воспириятия существующего порядка Вселенной, которое свидетельствует о преемственности всеобщей метакультурной основы всего образа жизни с его философским и историческим обоснованием и духовным оправданием «недеяния», невмешательства в естественный порядок вещей, так и типично западный активизм, самое активное «деяние». Например, в искусстве можно заметить проявляющееся сосуществование крепкой власти традиций и национальных форм выражения верности духу созерцательности, близости к природе и самопознания этой природы – своего рода стремительно нарастающего темпа изменений, новаций научно-технических, технологических достижений, которые вторгаются в область восприятия, самого функционирования художественного и литературного явления. Изучение культурного наследия Японии позволяет нам всецело увидеть, в какой естественной форме и на чем основывается достижение гармонического сочетания тех или иных ценностей западной культуры и восточных национальных традиций. Это конкретный случай типичного противоречия современного общества в эпоху глобализации. В этом обществе наряду с процессами усиления глобального сознания достаточно четко проявляется тенденция к росту японского национального самосознания, результатом этих действий, которые являются становлением культурных традиций. Следует отметить, что обращение к культурно-эстетической парадигме другой страны помогает выявить не только какие-то новые ценности, но и посредством анализа выявить определенные формирования художественно-эстетических, культурных и философских представлений, которые можно увидеть новые аспекты и новые возможные способы подхода к рассмотрению и решению культурной проблематики, в частности, например, к практике художественно-эстетического воспитания японцев.

Опыт Японии поучителен и показателен тем, что японская культура своим жизненным укладом во многом как бы опровергают мнение о том, будто научные и технико-технологические инновации необратимо отделяют человека от самого себя и от природы [2, с. 87]. Они доказывают возможность гибкого и умелого сочетания прошлого и будущего, нового и старого, как в содержании, так и в форме, показывающее умение вписывать традиции и обычаи в современность. Открытость и понимания нового, готовность и способность заимствовать внешние приметы современного образа жизни не мешают японцам бережно сохранять самобытность своего тонкого внутреннего мира, своеобразие своей духовной культуры, своей ментальности и загадочности японский натуры. «Западное влияние изменило лицо Японии, но не проникло в души японцев». Доминирующим принципом японцев служит «вакон ёсай», смысл которого состоит в твердой установке: заимствуя иностранное, не позволять ему поколебать внутренние устои своего устоявшегося образа жизни.

В соответствии с достижениями современной науки имеются веские причины и основания утверждать, что личность человека является продуктом эволюционного развития, не только биологические факторы влияют на это развитие, но и психологические которые играют важную роль в социальном развитие. Проблема личности человека – является одной из самых основных, скорее центральной, во всей мировой философской мысли [4, с. 56]. Еще в эпоху античности, Протагор охарактеризовал человека как меру всех вещей, что впоследствии стало одним из основных мировоззренческих и методологических принципов науки и философии, что отразилось также в некоторых литературных источниках Японии. В источниках особое внимание уделяется образу женщины, которая живет в мире очарования, красоты, эстетических ценностей. Идеал женщины, созданный в Хэйанскую эпоху, стал ведущей парадигмой национальной культуры. До настоящего времени сохраняется образ не только идеальной женщины, но и образ идеального человека в японской культуре, тем самым показывая пример для подрастающего поколения. Образ духовно-нравственного человека складывался из таких характеристик: высокородность происхождения, чувственность, меланхолически – элегическое настроение, изящество и благородство, нежность, доброта, галантность. Литературные традиции Японии считаются древнейшими и высокоразвитыми. Они развивались в рамках конфуцианства и буддизма. Эта тенденция впоследствии привела к созданию образа «свободного» человека, включенного в социальную реальность нового общества. Принципы коллективности, соучастия, совместной мыслительной деятельности были системообразующими началами в художественной культуре Японии. В этом плане она особенно созвучна сегодняшней ситуации культурного плюрализма и многообразия. Признание права каждой культуры и каждого народа на сохранение своей уникальности, а также ответственности мирового сообщества за поддержание культурного разнообразия выступает основанием для политики взаимопонимания и диалога, расширяя перспективы существования цивилизации. Писатели - философы проявляли повышенный интерес к экзистенциальным проблемам конкретной личности, анализу его внутреннего мира, утрате самотождественности личности, бессмысленности человеческого существования.

В результате проведенного исследования можно прийти к следующему заключению, что каждый народ находит свой способ осмысления мира, по-своему воплощая собственный исторический и философский опыт и идеалы эпохи. Японский народ считает, что мир создан богами, но он реален и человек – это часть этого мира. Национальная идентичность японцев постоянно развивается, но основные аспекты культурного наследия Японии остаются неизменны. Японский народ старается сохранить свою самобытность в условиях глобализирующегося мира, тем самым не зависит от изменений, которые происходят в мире, даже если эти изменения имеют положительный характер. В природе все изменяется по замкнутому циклу - круговороту времени. Наблюдая природу и постоянно ощущая сопричастность с ней, человек осознает и постигает свое место в мироздании. На основании социально-философского анализа феномена национальной идентичности рассмотрены основные исследовательские подходы к проблеме национальной идентичности в контексте современной социально-философской мысли.

 

Список литературы:

  1. БуркхардтЯ. Культура Возрождения в Италии: учеб. пособие. М.: Юрист, 1996. – 591 с.
  2. Григорьева Т.П. Япония: путь сердца: учеб. пособие. М.: Наука, 2008. – 253 с.
  3. Гуревич А.Я.  Индивид и социум на средневековом Западе: учеб. пособие. М.: Принт, 2005. – 640 с.
  4. Дубровский Д.И. Проблема «другого сознания» // Вопросы философии. – 2008. – № 1. – С. 56-60.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.