Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 31(327)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Сокерин К.В. ВКЛАД БАРКЛАЯ ДЕ-ТОЛИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2025. № 31(327). URL: https://sibac.info/journal/student/327/386832 (дата обращения: 20.10.2025).

ВКЛАД БАРКЛАЯ ДЕ-ТОЛИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Сокерин Кирилл Вячеславович

студент, кафедра информационные системы и технологии, Сыктывкарский лесной государственный университет,

РФ, г. Сыктывкар

BARCLAY DE TOLLY'S CONTRIBUTION TO THE PATRIOTIC WAR

 

Kirill Sokerin

Student, Department of Information Systems and Technology, Syktyvkar State Forest University,

Russia, Syktyvkar

 

АННОТАЦИЯ

В статье будет описан вклад Барклая Де-Толи в Отечественной войне, описана его деятельность как генерала 2 русской армии и деятельность на посту военного министра.

ABSTRACT

The article will describe Barclay De Tolly's contribution to the Patriotic War, his activities as a general of the 2nd Russian army and his work as Minister of War.

 

Ключевые слова: Барклай Де-Толь, Отечественная война.

Keywords: Barclay De Tolle, the Patriotic War.

 

Всеми известное событие, и один из главных триумфов в истории России -это победа над Наполеоном в Отечественной войне. Многим известно имя главного генерала, командующего русскими войсками, который как минимум не проиграл Наполеону Бородинскую битву, а позднее и вовсе прогнал захватчика уничтожив почти всю его армию, имя герою войны - Михаил Илларионович Кутузов. Именно ему приписывают разгром объединённой армии Наполеона, его тактика заманить врага в разорённую Москву, лишив его провизии и подходящего для такой большой армии крова, отрезав при этом ему пути для захвата более обеспеченных территорий дала свои плоды. Уже через месяц после оккупации Москвы (2 (14) сентября по 8 (20) октября 1812 года), Наполеоновская армия, двинулась прочь из города, измотанная, оголодавшая, сильно ослабленная болезнями и дезертирством, она уже не представляла сильной опасности для подготовленной армии Кутузова, которая лишь разрослась за счет большого количества новых рекрутов.

Такая тактика уже не раз была представлена в войнах России и называлась – скифской. Суть её заключалась в том, что и сделали с Наполеоном – заманить врага в глубь территории, измотать армию противника набегами, а затем дать сражение на своих условиях.

Не раз такая стратегия приносила успехи русской армии, для примера стоит взглянуть на «Русский поход» (1708-1709 год) шведского короля Карла XII, с целью разгромить армию Петра I и имела преимущество в численности 120 тыс. солдат против 83 тысяч у Петра. Однако к концу похода силы сторон значительно изменились.

Противник год двигался маршам по территории России встречая, лишь укрепленные крепости и набеги русских отрядов на линии снабжения, в результате чего шведская армия испытывала немалые трудности и в результате теряла боеспособность. Самым ярким подтверждением этого можно считать битву при лесной, которую сам император Перт I назвал «Матерью Полтавской победы». В этом сражении русские войска уничтожили крупный караван, вёзший провизию боеприпасы и подкрепления для основной армии Карла XII, как итог – шведская армию сильно ослабла.

Позже после сильного изматывания армии противника, когда Перт был уже уверен в победе. К концу «Русского похода» в шведской армии оставалось лишь 24 тыс. солдат против 50 тыс. у Петра, к тому же русские войска имели такие преимущества как знание местности и правильно выставленная оборона, что ещё сильнее повысило шансы на победу [1].

Вернувшись к Отечественной войне, как и упоминалось ранее Наполеон испытал на себе и своей армии похожею тактику. Имея численное преимущество к началу войны: 450 тысяч солдат Наполеона против 272 тысяч солдат всей русской армии, рассеянных на разных участках страны.

При таком раскладе сил Наполеон мог обеспечить себе быструю победу завязав генеральное сражение в самом начале войны, даже если бы армии русских воссоединились.

Именно Михаил Богданович Барклай-де-Толли на кануне войны 1812 года предложил Александру Первому кон­цеп­цию вой­ны, рас­счи­тан­ную на 3 го­да: от­сту­пать в глубь стра­ны вви­ду зна­чит. чис­лен­но­го пре­вос­ход­ст­ва не­при­яте­ля, из­бе­гать ге­не­раль­но­го сра­же­ния до мо­мен­та ра­вен­ст­ва сил, из­ма­ты­вать ар­мию про­тив­ни­ка пар­ти­зан­ски­ми дей­ст­вия­ми и ак­тив­ны­ми опе­ра­ция­ми на флан­гах (1812); пе­ре­не­сти бое­вые дей­ст­вия на тер­ри­то­рию гер­цог­ст­ва Вар­шав­ско­го, Прус­сии и др. герм. зем­ли (учи­ты­ва­лась воз­мож­ность нац. подъ­ё­ма сре­ди нем. на­се­ле­ния и ан­ти­на­по­ле­о­нов­ских вос­ста­ний), при­влечь со­юз­ни­ков На­по­ле­о­на I на сто­ро­ну ан­ти­фран­цуз­ских коа­ли­ций. [2].

Такая тактика позволила русским войскам получить перевес тем же путём что и в «Русском походе» Карла XII. Линии снабжения противника растянулись, часть солдат армии Наполеона вынужденно было остаться в тылу для прикрытия. Кроме того, во время оккупации наполеоновскими войсками начали активно действовать партизанские отряды, состоящие из крестьян, что тоже усложняло положение дел противника.

Благодаря стратегии Барклай-де-Толли на кануне генерального сражения под Бородином силы сторон стали примерно равны. Примерно 135 тысяч со стороны армии Наполеона и около 120 тысяч русских солдат, что давало шансы на победу в войне обороняющейся стороне.

После Бородинской битвы[3], в которой русские войска смогли удержать позиции, то стратегически важное решение по оставлению Москвы было первым предложено Барклаем-де-Толли, которое и поддержал Кутузов.

Но роль Барклая-де-Толли не ограничилась только командованием армией в 1812 году. На посту военного министра он до 1812 года стал создателем первого в России ведомства военной разведки.

Управление Барклая военным министерством оказалось вообще на редкость плодотворным. Были составлены новые полевые уставы войск и военные штаты. Армия была разделена на постоянные корпуса. Эта организационная работа была совершена как раз вовремя, перед вторжением Бонапарта.

 В составе военного министерства Барклай организовал Особенную канцелярию. Это учреждение не проходило ни по каким документам и штатам, действовало в обстановке строжайшей секретности. В нём Барклай сосредоточил все дела по разведке и контрразведке. Первым директором Особенной канцелярии был полковник Алексей Воейков, затем полковник Арсений Закревский.

Сотрудников Особенной канцелярии Барклай подбирал лично. Первоначально их было немного, всего четверо, вместе с директором.

Среди чинов Особенной канцелярии выдающуюся роль сыграл полковник Александр Чернышёв (1785-1857). В преддверии же войны с Наполеоном Чернышёв выполнил особо секретную миссию во Франции.

Он был прикомандирован к русскому посольству в Париже и несколько раз ездил курьером с письмами обоих императоров друг к другу. Историк Евгений Тарле в книге «Нашествие Наполеона на Россию» (1941) так описал деятельность Чернышёва:

«Наполеону Чернышев сумел понравиться своей тончайшей лестью и уменьем подавать умно и кстати реплики в разговорах о военном деле, о чем так любил говорить французский император… Ласка Наполеона открыла Чернышеву доступ во все салоны Парижа и дала связи в верхах французской бюрократии. С начала 1811 г. Чернышев обзавелся знакомством с Мишелем, служившим в главном штабе французской армии и давно уже сносившимся с русским посольством. Каждое 1-е и 15-е число месяца французский военный министр представлял императору так называемый “Отчет о состоянии” всей французской армии со всеми изменениями в численности ее отдельных частей, со всеми переменами в ее расквартировании, с учетом всех последовавших за полмесяца новых назначений на командные посты и т. д. Эти отчеты попадали в руки Мишеля на несколько коротких часов. Мишель наскоро снимал копии и доставлял их Чернышеву за соответствующее вознаграждение. Так у них и шло дело вполне благополучно и организованно больше года, с января 1811 по февраль 1812 г.»[3]

Но всякий агент рано или поздно заваливается. Что-то показалось неладным тайной полиции Наполеона, и в феврале 1812 года в доме у Чернышёва произвели негласный обыск. Чернышёв не стал искушать судьбу и уехал из Франции.

«Торопясь с отъездом, Чернышев забыл приказать поднять ковры в своих комнатах. Как только он уехал, французская полиция явилась в дом. Под одним из ковров около камина было найдено письмо, писанное рукой Мишеля, каким-то образом туда завалившееся. Мишель был немедленно арестован, судим и публично гильотинирован 2 мая 1812 г. Суд над ним и еще тремя обвиняемыми был нарочно сделан гласным: Наполеон хотел представить народу дело так, что именно Россия стремится напасть на Францию и подсылает шпионов».[3]

Сведений, добытых полковником Чернышёвым за год с небольшим при помощи его агента во французском главном штабе, было достаточно, чтобы представить, с какими военными силами Бонапарт собирается идти на Россию.

 

Список литературы:

  1. Электронная библиотека: История. РФ . URL: https://histrf.ru/read/articles/poltavskaia-bitva-event (дата обращения: 26.09.2025). Режим доступа: для зарегистрир. пользователей
  2. Электронная библиотека: Большая российская энцклопедия 2004-2017. URL: https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/862807  (дата обращения: 26.09.2025). Режим доступа: для зарегистрир. пользователей
  3. Электронная библиотека: РУВИКИ. URL: https://ru.ruwiki.ru/assistant/01K63MT7TH5WV1EHBP8KGK83TM (дата обращения: 26.09.2025). Режим доступа: для зарегистрир. пользователей

Оставить комментарий