Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 31(327)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ВКЛАД БАРКЛАЯ ДЕ-ТОЛИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
BARCLAY DE TOLLY'S CONTRIBUTION TO THE PATRIOTIC WAR
Kirill Sokerin
Student, Department of Information Systems and Technology, Syktyvkar State Forest University,
Russia, Syktyvkar
АННОТАЦИЯ
В статье будет описан вклад Барклая Де-Толи в Отечественной войне, описана его деятельность как генерала 2 русской армии и деятельность на посту военного министра.
ABSTRACT
The article will describe Barclay De Tolly's contribution to the Patriotic War, his activities as a general of the 2nd Russian army and his work as Minister of War.
Ключевые слова: Барклай Де-Толь, Отечественная война.
Keywords: Barclay De Tolle, the Patriotic War.
Всеми известное событие, и один из главных триумфов в истории России -это победа над Наполеоном в Отечественной войне. Многим известно имя главного генерала, командующего русскими войсками, который как минимум не проиграл Наполеону Бородинскую битву, а позднее и вовсе прогнал захватчика уничтожив почти всю его армию, имя герою войны - Михаил Илларионович Кутузов. Именно ему приписывают разгром объединённой армии Наполеона, его тактика заманить врага в разорённую Москву, лишив его провизии и подходящего для такой большой армии крова, отрезав при этом ему пути для захвата более обеспеченных территорий дала свои плоды. Уже через месяц после оккупации Москвы (2 (14) сентября по 8 (20) октября 1812 года), Наполеоновская армия, двинулась прочь из города, измотанная, оголодавшая, сильно ослабленная болезнями и дезертирством, она уже не представляла сильной опасности для подготовленной армии Кутузова, которая лишь разрослась за счет большого количества новых рекрутов.
Такая тактика уже не раз была представлена в войнах России и называлась – скифской. Суть её заключалась в том, что и сделали с Наполеоном – заманить врага в глубь территории, измотать армию противника набегами, а затем дать сражение на своих условиях.
Не раз такая стратегия приносила успехи русской армии, для примера стоит взглянуть на «Русский поход» (1708-1709 год) шведского короля Карла XII, с целью разгромить армию Петра I и имела преимущество в численности 120 тыс. солдат против 83 тысяч у Петра. Однако к концу похода силы сторон значительно изменились.
Противник год двигался маршам по территории России встречая, лишь укрепленные крепости и набеги русских отрядов на линии снабжения, в результате чего шведская армия испытывала немалые трудности и в результате теряла боеспособность. Самым ярким подтверждением этого можно считать битву при лесной, которую сам император Перт I назвал «Матерью Полтавской победы». В этом сражении русские войска уничтожили крупный караван, вёзший провизию боеприпасы и подкрепления для основной армии Карла XII, как итог – шведская армию сильно ослабла.
Позже после сильного изматывания армии противника, когда Перт был уже уверен в победе. К концу «Русского похода» в шведской армии оставалось лишь 24 тыс. солдат против 50 тыс. у Петра, к тому же русские войска имели такие преимущества как знание местности и правильно выставленная оборона, что ещё сильнее повысило шансы на победу [1].
Вернувшись к Отечественной войне, как и упоминалось ранее Наполеон испытал на себе и своей армии похожею тактику. Имея численное преимущество к началу войны: 450 тысяч солдат Наполеона против 272 тысяч солдат всей русской армии, рассеянных на разных участках страны.
При таком раскладе сил Наполеон мог обеспечить себе быструю победу завязав генеральное сражение в самом начале войны, даже если бы армии русских воссоединились.
Именно Михаил Богданович Барклай-де-Толли на кануне войны 1812 года предложил Александру Первому концепцию войны, рассчитанную на 3 года: отступать в глубь страны ввиду значит. численного превосходства неприятеля, избегать генерального сражения до момента равенства сил, изматывать армию противника партизанскими действиями и активными операциями на флангах (1812); перенести боевые действия на территорию герцогства Варшавского, Пруссии и др. герм. земли (учитывалась возможность нац. подъёма среди нем. населения и антинаполеоновских восстаний), привлечь союзников Наполеона I на сторону антифранцузских коалиций. [2].
Такая тактика позволила русским войскам получить перевес тем же путём что и в «Русском походе» Карла XII. Линии снабжения противника растянулись, часть солдат армии Наполеона вынужденно было остаться в тылу для прикрытия. Кроме того, во время оккупации наполеоновскими войсками начали активно действовать партизанские отряды, состоящие из крестьян, что тоже усложняло положение дел противника.
Благодаря стратегии Барклай-де-Толли на кануне генерального сражения под Бородином силы сторон стали примерно равны. Примерно 135 тысяч со стороны армии Наполеона и около 120 тысяч русских солдат, что давало шансы на победу в войне обороняющейся стороне.
После Бородинской битвы[3], в которой русские войска смогли удержать позиции, то стратегически важное решение по оставлению Москвы было первым предложено Барклаем-де-Толли, которое и поддержал Кутузов.
Но роль Барклая-де-Толли не ограничилась только командованием армией в 1812 году. На посту военного министра он до 1812 года стал создателем первого в России ведомства военной разведки.
Управление Барклая военным министерством оказалось вообще на редкость плодотворным. Были составлены новые полевые уставы войск и военные штаты. Армия была разделена на постоянные корпуса. Эта организационная работа была совершена как раз вовремя, перед вторжением Бонапарта.
В составе военного министерства Барклай организовал Особенную канцелярию. Это учреждение не проходило ни по каким документам и штатам, действовало в обстановке строжайшей секретности. В нём Барклай сосредоточил все дела по разведке и контрразведке. Первым директором Особенной канцелярии был полковник Алексей Воейков, затем полковник Арсений Закревский.
Сотрудников Особенной канцелярии Барклай подбирал лично. Первоначально их было немного, всего четверо, вместе с директором.
Среди чинов Особенной канцелярии выдающуюся роль сыграл полковник Александр Чернышёв (1785-1857). В преддверии же войны с Наполеоном Чернышёв выполнил особо секретную миссию во Франции.
Он был прикомандирован к русскому посольству в Париже и несколько раз ездил курьером с письмами обоих императоров друг к другу. Историк Евгений Тарле в книге «Нашествие Наполеона на Россию» (1941) так описал деятельность Чернышёва:
«Наполеону Чернышев сумел понравиться своей тончайшей лестью и уменьем подавать умно и кстати реплики в разговорах о военном деле, о чем так любил говорить французский император… Ласка Наполеона открыла Чернышеву доступ во все салоны Парижа и дала связи в верхах французской бюрократии. С начала 1811 г. Чернышев обзавелся знакомством с Мишелем, служившим в главном штабе французской армии и давно уже сносившимся с русским посольством. Каждое 1-е и 15-е число месяца французский военный министр представлял императору так называемый “Отчет о состоянии” всей французской армии со всеми изменениями в численности ее отдельных частей, со всеми переменами в ее расквартировании, с учетом всех последовавших за полмесяца новых назначений на командные посты и т. д. Эти отчеты попадали в руки Мишеля на несколько коротких часов. Мишель наскоро снимал копии и доставлял их Чернышеву за соответствующее вознаграждение. Так у них и шло дело вполне благополучно и организованно больше года, с января 1811 по февраль 1812 г.»[3]
Но всякий агент рано или поздно заваливается. Что-то показалось неладным тайной полиции Наполеона, и в феврале 1812 года в доме у Чернышёва произвели негласный обыск. Чернышёв не стал искушать судьбу и уехал из Франции.
«Торопясь с отъездом, Чернышев забыл приказать поднять ковры в своих комнатах. Как только он уехал, французская полиция явилась в дом. Под одним из ковров около камина было найдено письмо, писанное рукой Мишеля, каким-то образом туда завалившееся. Мишель был немедленно арестован, судим и публично гильотинирован 2 мая 1812 г. Суд над ним и еще тремя обвиняемыми был нарочно сделан гласным: Наполеон хотел представить народу дело так, что именно Россия стремится напасть на Францию и подсылает шпионов».[3]
Сведений, добытых полковником Чернышёвым за год с небольшим при помощи его агента во французском главном штабе, было достаточно, чтобы представить, с какими военными силами Бонапарт собирается идти на Россию.
Список литературы:
- Электронная библиотека: История. РФ . URL: https://histrf.ru/read/articles/poltavskaia-bitva-event (дата обращения: 26.09.2025). Режим доступа: для зарегистрир. пользователей
- Электронная библиотека: Большая российская энцклопедия 2004-2017. URL: https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/862807 (дата обращения: 26.09.2025). Режим доступа: для зарегистрир. пользователей
- Электронная библиотека: РУВИКИ. URL: https://ru.ruwiki.ru/assistant/01K63MT7TH5WV1EHBP8KGK83TM (дата обращения: 26.09.2025). Режим доступа: для зарегистрир. пользователей
Оставить комментарий