Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 31(327)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Рохлина М.С. ДИНСКОЕ КУРЕННОЕ СЕЛЕНИЕ НА КУБАНИ В 1792-1824 ГОДАХ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2025. № 31(327). URL: https://sibac.info/journal/student/327/386346 (дата обращения: 20.10.2025).

ДИНСКОЕ КУРЕННОЕ СЕЛЕНИЕ НА КУБАНИ В 1792-1824 ГОДАХ

Рохлина Мария Степановна

магистрант, кафедра истории России, Кубанский государственный университет,

РФ, г. Краснодар

THE DINSKY SETTLEMENT IN KUBAN IN 1792-1824

 

Rokhlina Maria Stepanovna

Master's student, Department of Russian History, Kuban State University,

Russia, Krasnodar

 

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется история формирования, расселения и развития Динского куренного селения на Кубани в 1792-1824 гг. Определяются причины выбора места поселения, особенности и трудности хозяйственной деятельности и занятий казаков того периода на фоне процессов внутренней миграции в Черномории. Отдельное внимание уделяется особенностям быта переселенцев.

ABSTRACT

The article explores the history of the formation, settlement, and development of the Dinsk settlement in the Kuban region in 1792-1824. It identifies the reasons for the choice of the settlement location, the peculiarities and challenges of the Cossacks' economic activities and occupations during this period, and the internal migration processes in the Black Sea region. Special attention is given to the lifestyle of the settlers.

 

Ключевые слова: Черноморское казачье войско, Кубань, куренные поселения, Черномория, переселение казаков.

Keywords: Black Sea Cossack Army, Kuban, settlements, Chernomoria, Cossack resettlement.

 

Изучение процесса расселения казаков на Кубани в конце XVIII века является актуальным с точки зрения понимания особенностей взаимодействия военных и гражданских структур в условиях освоения новых земель, определения особенностей современного пространственного развития территории Кубани, а также оценку формирования этнокультурного и административного ландшафта региона.

Первая волна переселенцев на Кубань прибыла в 1792–1793 гг. и состояла из представителей Черноморского войска, поэтому эти земли и получили название Черномория (земли войска Черноморского на правобережной Кубани) [11, с. 27-29]. В числе первых переселенцев из Приднестровья прибыло также 234 казака Динского куреня, 41 из которых – со своими семьями [7, с. 418].

Первые поселения в Черномории возникали на местах, которые были наиболее удобны для ведения хозяйства и устроения быта. В этих новых селениях происходило бесконтрольное смешение казаков, принадлежавшим разным куреням [5, с. 51].

Динские казаки в конце XVIII века проживали во многих местностях Кубани – Екатеринодаре, в городе Тамани, в селениях Захарьевке, Ангелинке, Онофреевке, Каневском при речке Ейской, Тимофеевке, Андреевке, в хуторах при Бейсугском Широком пришибе, в различных рыбных заводах войсковой старшины и иных местностях [7, с. 70-75].

В начале 1794 г. в Екатеринодаре собрались представители всего войска. С целью оптимизации несения кордонной службы и ведения войсковой экономики было решено расселить казаков по селениям согласно их принадлежности к тому или иному куреню, т.е. войсковым подразделениям войска. 21 марта была составлена ведомость «где какому куреню назначено под поселение место» [7, с. 33]. Была проведена перепись казаков для их распределения по куреням [1, с. 3]. Так началось плановое расселение казаков по территории Черномории, в основу которого лёг принцип принадлежности их к тому или иному куреню как отдельной войсковой единице. Многие селения при этом стали менять своё первоначальное местоположение, а часть казаков стала переписываться из одного куреня в другой [10].

В начале мая 1794 г., во главе с куренным атаманом М. Столяренко на определенное жеребьевкой место у селения Андреевка к поселению прибыло 62 казака Динского куреня. Ими было заложено первое Динское куренное селение, насчитывавшее изначально 20 дворов. Судя по картам того времени куренное селение расположилось одной улицей вдоль кордонной дороги – Ставропольского шляха.

В октябре того же года Войсковой канцелярией было принято решение, согласно которому войсковые поселения должны строиться по единому плану. Их предписывалось окружать глубоким рвом и обносить земляным валом, по вершине которого возводить плетень в две стенки, между которыми засыпалась земля. В нескольких местах вала располагались ворота, у которых нес службу караул. Внутри этой земляной крепости селение должно было делиться на кварталы. Согласно данному указу, перестроению должны были подвергнуться в том числе уже возникшие селения.

Однако, это предписание не удалось воплотить в реальность. На картах, обнаруженных В.А. Соловьевым, Динское поселение расположено в одну линию, без оборонительного рва и кварталов. Связано это с тем, что у населения не хватало ресурсов на возведение таких земляных крепостей. Мужчины были привлечены к охране границы, походам, на ремонты дорог и мостов [13, с. 56]. Основная тяжесть ведения хозяйства ложилась на женские плечи. Казачка пахала, сеяла, разводила скот, воспитывала детей, а ночью ей зачастую приходилось брать в руки ружье и охранять свое семейство.

В селениях было учреждено куренное правление, которыми руководили куренной атаман, сельский атаман и писарь. Куренной атаман выбирался казаками сроком на год с жалованием в 40 рублей. Ему подчинялись все куренные казаки и старшины. Он исполнял мобилизационные и военно-административные распоряжения войскового правительства, был судьей и управляющим всего хозяйства селения. В Динском куренном селении первый атаман Михаил Столяренко избирался несколько лет подряд, что говорит о его большом опыте и уважении со стороны населения.

В течении двадцати лет (1794-1814 гг.) Динское куренное селение находилось на берегу р. Кубани [8, с. 227]. Несколько раз жители куренного селения подавали прошение о разрешении переселить их на другое место. Отметим, что переселения в Черномории длились все это время – одной из особенностей колонизации правобережной Кубани в конце XVIII – первой четверти XIX вв. явились массовые внутренние миграции казачьих поселений [6, с. 227]. Первые месяцы существования куренного селения показали, что место было выбрано неудачно. Часть жителей самостоятельно уходила к северу от р. Кубани, основывая самостоятельно хутора на берегах степных рек [9, 112].

Из-за многочисленных прошений о переселениях атаман Котляревский Т.Т. в 1799 г. просил у Павла I дозволения куренным селениям на самостоятельный выбор места и право переселения в выбранное место. Это аргументировалось фактами поселения изначально на невыгодных местах у р. Кубани против воли самих жителей. В результате жители страдали лихорадкой, горячкой и массово умирали. Отмечалось также, что черкесы воровали скот, что не могло не вредить хозяйственной деятельности поселян. С начала 1800 по конец 1803 гг. прошения о переселении подали 9 куренных селений и ряд хуторов. Все они были удовлетворены Войсковым Правительством.

Осенью 1807 г. Пластуновскому и Динскому куренным селениям было дозволено переселиться на новые места [13, с. 57-58]. Спустя 7 лет эти куренные селения были перемещены на берега реки Кочеты (от тюрк. - река около кочевья). Пришедшие в XVIII в. казаки связали это наименование с похожим словом «кочеты» (петухи) [2, с. 3].

Переселенное от р. Кубани к р. Третьи Кочеты куренное селение со временем всё больше становилось похожим на село – с белыми хатами-мазанками под соломенной или камышовой крышей, украшенной по коньку гребнем, а по четырем граням ступенчатыми нарышниками [8, с. 234]. С 1814 по 1824 гг. на р. Третьи Кочеты в непосредственной близости, буквально примыкая друг к другу, располагались Пластуновское и Динское куренные селения – одно с правой стороны реки, другое – с левой.

На момент поселения в них насчитывалось малое количество жителей, они вели совместное хозяйство на одной земле – сенокос, хлебопашество, скотоводство, имели на два селения одну общую церковь. Поэтому Войсковая канцелярия сочла нецелесообразным разделение поселений. Чтобы улучшить возможность в нарядах казаков на службу и обеспечить людей общественными повинностями, которые в последнее время удвоились, канцелярия приняла решение объединить Пластуновское и Динское куренное селения под одним наименованием Пластуновского куренного селения в 1824 году [13, с. 67].

Так в войске на несколько лет исчезло историческое наименование Динского куреня. Его наследие слилось с Пластуновским куренем, а современная станица Пластуновская стала прямым продолжателем Динского куреня, в том числе первого куренного селения.

В начале 1820-х гг. по инициативе А.П. Ермолова для поднятия боеспособности Черноморского казачьего войска из Малороссии в Черноморию переселилось 25 тыс. семейств. Стали возникать новые поселения, среди которых было Новокочатинское селение. Для него было выбрано место бывшего Кочатинского кордона, возникшего в первой половине 1794 г. в верховьях Первой речки Кочеты, но впоследствии прекратившее свое существование.

Первая партия малороссийских переселенцев в Новокочатинское куренное селение прибыла в июне 1823 г. из Прилуцкого, Гаядецкого, Хорольского и иных поветов Черниговской и Полтавской губерний [3]. В 1827 г. Черноморская войсковая канцелярия собралась заняться наведением порядка в наименованиях куренных селений [4]. В итоге ранее исчезнувшие пять исторических наименований запорожских куреней были даны некоторым новым поселениям. Так Новокочатинское селение стало Динским [12, с. 83].

Как видим, произошло не переселение жителей селения из одного места в другое, а перенеслось только наименование. Жители «первого» Динского куренного селения остались проживать в Пластуновском куренном селении. Во «втором» Динском куренном селении поселились помимо жителей близлежащий селений выходцы из Полтавской и Черниговской губерний, Слобожанщины.

Подводя итог, можно сказать, что история Динского куренного селение может быть рассчитана в двух ипостасях – как изначального на берегах реки Кочеты, затем ставшего Пластуновским, а также «нового» Динского куренного селения, образованного в 1827 г.

 

Список литературы:

  1. Бодяев Ю. М. Динской курень на берегу Кубани // РВС. – 1999. – № 27 (233). – С. 1–17.
  2. Бодяев Ю. М. Что вы знаете о Динской? // Трибуна. – 15.08.2000. – № 99 (9456). – С. 2–15.
  3. ГАКК. Ф. 250. Оп .2. Д. 473. Л. 714–744; Д. 169. Л. 168–164, 171–173.
  4. ГАКК. Ф. Р-1700. О. 2. Д. 436. Л. 128. Справка по истории станицы Динской.
  5. Лопин К. Б. К вопросу истории поселений у Ени-Копыла в конце XVIII-второй половине XIX вв. // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. – 2016. – № 11-12 (68-69). – С. 50–55.
  6. Лопин К. Б. Миграционные процессы в среде черноморского казачества на территории Кубани в конце XVIII – начале XIX вв. // Научный диалог. – 2016. – № 12 (60). – С. 249–260.
  7. Первая перепись казаков-переселенцев на Кубань в конце XVIII века : исторические документы / составители: Н. В. Малеева [и др.] ; Администрация Краснодарского края, Управление по делам архивов Краснодарского края, Государственное учреждение Краснодарского края «Государственный архив Краснодарского края». – Краснодар : Диапазон-В, 2006. – 520 с.
  8. Сухарев Ю. Ф. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. – Чапаевск : ОАО ЧИПО, 2001. – 338 с.
  9. Федина И. М. Первые поселенческие образования черноморских казаков // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». – Том 7 (73). – № 4. 2021. – С. 107–115.
  10. Фролов Б. Б. Основание первых куренных селений в Черномории // Вестник архивиста Кубани. – 2006. – № 1. – URL: http://www.rusarchives.ru/evants/conferences/%C0%F0%F5%E8%E2% ED%FB%E5%20%F1%E0%E9%F2%FB%202008%20%20%EC%E0%F2%E5%F0%E8%E0%EB%FB/kubanarchive/kubanarchive/kubanarchive.ru/roia/vestnik_1_2006/pervye_kurennye_poseleniya/index.htm (дата обращения: 03.07.2025).
  11. Хрестоматия по истории Кубани (документы и материалы). Часть 1. – Краснодар : Краснодарское книжное издательство, 1975. – 404 с.
  12. Шкуро В. И. Второе пополнение Черноморского казачьего войска (1821–1825 гг.) // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. – Краснодар, 2002. – С. 80 Шкуро В. И. Второе пополнение Черноморского казачьего войска (1821–1825 гг.) 85.
  13. Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. В 2-х т. Т.2. История войны казаков с закубанскими горцами с 1800 по 1860 годы. Репринтное воспроизведение изд. 1913 года. – Краснодар : тип. Т-ва печ. и изд. дела п/ф «Печатник», 1992. – 848 с.

Оставить комментарий