Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 29(325)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Полуэктов Н.И. ЧАСТНАЯ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ Н.А.ХАРДИНОЙ КАК ПРИМЕР ИННОВАЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2025. № 29(325). URL: https://sibac.info/journal/student/325/385283 (дата обращения: 20.09.2025).

ЧАСТНАЯ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ Н.А.ХАРДИНОЙ КАК ПРИМЕР ИННОВАЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Полуэктов Никита Иванович

магистрант, кафедра отечественной истории и археологии, Самарский государственный социально-педагогический университет

РФ, г. Самара

N.A.KHARDINA'S PRIVATE GIRLS' GYMNASIUM AS AN EXAMPLE OF AN INNOVATIVE FORM OF EDUCATION IN THE SAMARA PROVINCE AT THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY

 

Poluektov Nikita

Master's student, Department of National History and Archeology, Samara State University of Social Sciences and Education,

Russia, Samara

 

АННОТАЦИЯ

Период второй половины XIX-начала XX века был временем активного развития женского образования в Российской Империи, начало которому было положено в 1856 году в рамках масштабных системных преобразований, получивших в российской историографии название «Эпоха Великих реформ». Специфика средних женских учебных заведений состояла в том, что они создавались при активном участии представителей общественности, что предопределило их относительно прогрессивный характер. Это было особенно характерно для частных женских гимназий, в том числе и гимназии Н.А. Хардиной, отличительные черты которой, выделявшие её на фоне остальных учебных заведений подобного типа рассмотрены в данной статье.

ABSTRACT

The period of the second half of the 19th-early 20th century was a time of active development of women's education in the Russian Empire, which began in 1856 as part of large-scale systemic transformations that were called the "Era of Great Reforms" in Russian historiography. The specificity of secondary women's educational institutions was that they were created with the active participation of members of the public, which predetermined their relatively progressive nature. This was especially true for private female gymnasiums, including the N.A.Khardina Gymnasium, the distinctive features of which, which set it apart from other educational institutions of this type, are discussed in this article.

 

Ключевые слова: женские гимназии, частные женские гимназии, Самарская губерния, Н.А. Хардина.

Keywords: women's gymnasiums, private female gymnasiums, Samara province, N.A. Khardina.

 

Прежде чем перейти к описанию непосредственно гимназии Н.А.Хардиной нам кажется уместным пояснить, что распространение идей просвещения, и конкретно женского образования, перешло в наиболее активную фазу в период правления императора Александра II, который в российской историографии традиционно именуется «Эпохой Великих реформ». Преобразования в данной сфере были начаты в 1856 году, после того, как тогдашний министр народного просвещения А.С. Норов представил императору Александру II доклад о состоянии дел в сфере женского образования, состояние которого было признано им неудовлетворительным, и, кроме того, министр высказал идею о необходимости совершенствования форм и методов для обучения особ женского пола [1, с. 104]. Император оценил предложение министра, что позволило начать реализацию его предложений, и первым шагом в этом деле стало принятие Положения о женских училищах Министерства Народного Просвещения, утверждённого в 1860 году. Согласно этому документу, средние женские учебные заведения состояли в ведении попечителей учебных округов, и учреждались с их позволения в тех городах, где была возможность поддерживать их деятельность, причём под поддержанием деятельности понималось внесение пожертвований как со стороны местного общества, так и от частных лиц [2, с. 496]. Управление данными училищами осуществлялось губернатором, который также был почётным попечителем всех женских учебных заведений вверенной ему губернии [1, с. 105].

Приблизительно в этот же период постепенно начали появляться частные женские учебные заведения, деятельность которых  регламентировалась специально разработанными для них положениями, по которым руководство таких заведений имело право самостоятельно регулировать  внутриорганизационные и методические вопросы, следствием чего стало формирование особой специфики данных образовательных учреждений: в них практически не применялись физические наказания, а главной целью обучения воспитанниц провозглашалось развитие способности самостоятельно мыслить и формирование интереса к обучению [3, с. 99]. Гуманистических подход к обучению и воспитанию девочек также выражался в стремлении способствовать их личностному развитию путём игр и трудовой деятельности, а также всячески привить им навыки самостоятельности во всех видах их жизнедеятельности [3, с. 100].

Как видим, специфика становления частных средних женских учебных заведений в Российский Империи располагала к распространению идей прогресса и просвещения, так как они имели относительную самостоятельность в вопросах организации процесса обучения, часто за созданием подобных учебных заведений стояли люди прогрессивных взглядов, придававших большое значение личностному развитию детей. Именно таким образом мышления и отличалась Н.А. Хардина.

Нина Андреевна Хардина родилась 17 октября 1871 года в г. Самаре. Не смотря на слабое здоровье, в шестнадцать лет окончила с золотой медалью 8 классов Самарской женской гимназии [4, Л.10]. При рассмотрении её аттестата можно заметить, что из всех экзаменов она лучше всего сдала историю и французский язык. Помимо этих предметов, Н.А. Хардина выдержала испытания по закону божьему, русскому языку с церковнославянским и словесностью, математике, истории всеобщей и русской, естественной истории, физике, математике и физической географии, чистописанию, рукоделию и педагогике [5, Л.1]. В 1892 году она отправилась в Петербург для учёбы на Высших женских курсах, которые она с успехом окончила в 1896 году, а в 1899 году ей удалось получить разрешение на открытие начального учебного заведения 2 разряда, которое первоначально располагалось недалеко от Самарского театра [6, Л.11]. Это и стало начало её гимназии, которая впоследствии переехала в здание дома Поплавского, находившегося на улице Дворянской [7, с. 61]. Обучение в гимназии было платным, взнос за право обучения составлял 50 рублей в год, причём за обучение языкам (французскому и немецкому) вносилась начиная с 1 класса доплата по 10 рублей в год. В случае неуплаты взноса без объяснения причин со стороны родителей ученицы подвергались исключению [8, Л.2]. Внесённая плата не возвращалась даже в случае прекращения пребывания ученицы в гимназии до окончания полугодия [8, Л. 2]. Обучение в приготовительных классах также было платным, и составляло 50 рублей в год [8, Л.32]. Но в то же время окончившие гимназию обладали всеми правами и преимуществами, предоставленных ст.45 Положения о женских гимназиях и прогимназиях Министерства Народного Просвещения [8, Л.2]. Несмотря на то, что обучение в гимназии было платным, в ней обучались не только городские девочки, но ученицы из сельской местности, как можно увидеть из свидетельства об окончании обучения, выданной на имя Анастасии Рассказовой, поступившей в гимназию в 1912 году и находившейся в ней до конца полного курса обучения [9, Л. 2]. Факт обучения в гимназии не городских девочек подтверждается также воспоминаниями самих учениц, к примеру А.И. Щукиной-Пырович: «Отношения между ученицами были дружные, классовые различия на отношениях не сказывались. Впрочем, учениц из привилегированных классов почти не было. Многие ученицы происходили из деревни…» [10, Л.2].

При этом гимназия обладала рядом особенностей, отличавших её от других учебных заведений подобного типа. Например, из воспоминаний двоюродной сестры Хардиной М.А.Борисяк мы можем узнать, что у учениц не было обязанности носить форму(впрочем, девочки приходили на занятиях в синих платьях, но это была их личная инициатива); в гимназии не выставляли отметок, а переводные экзамены были сильно упрощены и сводились к минимуму;  отсутствовали  классные дамы, а к преподавательницам не предъявлялось требование хранить безбрачие, а что касается отношений между ученицами и преподавателями, то они  были довольно тёплыми и доверительными [11, Л.14].

В то же время в данном учебном заведении много внимания уделялось работе с отстающими ученицами. Именно с этой целью руководством учебного заведения был разработан специальный устав, сам факт наличия которого говорит об особо ответственном отношении Н.А. Хардиной к своим ученицам, ибо подобных документов мы не встречаем более ни в одном учебном заведении подобного типа, по крайней мере на территории Самарской губернии, что может служить свидетельством о некоторой исключительности, уникальности рассматриваемой нами гимназии и личности её начальницы, её стремлении гуманизировать процесс образования и воспитания в своём учебном заведении. Полное наименование этого документа звучит так :«Устав Кружка для поддержки недостаточных учениц частной женской гимназии Н.А. Хардиной в Самаре». Самый первый его пункт гласит: «Кружок имеет своей целью оказание всякого рода поддержки недостаточным ученицам гимназии, как то: снабжение их книгами, одеждой, пищей, помещением, взнос платы за обучение, приискание занятий и т.д.» [12, с. 3]. Не менее важной особенностью данного кружка было то, что входить в него могли не только женщины, но и мужчины, о чём прямо говорил второй пункт устава: «Членами Кружка могут быть все совершеннолетние лица обоего пола» [12, с. 3]. Существование кружка поддерживалось благотворительностью: «Кроме ежегодных членских взносов касса Кружка пополняется пожертвованиями и сборами с концертов, спектаклей, и т.д., устраиваемых Кружком для этой цели на установленных общими законами основаниях» [12, с.3].  Рассматривая учебный процесс стоит также отметить, что много внимания уделялось преподаванию иностранных языков (6 часов в неделю) и истории, как отечественной, так и зарубежной(4 часа в неделю), а также литературы(4 часа в неделю), а Преподаванию точных наук уделялось гораздо меньше внимания: так, на арифметику и математику отводилось по одному часу в неделю, столько же на естествознание [7, с.61]. Можно сказать, это была гимназия с гуманитарным уклоном. Сама Хардина также вела занятия, она была преподавательницей русского языка и литературы [13, Л.2].

Отдельного упоминания, на наш взгляд, заслуживает особенность религиозного воспитания рассматриваемого нами учебного заведения в виду его своеобразия, ибо если мы обратимся к воспоминаниям одной из учениц гимназии, А.И. Щукиной-Пырович, то узнаем, что отношение к преподаванию Закона Божьего у педагогического состава и руководства гимназии было необычным для начала XX века. Как свидетельствует ученица, должность преподавателя Закона Божьего занимал  вященник И.И. Андреев, который, приходя на урок, имел обыкновение не вести занятия, а вести с девочками отвлечённые беседы на темы, которые никак не были связаны с вверенной ему дисциплиной; что касается самих учениц, то они активно пользовались таким положением дел, и занимались на уроках чем угодно, кроме освоения предмета: рукоделием, вышиванием, часто садились на парты, положив ноги на сидения [10, Л.1]. Доходило до того, что во время подготовки к выпускным экзаменам батюшка раздавал билеты с вопросами, на которых была написана часть ответов на них [10, Л.2]. Иными словами, он специально для учениц создавал шпаргалки. При этом другие предметы преподавались гораздо более дисциплинировано [10, Л.2].

Вообще атмосфера в гимназии Н.А. Хардиной была отнюдь не верноподданнической, о чём может говорить не только отношение к преподаванию важной для того времени религиозной дисциплины, но и история и связи некоторых учениц гимназии с революционным движением. Так, уже упоминаемая нами выше Щукина-Пырович свидетельствует, что в гимназии обучалась девушка по имени Анастасия Соболева, которая установила контакт с одним из рабочих местной мебельной фабрики, который был связан с самарскими революционерами, за что она была арестована и две недели провела в тюрьме, и в течение этого времени Щукина-Пырович и её подруга ходили навещать Соболеву, причём их разговоры проходили через решётку в окне, при этом Анастасия через эту же решётку распевала революционные песни [10, Л.2]. Самым интересным моментом в этой истории нам видится тот факт, что Хардина обо всём этом знала, но не разглашала среди учащихся эту веху биографии Соболевой, и после освобождения последняя продолжила обучение в гимназии [10, Л.2].

Гимназия Н.А.Хардиной просуществовала до 1917 года, и до конца её существования Нина Андреевна оставалась в ней преподавательницей русского языка и литературы, а после преподавала эти же предметы в Городском Народном Университете [13, Л.3]. Позднее она переехала в Ленинград, откуда была эвакуирована в 1941 году в Казанскую область, затем в Томск и Кузбасс, скончалась в октябре 1942 года в селе Крапивино в Кузбассе [13, Л.6].

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы:

-активное развитие среднего женского образования в Российской Империи началось после 1856 года, когда правящие круги страны осознали необходимость преобразования в данной сфере.

-частные женские средние учебные заведения начали создаваться примерно в одно время с общественными, главное отличие между ними состояло в более широкой автономии частных учреждений в методических и внутриорганизационных вопросах.

-гимназия Н.А. Хардиной обладала рядом особенностей, отличавших её от других учебных заведений подобного типа, в частности, в ней не было формы, отметок, практически отсутствовали ученицы из привилегированных сословий.

-отличительной чертой гимназии Н.А. Хардиной являлось терпимое отношение её руководства к революционному движению, подтверждением чему может служить история Анастасии Соболевой.

-преподавание Закона Божьего носило чисто формальный характер.

 

Список литературы:

  1. Хабалева Е.Н. Эволюция системы начального и среднего женского образования в Российской Империи во второй половине XIX-начале XX в.(На примере Орловской губернии)//Женщина в Российском обществе. 2017. №3(84). С.103-109.
  2. Положение о женских училищах ведомства Министерства Народного Просвещения//Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т.3. Царствование императора Александра II. 1855-1864.–СПб.: Тип. Императ. акад.наук. 1865. С.496-502.
  3. Майданова С.Ю. Образовательные системы частных женских гимназий России второй половины XIX-начала XX в.//Вестник Томского государственного университета. 2007. №1. С.99-101.
  4. Центральный государственный архив Самарской области(далее-ЦГАСО). Ф.300. Оп.2. Д.10. Л.10.
  5. ЦГАСО. Ф.300. Оп.3. Д.3. Л.1.
  6. ЦГАСО. Ф.300. Оп.2. Д.10. Л.11.
  7. Руденко И.В., Писаренко Д.А. Частные школы Самарской губернии начала XX века как инновационная форма образования//Карельский научный журнал. 2015. №1(10). С.60-62.
  8. ЦГАСО. Ф.300. Оп.1. Д.14. Л.2.
  9. ЦГАСО. Ф.300. Оп.1. Д.21. Л.2.
  10. ЦГАСО. Ф.300. Оп.1. Д.142. Л.2.
  11. ЦГАСО. Ф.300. Оп.2. Д.10. Л.24.
  12. Устав Кружка для поддержки недостаточных учениц частной женской гимназии Н.А.Хардиной в Самаре. Самара, Типо-лит. Н.В.Жданова, 1908.— 5 с.
  13. ЦГАСО. Ф.300. Оп.3. Д.8. Л.2.
  14. ЦГАСО. Ф.300. Оп.3. Д.8. Л.3.

Оставить комментарий