Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 27(323)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Макогон А.А. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СДЕЛОК, В СОВЕРШЕНИИ КОТОРЫХ ИМЕЕТСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2025. № 27(323). URL: https://sibac.info/journal/student/323/383463 (дата обращения: 29.08.2025).

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СДЕЛОК, В СОВЕРШЕНИИ КОТОРЫХ ИМЕЕТСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ

Макогон Алла Александровна

студент, кафедра финансового права, Российский государственный гуманитарный университет,

РФ, г. Москва

Кузьменко Юлия Алексеевна

научный руководитель,

канд. юрид. наук, доц., Российский государственный гуманитарный университет,

РФ, г. Москва

THE LEGAL REGIME OF INTERESTED-PARTY TRANSACTIONS

 

Makogon Alla Aleksandrovna

student, Department of Financial Law, Russian State University for the Humanities,

Russia, Moscow

Kuzmenko Yulia Alekseevna

scientific supervisor, PhD. in Law, Associate Professor, Russian State University for the Humanities,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются важные вопросы сделок с заинтересованностью. Обозначены составляющие аспекты правового режима таких сделок, уточняются перспективные направления применения действующих законодательных норм о сделках с заинтересованностью. Делается вывод о том, что предписания законодателя о сделках с заинтересованностью применительно к обществам с ограниченной ответственностью и непубличным акционерным обществам утрачивают свою актуальность и прикладную значимость.

ABSTRACT

The article analyzes important issues of related party transactions. The constituent aspects of the legal regime of such transactions are outlined, and promising areas of application of the current legislation on related-party transactions are clarified. It is concluded that the legislator's prescriptions on related-party transactions in relation to limited liability companies and non-public joint-stock companies are losing their relevance and practical significance.

 

Ключевые слова: сделки с заинтересованностью, корпорации, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью.

Keywords: related party transactions, corporations, joint stock companies, limited liability companies.

 

Сделки с заинтересованностью как самостоятельный институт достаточно прочно закрепились в российском правопорядке. Ещё в 90-х гг. прошлого столетия, в условиях преобразования государственных предприятий, институт сделок с заинтересованностью оказался весьма полезным на практике, который к настоящему времени претерпел определенные изменения, выйдя далеко за пределы применения только в обществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах [1, с. 55]. Юридические конструкции сделок с заинтересованностью в их традиционном понимании отражены в ст. 45 Закона об ООО и в главе XI Закона об АО. Тем не менее, данные сделки также значимы и при определении гражданско-правового статуса коммерческих унитарных предприятий, некоммерческих корпораций.

Сделки с заинтересованностью неоднократно подвергались модернизации. Так, в 2017 г. вступил в силу Федеральный закон № 343-ФЗ, который заставил по-новому взглянуть на сделки с заинтересованностью. Среди наиболее значимых новелл следует назвать:

–  совершение сделки с заинтересованностью не требует в обязательном порядке предварительного согласия иных органов общества. Так, на проведении процедуры предварительного одобрения такой сделки могут настаивать участники корпорации, которые обладают не менее чем 1% акций, либо менеджеры корпорации. Если предмет сделки составляет не менее 10% активов корпорации, выраженных в имущественном эквиваленте, то предварительное согласие можно получить об общего собрания или совета директоров;

– в случае, если отсутствует согласие на совершение сделки с заинтересованностью, то данный факт нельзя считать основанием для признания такой сделки недействительной. Юридические основания для признания сделки с заинтересованностью недействительной законодательно отражены в п. 2 ст. 174 ГК РФ. Иными словами, подобные сделки могут быть признаны недействительными в тех случаях, когда могут причинить ущерб корпорации. О.В. Гутников подчеркивает, что российский законодатель придерживается презумпции ущербности сделки, если предварительное согласие не было получено, либо если истец не получил необходимой информации о сделке по требованию [4, с. 389];

– важное значение для совершения сделок с заинтересованностью имеют информационные обязанности. Например, о совершении подобной сделки должен быть извещен совет директоров за 15 дней до ее непосредственного совершения. Кроме того, в рамках функционирования публичной корпорации на годовом собрании в отчете должны быть отражены все необходимые сведения о сделках с заинтересованностью;

– миноритарные акционеры, которые обладают менее 1% акций, не могут оспаривать сделку с заинтересованностью. А.А. Маковская в данном контексте уточняет, что при оспаривании таких сделок решающее значение имеет вовсе не «весомость» голоса участника корпорации, а то, каким образом участник способен влиять на принятие решения об одобрении сделки [3, с. 19].

Несмотря на столь масштабные трансформации, правовые нормы о сделках с заинтересованностью в контексте их применения к обществам с ограниченной ответственностью и непубличным акционерным обществам почти утратили свою актуальность, поскольку фактически законодатель установил чрезвычайно широкие правила, позволяющие отступать от них. Диспозитивные начала относительно предварительного одобрения сделок едва ли могут применяться к публичным акционерным обществам.

Учитывая сказанное, уместной представляется точка зрения И.С. Шиткиной, которая неоднократно отмечала важность регулирования сделок с заинтересованностью с целью полноценной и достаточной защиты корпораций и их участников от каких-либо злоупотреблений со стороны заинтересованных субъектов [5, с. 145]. Осуществление такой защиты, на наш взгляд, происходит прежде всего путем оспаривания сделок с заинтересованностью. Однако к настоящему времени законодатель «ослабил» требования к обязательному предварительному согласию, в связи с чем отсутствие согласия уже не является веским основанием для признания сделки недействительной [2, с. 24]. В п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» уточняется, что даже при наличии согласия на совершение сделки, существует реальная возможность ее оспаривания. При этом решающее значение имеют критерии причинения обществу ущерба, исходя из положений п. 2 ст. 174 ГК РФ. Также в Законе об АО и Законе об ООО содержится сложный комплекс специальных правил, при наличии которых можно оспорить сделку, признав ее недействительной.

Интересен тот факт, что, несмотря на возникающие при оспаривании сделок с заинтересованностью сложности, ключевое значение имеет факт причинения такой сделкой реального ущерба. Пункт 2 ст. 174 ГК РФ позволяет оспорить практически любую сделку с заинтересованностью, независимо от того, насколько строго соблюдаются участниками корпорации установленные правила о подобных сделках. Следовательно, даже в ситуации, когда участники общества следовали требованиям законодательства и получили предварительное одобрение, сделка с заинтересованностью может быть оспорена по основаниям упомянутой ст. 174 ГК РФ. При этом правом на оспаривание обладают все участники корпорации независимо от процента принадлежащих голосов.

Подводя итоги сказанному, необходимо уточнить, что институт сделок с заинтересованностью нуждается в пересмотре, поскольку регламентируется рядом правовых норм, которые на сегодняшний день не имеют необходимого практического смысла. В таком виде сделки с заинтересованностью лишь создают основания для дополнительных расходов коммерческих корпораций.

 

Список литературы:

  1. Габов А.В. Сделки с заинтересованностью в практике акционерных обществ: проблемы правового регулирования. – М., 2005. – 300 с.
  2. Качалова А.В. Категория «заинтересованность» в корпоративном праве (на примере заключения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность) // Законодательство. – 2019. – № 8. – С. 23-31.
  3. Маковская А.А. Императивные и диспозитивные нормы в корпоративном законодательстве (ошибки в формулировках, проблемы толкования и правоприменения) // Вестник гражданского права. – 2019. – № 5. – С. 9-26.
  4. Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография / О.А. Беляева, С.А. Бурлаков, М.М. Вильданова и др.; отв. ред. О.В. Гутников. – М.: ИЗиСП, Статут, 2021. – 528 с.
  5. Шиткина И.С. Сделки хозяйственных обществ, требующие корпоративного согласования: монография. – М., 2020. – 415 с.

Оставить комментарий