Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(32)
Рубрика журнала: Технические науки
Секция: Телекоммуникации
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ В ФОРМАТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
На сегодняшний день репортаж – это один из наиболее распространённых информационных журналистских жанров. В нём представлена актуальная информация, полученная с «места событий». Это один из тех жанров, главной чертой которого называют оперативность.
Термин «репортаж» происходит от французского слова «reportage» и английского «report», что означает «сообщать». Общий корень в этих словах латинский – «reporto» («передавать») [1, с. 867]. Само определение возникло только в середине прошлого столетия, но и до его появления в прессе печатались сообщения, содержащие некоторые присущие репортажу черты. Однако ведущим жанром в журналистике репортаж стал после появления телевидения. Это связано с тем, что только телевидение, в отличие от радио и газет, может показывать и передавать изображение.
В первые годы своего существования телевещание ведётся в прямом эфире, а, следовательно, телевидение не имеет возможности использовать в полном объёме все возможные выразительные средства. Однако Г. В. Кузнецов считает: «Два важнейших жанра информационной публицистики – репортаж и интервью – на первых порах могли успешно существовать и даже развиваться в рамках «живой» передачи» [11, с. 121]. Это накладывало определенный отпечаток на специфику создания телевизионного репортажа. Так А.Я. Юровский и Р.А. Борецкий отмечают, что «рассказом о событии» можно считать лишь газетный репортаж, в то время как репортаж телевизионный – «это само событие, предстающее перед зрителем, в момент его свершения» [9, с. 98].
Первая типологическая классификация репортажа как телевизионного жанра относится к прямому репортажу. А.Я. Юровский и Р.А. Борецкий в зависимости от степени участия журналиста разделяют репортажи на некомментированные и комментированные [9, с. 101]. В современном телевидении комментированные репортажи стали неотъемлемой частью спортивной журналистики, а вот некомментированные встречаются крайне редко. В основном это репортажи со значимых для общества событий, таких как Парад победы на Красной площади.
Но, несмотря на то, что сегодня прямые некомментированные репортажи на телевидении практически не используются, некоторые современные исследователи и журналисты всё равно придерживаются мнения о том, что репортаж – это «событие в момент его свершения». Так, Н.В. Зверева даёт следующее определение данного жанра: «Репортаж – это событие, показанное во время самого события через репортера, который становится главным и часто единственным героем репортажа» [4, с. 170]. Она также отмечает, что хороший репортаж не предполагает использование монтажа, но информационный сюжет без него невозможен. Именно информационный сюжет Н.В. Зверева называет «рассказом о событии».
Большинство современных журналистов ставит знак равенства между терминами «репортаж» и «информационный сюжет». Например, Павел Шеремет пишет следующее: «Репортаж или информационный сюжет – это сложный, комплексный жанр телевизионной журналистики, который вбирает в себя все элементы телевидения: видео, звук, слово, эмоциональность и поведение репортера» [13, с. 224]. Это вызвано тем, что в подводках ведущего всё чаще фигурируют слова «подробности расскажет», «подробнее», «продолжит». Предполагается, что в следующем за подводкой репортаже журналист должен продолжить рассказ. О.Ф. Майдурова отмечает: «чтобы поделиться впечатлениями, корреспондент, побывав на месте события, должен узнать необходимую информацию, выяснить детали и представить авторскую интерпретацию того или иного события, рассказ, созданный выразительными средствами телевидения» [8, с. 21]. А в любом рассказе, как в художественной литературе, так и на телевидении обязательно наличие сюжета. В структуре литературного сюжета принято выделять экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Эти же элементы мы встречаем и в репортаже.
Наиболее удачное определение репортажа представлено у В.Л. Цвика. «Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент» [12, с. 147]. Эта репортерская интерпретация произошедшего отличает жанр репортажа от остальных информационных жанров. Это выражается в определенном выборе фактов и героев. Однако это обстоятельство не исключает объективности данного жанра.
На данном этапе развития телевизионной журналистики основной разновидностью репортажа является фиксированный репортаж – видеозапись события, которая может быть подвергнута монтажу, дополнена авторским текстом или каким-либо другим изобразительным материалом. Всё современное информационное телевизионное вещание построено на использовании фиксированных репортажей. Неотъемлемой частью информационных выпусков также стали прямые включения, но их нельзя называть полноценными прямыми репортажами.
Предпосылками появления специального репортажа на российском телевидении можно назвать так называемые СЕМПОРЕ – семинары по репортажу. К середине 1960-х годов на нашем телевидении начинают вещание новые телекомпании, в журналистику приходят десятки новых кадров. Многие из них на тот момент не имеют профессионального образования и опыта работы. Для поднятия общего уровня профессионализма молодых кадров открываются журналистские школы. Но опытные журналисты из регионов не считают возможным обучение в такой школе: во-первых у них уже сформировался собственный стиль работы, во-вторых – не солидно.
Для последних Союз журналистов совместно с Союзом кинематографистом и Гостелерадио создает «турнир репортёрской чести» [6, с. 54] - СЕМПОРЕ. Каждый мог сделать репортаж, показав себя в деле. Эти работы не подвергались критике начальства и обсуждались в кругу таких же мастеров своего дела. Гордым репортёрам не нравилась критика в свой адрес, но каждый получал свой портрет. Г.В. Кузнецов так вспоминает это время: «Мы делали то, что позже стало называться «спецрепортажами», – не событийные, а «тематические» или «проблемные» репортажи по 5–8 минут. Поводом служило чаще всего само появление репортера на объекте и нестандартный взгляд на вещи» [6, с. 55].
После распада СССР телевидение вступает в новую эпоху. Если на Западе уже завоёвывают зрителя специализированные тематические каналы, то в России борьба за рейтинги только начинается. В 1991 году разрушается единое информационное советское пространство. Начинается увеличение количества информационных программ, появляются еженедельные информационно-аналитические программы [3, с. 13]. Это стало возможным благодаря принятию Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» (1991) с отменой цензуры, который дал право на учреждение средства массовой информации отдельными гражданами, а не только организациям.
Параллельно с Останкино появляется новое альтернативное телевидение – «Российское телевидение». Вещание шло в вечерние часы на втором канале. На него пришли наиболее демократично настроенные журналисты, среди которых были и те, кого отстранили от участия в передачах центрального телевидения за попытку сказать правду. Г.Н. Вачнадзе пишет: «13 мая 1991 года стало первым днем выхода в эфир телевидения России, в котором засверкали почти все звезды советского телевидения» [2, с. 357]. Новое телевидение было провозглашено телевидением России. «Останкино» должно было вести активное противостояние передачам российского телевидения. Это противостояние будет продолжаться до распада СССР.
Чтобы разрушить информационную монополию официальной программы «Время», на втором канале появляются «Вести». Именно в этой программе впервые появилась рубрика «Специальный репортаж». Сюжеты в этой рубрике отличались большим хронометражем, и, как правило, выходили за рамки информационной картины дня. Материалы данной рубрики всегда имели большой общественный резонанс.
Информационная программа «Сегодня» на НТВ, начавшем своё вещание в 1993 году, также обзавелась подобной рубрикой. В ней специальному репортажу отвели место на пятнадцатой минуте. «Считалось, что к этому времени внимание зрителей притупляется, и восприятие аудитории надо активизировать неожиданным поворотом небанальной темы, причем такой, к которой в этот день ни один другой канал, как можно было предвидеть, не обратиться» [12, с. 147].
Развитие этой разновидности жанра привело к тому, что на НТВ стали появляться многосерийные репортажи – когда в эфире несколько дней продолжается расследование одной и той же темы [12, с. 147].
Особую популярность специальный репортаж получил после появления в октябре 1998 года программы «Профессия – репортёр». Она стала своеобразным полигоном, где молодые репортёры канала НТВ могли оттачивать свои способности и соревноваться в мастерстве. К 2004 году канал перестал нуждаться в подобной подготовке кадров. В программу пришли Вадим Такменев, Александр Зиненко, Андрей Лошак и Илья Зимин [10].
После появления новых журналистов программа завоевала бешенную зрительскую популярность, а специальный репортаж стал одним из ведущих типов репортажа. Аналогичные процессы – рост численности телекомпаний, возникновение конкурентной среды, поиски новых жанров, форм, отличительных особенностей – свойственны и региональному телеэфиру 90-х годов.
Тематические или проблемные репортажи в информационных выпусках на телевидении начали обозначать рубрикой «Специальный репортаж». Как правило, материалы этой рубрики отличались большим объёмом по сравнению с остальными сюжетами выпуска, и большей обстоятельностью в изучении заявленной темы. Сегодня в информационных программах на федеральных каналах данная рубрика не используется, но она продолжает своё существование на региональном телевидении.
Информационным поводом для специального репортажа может стать событие или дата, но как отмечает Г.В. Кузнецов, у такого репортажа чаще всего нет «оперативного повода»: «просто попал журналист в интересное место и решил показать, что увидел» [6, с. 246].
Некоторые исследователи и журналисты склонны считать специальный репортаж самостоятельным жанром или одним из типов репортажа наряду с событийным и тематическим. Так, А.В. Колесниченко при попытке классификации типов репортажа объединяет специальный репортаж в одну группу с новостным и политическим.
Однако специальный репортаж не следует считать отдельным телевизионным жанром. К такому же выводу склоняется и В.Л. Цвик, называя специальными тематические репортажи или микроочерки. По его мнению, в специальном репортаже присутствует очень высокий уровень художественности, что характерно для телеочерка [12, с. 147]. Т.В. Васильева, В.Г. Осинский и Г.Н. Петров называют специальный репортаж всего лишь «современной модификацией проблемного репортажа», к которому добавлены элементы других жанров: очерка, комментария и интервью [7, с. 203].
Термином «специальный» репортажи называют только в России. В западной журналистике данный тип принято обозначать как «позиционный репортаж». В этом названии обозначена сама суть данного типа репортажа: журналист должен иметь собственную позицию в отношении выбранной темы или проблемы. Она выражается в отборе фактов, героев и их мнений.
В основе специального репортажа всегда находится злободневная актуальная тема. Оперативность в данном случае уходит на второй план: подготовка такого материала требует времени и тщательной подготовки. Репортёр проделывает большую работу, чтобы как можно полнее ознакомиться с темой, опросить экспертов, пообщаться с героями, изучить все факты и документы.
Одним из важнейших методов для поиска информации исследователи называют расследование. Например, А.В. Колесниченко называет специальный репортаж «гибридом репортажа и расследования» [5, с. 50]. Под этим может пониматься использование скрытой камеры и микрофона, провоцирование ситуации. Репортер также может воспользоваться методом «журналист меняет профессию» [7, с. 203].
Это коренным образом отличает специальный репортаж от любого другого информационного сюжета. В центре событийного репортажа – событие, в центре специального – проблема. Лауреат премии ТЭФИ Михаил Дегтярь сказал по этому поводу следующее: «Спецрепортаж – это маленький фильм, из которого зрители должны узнать максимум информации по определенной проблеме» [4, с. 171]. Как и в художественных фильмах в нём могут быть использованы различные выразительные средства: музыка, монтаж, композиция, темпо-ритм.
На сегодняшний день специальный репортаж не популярен в ежедневном информационном вещании на федеральных каналах. Однако рубрика «Специальный репортаж» часто встречается на региональном телевидении. Оно имеет ряд особенностей, отличающих региональные каналы от федеральных.
Список литературы:
- Большой энциклопедический словарь / отв. ред. Александр Прохоров. – СПб.: Большая Российская энциклопедия: Норинт, 2000. – 1456 с.
- Вачнадзе Г.Н. Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине / Г.Н. Вачнадзе. – М.: Книга и Бизнес, 1992. – 424 с.
- Гострова Е. В. Информационно-аналитические программы на советском и российском ТВ: история, типология, современное состояние: Автореф. дис. канд. филолог. наук: 10.01.10 / Е. В. Гострова. – Ростов на Дону, 2006. – 24 с.
- Зверева Н. В. Школа тележурналиста / Н. В. Зверева. – Нижний Новгород: Издательский дом Минакова, 2009. – 272 с.
- Колесниченко А. В. Практическая журналистика: учебное пособие / А. В. Колесниченко. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 192 с.
- Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ: учебное пособие / Г. В. Кузнецов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 400 с.
- Курс радиотелевизионной журналистики: учеб. пособие / Т. В. Васильева, В. Г. Осинский, Г. Н. Петров. – СПб.: Специальная литература, 2004. – 288 с.
- Майдурова О. Ф. Информационные жанры в региональных новостных телепрограммах: актуальные тенденции : учеб.-метод. пособие / О. Ф. Майдурова. – СПб.: Б. и., 2011. – 78 с.
- Основы телевизионной журналистики: учеб-ник для вузов / Э. Г. Багиров, Р. А. Борецкий, А. Я. Юровский. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 238 с.
- Пескова В. Улыбнитесь, репортеры / Валентина Пескова // Московский Комсомолец. – 2004. – 10 окт.
- Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание // Т. 31 Редколлегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. – 304 с.
- Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: учебное пособие / В. Л. Цвик. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 382 с.
- Шеремет Павел. TV: Между иллюзией и правдой жизни: руководство для победителей / Павел Шеремет. – М.: Партизан, 2009. – 400 с.
Оставить комментарий