Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(318)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Котиев М.А. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ГРАЖДАНИНА И СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2025. № 22(318). URL: https://sibac.info/journal/student/318/380737 (дата обращения: 18.07.2025).

ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ГРАЖДАНИНА И СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

Котиев Магомед Ахметханович

магистрант, юридический факультет, Ингушский государственный университет,

РФ, г. Магас

Дикажев Мухарбек Магомедгиреевич

научный руководитель,

д-р юрид. наук, проф., Ингушский государственный университет,

РФ, г. Магас

АННОТАЦИЯ

В статье автором рассмотрены актуальные вопросы действия гарантий законности во взаимоотношениях сотрудников полиции с гражданским лицами.  Изучены конкретные гарантии как законность, открытость и другие. Отмечена роль контроля и надзора в данной сфере.

 

Ключевые слова: сотрудник полиции; гражданское лицо; гарантии законности; полицейская деятельность; Закон о полиции.

 

Юридические гарантии не существуют в самостоятельном виде, они закреплены в конкретных правовых нормах. Так, правовые нормы, устанавливающие гарантии законности, могут быть в виде принципов. К примеру, ч. 1 ст. 6 ФЗ «О полиции» [4] закрепляет положение о том, что полиция осуществляет свою деятельность в соответствии с законом. Поэтому, приведенную норму Закона нужно рассматривать как юридическую гарантию законности в полицейской деятельности.

Правовые нормы, устанавливающие гарантии законности в работе сотрудников полиции, могут выступать в виде их прав и обязанностей. Скажем, что к правовым нормам, закрепляющим гарантии в виде права, можно считать право на обжалование и пределы компетенции.

Право на подачу жалобы является важной юридической гарантией защиты нарушенных прав самих сотрудников полиции. Дело в том, что сотрудники полиции во время осуществления именно правоохранительной деятельности взаимодействуют с гражданами посредством правоотношений. Поэтому, граждане, руководствуясь с нормой статьи 53 Закона о полиции, имеют право обжаловать действия сотрудника, нарушившего его права и законные интересы непосредственно в вышестоящий орган, в соответствующую прокуратуру или в суд общей юрисдикции.

В свою очередь, нормы, устанавливающие пределы компетенции работников полиции, воспринимаются так же, как гарантии законности в виде прав. Здесь заметим, что последнюю компетенцию мы оцениваем, как сложный вид юридических прав участников в сфере правоохранительной деятельности сотрудников полиции.

В гл. 2 Закона о полиции под названием «Принципы деятельности полиции» непосредственно содержатся основополагающие начала повседневной работы органов и сотрудников полиции. Законодателем они разработаны учитывая высокий уровень проблемных отношений в общественной сфере, в которой функционирует в общем полиция.

Конкретно принципами работы органов и сотрудников полиции определены: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина;

законность; беспристрастность; открытость и публичность; общественное доверие и поддержка граждан; взаимодействие и сотрудничество; использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

В Законе принципы работы полиции перечислены так, что каждому из них предусмотрена самостоятельная статья.

Так, принцип открытости и прозрачности работы сотрудников полиции способствует восстановлению доверия к ней у населения. В виду этого, граждане и организации (в их числе общественные) имеют право получать от них подробную информацию, непременно затрагивающую их права.

Закреплено, что органы полиции постоянно информирует государственные и муниципальные органы, непосредственно граждан о своей работе через средства массовой информации, «Интернет», посредством отчетов должностных лиц (руководителей не реже одного раза в год) перед законодательными органами государственной власти регионов России и представительными органами муниципальных образований (советы депутатов районного и городского звена), а также перед населением. Периодичность и процедура проведения отчетов, категории должностных лиц, которым предписано представлять сами отчеты, определяются федеральным Министерством внутренних дел.

По другой форме органы и должностные лица полиции предоставляют соответствующие сведения о своей работе средствам массовой информации в случаях запросов, а так же путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных не запрещенных формах.

При рассмотрении вопросов дисциплинарной ответственности и дисциплинарной практики сотрудников органов внутренних дел, можно увидеть различие трех видов дисциплинарной ответственности, а именно ответственность за нарушение правил внутреннего распорядка, порядка подчиненности и ответственность, наступающая в соответствии с Дисциплинарным уставом [5].

Общение сотрудников полиции с гражданами должно носить персонифицированный (индивидуальный) характер.

Право на своевременное получение ответа считается универсальным средством защиты ранее нарушенных прав граждан, и действует независимо от вида правонарушения.  Важное значение имеют разъяснения Конституционного Суда РФ, данные в Определении от 1 марта 2010 года [6]: право на ответ по своей природе является не абсолютным правом, реализуемым вне каких-либо требований и условий, не личной привилегией, а способом защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Поэтому предъявление к средству массовой информации требований о размещении ответа должно быть обусловлено фактом нарушения этим СМИ личных неимущественных прав заявителя.

Как нам известно из теории конституционного права, право на защиту чести и достоинства человека в некоторой мере пересекается с некоторыми конституционными правами, к примеру, свободой слова, правом на обращение во властные органы (государственные и муниципальные), правом на неприкосновенность частной жизни.

Изучая вопросы юридической ответственности сотрудников полиции, следует разграничивать неправомерные деяния, совершенные сотрудниками при реализации служебных полномочий, и деяния, допущенные ими как обычными людьми.

В административном праве определены особенности ответственности специальных субъектов, которыми принято считать сотрудников полиции, наступающей за совершение таковыми административного правонарушения при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими служебных полномочий. Имеющийся административно-правовой статус работников отмечен тем, что за административные правонарушения таковые несут дисциплинарную ответственность согласно нормам специальных нормативных актов, регламентирующих прохождение правоохранительной по сути службы [3, ч. 1 ст. 2.5]. Но, тем не менее, согласно КоАП РФ при совершении ими административных правонарушений, например, в области дорожного движения и таможенных правил, сотрудники полиции несут административную ответственность на общих с остальными гражданами основаниях [3, ч. 2 ст. 2.5].

Частная жизнь есть факты личной жизни человека, которые он не хочет делать достоянием для иных лиц. К ней надо относиться как своеобразному суверенитету (независимости) человека, означающий неприкосновенность его личной свободы. Разумеется, при этом тайна вовсе не скрывает противоправную деятельность. Её суть в естественном стремлении человека иметь собственный мир личных и деловых интересов, скрытый от других.

Названные термины неприкосновенность и тайна есть понятия, характеризующие природу рассматриваемого правового института. Как известно, есть тайны исключительно личные, то есть никому не доверяемые, и тайны профессиональные, то есть личные тайны, доверяемые, например, врачам, адвокатам, нотариусам. Названные субъекты профессиональных тайн будут нести юридическую ответственность за их разглашение таковых. Очевидно, вынужденная необходимость разглашения личных тайн или сведений о частной жизни людей бывает в случаях противодействия преступности, при защите здоровья людей и в условиях объявления чрезвычайного или военного положения.

Рассмотрим гарантии законности при осуществлении правоохранительной деятельности сотрудниками полиции в форме обязанности. Так, ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ обязывает работника органа внутренних дел, в том числе сотрудника полиции вручать под расписку копию постановления (протокола) по делу об административном правонарушении лицу, в отношении которого такое вынесено.

В этом случае обязанность будет в виде гарантии реализации прав людей в искомой сфере отношений между сотрудником и гражданином.

Наряду с этим, п. 1 ч. 4 Закона о полиции обязывает сотрудника полиции при обращении к нему человека представиться, назвав свои фамилию, должность и звание, более того предъявить по требованию человека своё служебное удостоверение, и объявить причину и цель обращения.

В приведенной ситуации такое требование в виде обязанности будет также гарантией законности при осуществлении полицейской работы.

Ещё фактической гарантией законности является ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ, где установлена обязанность должностного лица органа полиции во всех случаях ограничения прав и свобод человека, младшего 18 лет, уведомлять об этом его родителей или иных законных представителей, к примеру, в случае административного задержания несовершеннолетнего.

Рассмотрим другую группу, к которой относятся гарантии законности в правоохранительной деятельности, называемые как юридические факты. Конкретное описание юридических фактов, приведенных в статье 23 Закона о полиции с названием применение служебного оружия, ориентирует сотрудников полиции на законную реализацию действующих норм в своей правоохранительной работе.

Очевидно, при применении табельного оружия сотрудниками только юридических фактов недостаточно, необходимы и ещё дополнительно к ним факты. Так, сотрудник полиции, применяя физическую силу, специальные средства и табельное оружие в целях обезопасить себя, обязан помнить о доказательной базе этой ситуации. Работник полиции, имея возможности, делает видеозапись применения им физической силы, специальных средств и служебного оружия или иными штатными средствами фиксации как аудиозапись разговора, что явится принципиальным для доказательной базы случившегося.

Для сотрудника полиции важно адекватно применять возможные меры принуждения человека (группы людей) с учетом оказываемого ему сопротивления. Так, в случае нападения на сотрудника полиции не вооруженного человека полицейский не может применять служебное оружие, нужно специальные средства и боевые приемы. Когда человек с ножом или с топором нападает на полицейского, тогда он может применить табельное оружие, только в ситуации, что угроза его жизни и здоровью будет реальной.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что сотруднику полиции желательно по ходу действий обдумать должный вариант поведения, к примеру, по возможности использовать по возможности состояние необходимой обороны или крайней необходимости. Такое принципиально для него самого, в виду того, что сотрудник согласно нормам Закона о полиции [4, п. 9 ст. 18] не несет ответственность за причиненный физический вред человеку, когда применение физической силы, специальных средств и табельного оружия было по законным основаниям и в порядке.

Действуют также гарантии законности, реализуемые посредством контроля и надзора. Виды контроля и надзора за деятельностью полиции названы в самом Законе. Наряду с этим, по Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» [2] органы прокуратуры проводят свой надзор за законностью во всех сферах управленческой деятельности, в том числе и в сфере работы органов и должностных лиц полиции.

Таким образом, контроль и надзор за работой полиции в целом предусмотрены в виде гарантии законности.

По приведенной характеристике правовых гарантий законности в полицейской именно правоохранительной работы выделим основные присущие им свойства, которые выделяют такие гарантии среди остальных, придавая им определенность и некоторую специфичность:

- первым характерным свойством юридических гарантий законности в работе подразделений полиции считается их непосредственное нормативное закрепление. Поэтому, гарантии определены в законе и других нормативных актах и приобрели должный правовой характер;

- действующие гарантии в правоохранительной работе подразделений полиции закреплены государством и являются системой юридических средств, содействующих должной реализации юридического статуса самих сотрудников полиции;

- таковые выступают в качестве специфических правовых норм, регламентирующих полицейскую деятельность.

Таким образом, объединение перечисленных свойств позволяет сформулировать дефиницию правовых гарантий законности в правоохранительной деятельности сотрудников и подразделений органов полиции, а именно как совокупность юридических средств, способствующих и обеспечивающих в данной сфере точное соблюдение, исполнение, использование и применение требований профильных законов всеми без исключения участниками правоотношений.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 5.10. 2022 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 6 октября 2022 г. (дата обр. 11.05. 2025 г.).
  2. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 29.05.2024 г.) // СЗ РФ.  1995.  № 47.  Ст. 4472.
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 22.06. 2024 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1).  Ст. 1.
  4. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 28.02. 2025 г.) // «Российская газета». 8 февраля 2011 г., 10 февраля 2011 г.
  5. О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 (в ред. от 7.04. 2017 г.) // СЗ РФ. 2012.  № 43. Ст. 5808.
  6. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ускова А.И. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 46 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и пунктом 3 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2010 г. № 323-О-О // «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2010. № 4.

Оставить комментарий