Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(317)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Исангалина А.Ю., Цубикова Л.С. ЛИШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ В КОНЦЕ 1920-Х – НАЧАЛЕ 1930-ГГ (НА ПРИМЕРЕ УСОЛЬСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОГО ОКРУГА (ОБЛАСТИ) СИБИРСКОГО КРАЯ) // Студенческий: электрон. научн. журн. 2025. № 21(317). URL: https://sibac.info/journal/student/317/378957 (дата обращения: 03.07.2025).

ЛИШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ В КОНЦЕ 1920-Х – НАЧАЛЕ 1930-ГГ (НА ПРИМЕРЕ УСОЛЬСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОГО ОКРУГА (ОБЛАСТИ) СИБИРСКОГО КРАЯ)

Исангалина Арина Юрьевна

студент, филиал Иркутского национального исследовательского технического университета в г. Усолье-Сибирском,

РФ, г. Иркутск

Цубикова Любовь Сергеевна

канд. ист. наук, доц., преподаватель, филиал Иркутского национального исследовательского технического университета в г. Усолье-Сибирском,

РФ, г. Иркутск

DISENFRANCHISEMENT IN THE LATE 1920S - EARLY 1930S: A CASE STUDY OF USOLYE DISTRICT, IRKUTSK OKRUG (OBLAST), SIBERIAN KRAI

 

Arina Isangalina

student, Branch of the Irkutsk National Research Technical University in Usolye-Sibirskoye,

Russia, Irkutsk

Lubov S. Tsubikova

cand. sci. (History), Associate Professor, Teacher, Branch of the Irkutsk National Research Technical University in Usolye-Sibirskoye,

Russia, Irkutsk

 

АННОТАЦИЯ

В 1920–1930-е гг. советская власть использовала избирательную систему для регулирования  социальных отношений в государстве, с помощью которой  лишались политических прав «социально чуждые элементы» («лишенцев»), что подтверждается архивными документами в том числе Усольского района Иркутского округа (область) Сибирского края. Основаниями служили экономические (наём рабочих, техника) и социальные факторы (прошлое в царской армии, духовенство), но часть решений пересматривалась при доказательстве «трудового» статуса. Лишение прав влекло исключение из общественной жизни, включая запрет на образование и работу, а также распространялось на членов семьи.

ABSTRACT

In the 1920s–1930s, the Soviet authorities used the electoral system as a tool to regulate social relations within the state, systematically disenfranchising "socially alien elements" (lishentsy), as documented in archival records from Usolye District of Irkutsk Okrug (Oblast), Siberian Krai. The criteria included economic factors (hiring laborers, owning machinery) and social background (tsarist military service, clergy ties), though some decisions were later reversed upon proof of a "laboring" status. Disenfranchisement resulted in exclusion from public life—including bans on education and employment—and extended to family members.

 

Ключевые слова: Сибирь, лишение избирательных прав, ходатайство о восстановлении в правах.

Keywords: Siberia, disenfranchisement, petition for rights restoration.

 

 Развитие советской избирательной системы в 1920–1930-е гг. связано с отстранением от участия в выборах отдельных категорий граждан, т.е. лишением их избирательных прав. Эта мера как часть социальной политики советского государства была направлена на оказание экономического, административного, социального и психологического давления на определенные слои и группы населения. В результате появились «лишенцы» – это название закрепилось за одной из наиболее массовых групп лиц, подвергшихся репрессиям в то время.

В Архивном отделе администрации Усольского муниципального района Иркутской области сохранились дела лишенных избирательных прав.

Процедура восстановления избирательных прав предполагала создание личного дела на каждого обратившегося с соответствующим заявлением (ходатайством). В таких делах содержатся разные документы:

- личные документы – это те, которые лишенец лично предоставляет в соответствующий орган власти при возбуждении ходатайства о восстановлении в избирательных правах (заявление, справки с мест работы, удостоверяющие наличие трудового стажа, справки о состоянии здоровья, опросы соседей, справки об имущественном положении и др.).

Например, заявление Погудина Никифора Павловича, проживающего в селе Иконниковском Раздольинского сельсовета. В котором он обращается в 1928 г. в Усольский райисполком с целью восстановлении в избирательных прав и указывает, что был лишен на основании ст. 69 Конституции по пп. а,б,г,е. Он пишет:

«При чем ни один из этих пунктов нельзя применить ко мне, т.к. я

1) наемным трудом не занимался, а был уполномоченный артели по изготовке леса Иконниковского общества,

2) жил исключительно на трудовой доход.

3) монахом и служителем Религиозных культов я никогда не был.

4) о признании меня душевно больным, нужно специальное освидетельствование, в установленном порядке, чего не было.

Прошу принять во внимание, что таким несправедливым лишением меня избирательных прав, моя семья терпит всевозможные лишение, так, например, сын исключен был из школы и пр.

Семья же у меня состоит из 13 человек. И вся семья лишена прав.

На основании изложенного, прошу о пересмотре моего дела и о восстановлении меня в правах гражданства» [2, л. 41].

- официальные – это документы, которые, которые подшиваются к личному делу лишенца в процессе прохождения ходатайства о восстановлении в избирательных правах, т.е. непосредственно составленное работниками тех органов власти, в которых рассматривалось ходатайство лишенца.

Каковы же были причины лишения избирательных прав?

Наиболее распространенные и часто встречаемые это: наличие молотилки, мельницы и др.; найм рабочей силы, эксплуатация; работа торговцем; служба в царской армию; социальный статус: семья кулака, священника.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что основания лишения избирательных прав носили социальный и экономический характер.

Лишение избирательных прав могло быть ошибочным. Так, нами был изучен документ – «Список лишенных избирательных прав» в 1929-1930г., который содержал 138 хозяйств, подлежащих восстановление в избирательных правах: Усольско-Жилкинский сельсовет – 11 хозяйств, Усть-Балейский – 3, Курьинский –3, Михайловский – 7, Тельминский – 7, Биликтуйский – 1, Быковский – 3, 1-й Буретский – 1, 2-й Буретский – 20, Бадайский – 8, Холмушинский – 11, Раздольинский – 5, Баруйский – 7, Хайтинский – 7, Ивановский – 2, гор. Усолье- 14, Б. Еланский – 4, Б. Жилкинский – 2, Александровский – 7, Мальтинский 2, Олонский – 6, Гороховский – 3, Мишелевский – 5, Узколугский - 6 [1, л. 1-30].

Например, семья Кочнева М.С. из Усоль-Жилкинского сельсовета была лишено избирательных прав за найм рабочей силы во время страды, но в дальнейшем было доказано, что его хозяйство трудовое «не имеющее и не эксплуатирующее сельскохозяйственные машины» [2, л. 3];

- семья Скобелева К.П. из Тельминского сельсовета была лишена избирательных прав за «связь с торговцем Пуховым, крупным купцом по Усолью; раньше имел молотилку, жатку, сепаратор». И восстановлена в избирательных правах как «семья красноармейца, ко всем мероприятиям Соввласти относится доброжелательно, задания выполняет полностью. Трудовое крестьянское хозяйство» [2, л. 8 об.].

- Тюменцева Дарья Михайловна из Быковского сельсовета лишена избирательных прав как «глухая», соответственно она была исключена из списка лишенных избирательных прав как «не подпадающая под инструкцию о лишении» [2, л. 12];

- семья Бархатова В.А. из Бадайского сельсовета лишен как «эксплуатирующий батраков», восстановлен в правах, как «средняцкое хозяйство и систематически не эксплуатировал батраков» [2, л. 12].

Анализ данного списка показывает, что лишенцы объясняли использование наемного труда необходимостью содержания семьи или нехваткой рабочих рук в период сельхозработ. Важным основанием для восстановления в правах было наличие принимаемого советского властью социального статуса, например, принадлежность к красноармейцам, а также спасало положение «трудовое хозяйство» и работа на советских предприятиях, признание советской власти.

Какие последствия для благополучия лица, оказавшегося лишенным избирательных прав, имело это решение?

- Прежде всего, необходимо отметить, что лишение избирательного права автоматически распространялось на членов семьи, находящихся на иждивении у данного лица, зависящих от него экономически.

- На практике «лишенец» не только не мог избирать и быть избранным в органы государственной власти, но также не мог занимать любую государственную должность, учиться в средних специальных и высших учебных заведениях. Он лишался всех пособий, пенсий, компенсаций, даже карточек (при системе карточного распределения, введенной в СССР в 1928 году).

Соответственно иногда людям приходилось отказываться от своих близких, чтобы быть восстановленными в избирательных правах:

- Бердников И.В. был лишен избирательных прав Б.Еланским сельсоветом в 1930 г. как сын кулака. Но в 1936 г. он был восстановлен, как имеющий «достаточный общественно-полезный труд» и в связи с тем, что не живет с отцом с 1930 г.;

- Буйлова К.Т. написала заявление: « … лишена я была из-за контрреволюционера мужа, за которого отвечать не могу….»

В 1934 г. согласно Сводного отчета о выборах в советы по Усольскому району Восточно-Сибирского края всего избирателей – 22075 чел.  и лиц лишенных избирательных прав – 1255 чел. [3, л. 3]. Т.е. последних было 5,4%.

Таким образом, лишение избирательных прав активно использовалось государством, в том числе в Усольском районе Иркутского округа (области) в конце 1920-1930-х гг. В Архивном отделе администрации Усольского муниципального района Иркутской области имеются дела лишенных избирательных прав, которые содержат как личные, так и официальные документы. Причины лишения избирательных прав носили социальный (кулак, зажиточный, священнослужитель и др.), так и экономический характер (наличие сельскохозяйственной машины, найм рабочей силы). Были случаи, когда избирательных прав лишались середняки и бедняки, которые не должны были попасть под такие ограничения. Лишенные избирательных прав в дальнейшем не могли бесплатно получать образование, вступать в партию, иметь различные льготы и др.

 

Список литературы:

  1. Архивный отдел Администрации Усольского муниципального района Иркутской области (АО АУМР ИО). Ф.1. Оп. 2. Д. 671.
  2. АО АУМР ИО. Ф.1. Оп. 3. Д.13.
  3. АО АУМР ИО. Ф.1. Оп. 2. Д.201.
  4. Барлявский Л.Г. Категория «лишенец» в советском избирательном праве // Избирательное законодательство и практика. – 2019. – № 2. – С. 37–40.
  5. Гавриленко Д.В. Проблематика избирательного права СССР 1918-1938 гг. в трудах советских правоведов // Актуальные проблемы сравнительного правоведения. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции c международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистров. – 2019. – С. 192–195.
  6. Климук Я.А. Лишение крестьян избирательных прав как метод политики «раскулачивания». // Известия Алтайского государственного университета. – 2007. – № 4-1 (56). – С. 131–135.
  7. Куренкова Ю.О. лишение избирательного права как способ политического давления на крестьян // Вестник ОГПУ. – 2004. – № 4 (38) – С. 88–95.
  8. Саламатова М.С. Жалобы на нарушения избирательного законодательства и порядок их рассмотрения в РСФСР в 1920-е гг. // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. – 2014. – № 7. – С. 122–137.

Оставить комментарий