Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(317)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9
РАБОТНИКИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены сущность понятий работник прокуратуры и федеральный государственный служащий органов прокуратуры, трудовая деятельность в органах прокуратуры. Проведен анализ элементов статуса работников прокуратуры как федеральных государственных служащих.
Ключевые слова: работник прокуратуры; правовой статус работников прокуратуры; ограничения и запреты на службе в органах прокуратуры; правовое регулирование правоохранительной службы.
Раздел 5-й Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [1] посвящен вопросам организации и прохождения службы в органах отечественной прокуратуры, то есть это специальное законодательное регламентирование, формирующее специфический правовой институт, при этом объект правового регулирования есть государственная служба в данных органах.
Говоря о прокурорских работниках, нужно отметить аспекты, характеризующие их в статусе государственных служащих, проходящих правоохранительную службу в органах прокуратуры.
Сама служба в органах и организациях прокуратуры по своей сущности считается государственной службой иных видов как такая названа в базовом Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» [3].
Характеризуя службу в органах прокуратуры как составляющей системы государственной службы Российской Федерации можно отметить, что искомая служба имеет правоохранительный характер и её часто называют правоохранительной, как и ранее.
В виду этого, рядом исследователей рассматривают актуальный на сегодняшний день вопрос о целесообразности уклона в сторону специфики правового регулирования службы в органах прокуратуры, даже выделения ее в специальный вид государственной службы [10], более того, совершенствования законодательства о работе прокуратуры [6].
В профильном Законе о прокуратуре, а именно в статье 40-й закреплено, что служба в органах прокуратуры является федеральной государственной службой, а сами прокурорские работники относятся по существу к федеральным государственным служащим.
Именно в данной статье Закона назван термин «прокурорские работники», что не было в предшествовавшим Законе Союза ССР «О прокуратуре Союза Советских Социалистических Республик».
Здесь резонно возникает вопрос: почему так назвали работающих в органах прокуратуры?
Нам представляется, фактически в нашем государстве на протяжении всего времени устоялась традиция, называть труд человека на государство «службой Отечеству». В виду этого, разумно, применение к работающим на должностях государственной гражданской службы, термина «служащий», а занятым на военной службе термина «военнослужащий».
В содержании самого Закона называются прокурорские работники и работники. Согласно статье 40, прокурорские работники проходят государственную службу по нормам этого Закона, но в части работников, будучи не прокурорскими, действуют правила трудового законодательства.
Из-за наличия специфики в правовом регулировании среди прокурорских работников выделяют так называемых военных прокуроров, в виду наличия у них статуса военнослужащих. Такой статус установлен в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» [2].
Детально о лицах, осуществляющих трудовую деятельность в органах и организациях прокуратуры, расписано в Инструкции по учету кадров прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, и работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации. Данная Инструкция утверждена Приказом Генеральной прокуратуры № 135 от 13 марта 2018 года.
Так, в этой Инструкции, как внутреннего нормативного акта названы конкретно категории лиц, в части которых ведется персональный учет кадров в органах прокуратуры:
- прокурорские работники;
- федеральные государственные гражданские служащие;
- работники, замещающие должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы;
- работники, осуществляющие профессиональную деятельность по профессиям рабочих (технический персонал, водители и другие).
Вывод из сказанного, в органах отечественной прокуратуры есть два вида службы - федеральная государственная гражданская служба, федеральная государственная служба прокурорских работников и трудовая деятельность лиц, не являющихся вышепоименованными (не служащими).
Разумеется, в такой сложной ситуации трудно определить универсальные правила для регламентирования работы всех трех категорий, работающих в содержании единого Закона, каковым является ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» [1].
Много места уделено в профильных законах вопросам ограничений для прокурорских работников при прохождении ими службы. Так, в соответствии со ст. 17 уже другого ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [4], в части прокурорских работников, нельзя им делать публичные высказывания, суждения, оценки деятельности государственных органов (их руководителей), когда такое прямо не являются служебными обязанностями работника (служащего).
Примененный законодательный запрет, на самом деле, в большей части препятствует госслужащим, как и прокурорским работникам, заниматься разрешенной Законом, научной деятельностью, в том числе и в сфере юриспруденции, например, анализом текущего законодательства о государственной службе, что могло бы выработать рекомендации для повышения эффективности работы госслужащих, когда результаты научных исследований, очевидно, носят публичный характер. Такие вопросы исследуются в трудах некоторых ученых-правоведов [7, с. 88; 9, с. 219; 8, с. 29]. Всё это потому, что оценка уровня научного содержания публикаций государственного служащего, напрямую зависит от мнения руководителя органа, являющегося непосредственным субъектом дисциплинарной власти.
В части ограничений и запретов на работников прокуратуры непосредственно влияют некоторые нормы действующего ФЗ «О противодействии коррупции» [5].
Органы военной прокуратуры сформированы в соответствии с принципами функционирования Вооруженных Сил РФ и Военно-морского флота. Они включают в себя Главную военную прокуратуру; военную прокуратуру военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического значения, иные военные прокуратуры, которые приравнены к прокурорам субъектов Федерации.
Специализированные органы российской прокуратуры сформированы с учетом особенностей поднадзорных объектов и, разумеется, не связаны административно-территориальным делением. При этом такими прокуратурами реализуют профессиональные задачи по обеспечению законности, что было бы проблематично в административно-территориальной сфере. К таковым специальным прокуратурам относятся природоохранные и транспортные органы, а также прокуратуры закрытых административно-территориальных образований.
В настоящее время термин работник в отношении государственных служащих фактически не употребляется, есть термины государственный гражданский служащий и сотрудник. Как видим, в профильном Законе выделяется, что государственная служба характерна своей индивидуальной спецификой, этим самым отличается от остальных видов трудовой деятельности.
В России устоялась практика в части лексики и законодательной практике, когда термины служащий и работник имеют неодинаковое значение и, в большей части, не касаются одних и тех же лиц.
Законом предусмотрен непременный запрет осуществления прокурорскими работниками деятельности как представители выборных и иных органов, формируемых органами государственной и муниципальной власти.
И, наконец, в новом Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», согласно которому выборные должностные лица местного самоуправления не могут занимать федеральные государственные должности.
В профильном Законе также определены запреты для работников прокуратуры быть членами общественных организаций, имеющих политические цели, а также на создание общественных организаций, преследующих политические цели, в органах и организациях прокуратуры.
В статье 4-й (пункт 5) базового Закона предусмотрен однозначный запрет на совмещение работниками прокуратуры основной своей деятельности с другой оплачиваемой (даже безвозмездной) работой, не считая преподавательской, научной и иной творческой.
Тем же дополнено содержание п. 5 ст. 4 требованием к прокурорским работникам не входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также действующих на территории России их филиалов, когда другое не предусмотрено международным договором и отечественным законодательством.
Здесь заметим, запреты, установленные 24-м Федеральным законом, учтены в положениях Закона о государственной гражданской службе [4, ст. 17 п.16; 17 ч. 1], называя ограничения и запреты, должные при прохождении государственной службы в органах прокуратуры.
Законом предусмотрено непосредственное участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности, то есть прокурор при выявлении целесообразности совершенствования текущих нормативных актов может вносить в законодательные органы, соответствующего и нижестоящего уровней соответствующие рекомендации в части изменения, дополнения, отмены, а также принятия законов и иных нормативных правовых актов [1, ст. 9]
Список литературы:
- О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 11.06. 2022 г.) // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
- О статусе военнослужащих: федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (в ред. от 8.08. 2024 г.) //СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
- О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 14.02. 2024 г.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2067.
- О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 22. 04. 2024 г.) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
- О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2024 г.) // «Российская газета». 2008. 30 декабря.
- Кожевников О.А. Новое в правовом регулировании назначения прокурорских работников // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2017. № 2.
- Пресняков М. В. Принудительная лояльность на государственной службе // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 11 (60) ноябрь С. 8894.
- Торговченков В.И., Кочетыгова И.С. Привлечение к дисциплинарной ответственности по требованию прокурора // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2019. № 1 (69). С. 29-34.
- Чаннов С.Е. Может ли коррупционный проступок быть малозначительным? // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 10 (47). С. 219-220.
- Шобухин В.Ю. Некоторые проблемы правового регулирования службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации // Российское право: образование, практика, наука. 2017. № 2. С. 8-13.
Оставить комментарий