Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 15(311)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Мухаметзянов Р.И. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2025. № 15(311). URL: https://sibac.info/journal/student/311/369469 (дата обращения: 04.05.2025).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Мухаметзянов Ренат Ильдарович

магистрант, Казанский Федеральный (Приволжский) Университет,

РФ, г. Казань

RESPONSIBILITY IN INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW, AS A TYPE OF INTERNATIONAL RESPONSIBILITY

 

Renat Mukhametzyanov

master's student, Kazan Federal (Volga Region) University,

Russia, Kazan

 

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется проблема ответственности в международном гуманитарном праве как разновидности общей концепции международной ответственности. Рассматриваются основные теоретические подходы к пониманию сущности и особенностей международной ответственности, возникающей в случаях нарушения норм международного гуманитарного права. Анализируются современные тенденции развития института ответственности в свете глобализации и усиления роли международного сообщества в вопросах контроля и предотвращения нарушений гуманитарных норм.

ABSTRACT

The article examines the problem of responsibility in international humanitarian law as a variety of the general concept of international responsibility. The main theoretical approaches to understanding the essence and features of international responsibility arising in cases of violations of international humanitarian law are considered. The article analyzes current trends in the development of the institution of responsibility in the light of globalization and the growing role of the international community in monitoring and preventing violations of humanitarian norms.

 

Ключевые слова: квалификация преступлений, вооружённые конфликты, международное гуманитарное право, юридическая ответственность.

Keywords: qualification of crimes, armed conflicts, international humanitarian law, legal responsibili.

 

Ответственность в международном гуманитарном праве имеет некоторые отличия от общего понимания и подходов к сущности международной ответственности.

Ответственность в международном гуманитарном праве, бесспорно, является разновидностью международной ответственности, однако в отличие от её «мирного» начала, ответственность в международном гуманитарном праве охватывает вопросы «войны и мира».

Нормы интернационального гуманитарного права вступают в действие с началом вооруженного конфликта.

Основная задача международного гуманитарного права – защита лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях, а также тех, кто перестал быть их участником в результате болезни, ранения или какой-либо другой причины.

Объем обязательств стороны международного вооруженного конфликта определяется как нормами обычного права, так и договорными нормами международного гуманитарного права, ратифицированными каждой стороной.

Во время вооруженного конфликта не международного характера объем обязательств по соблюдению Международного гуманитарного права для сторон-участников конфликта определяется совместно статьями Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительным протоколом 1977 г., другими конвенциями, ратифицированными государствами, а также нормами обычного международного права.

Понятие ответственности является неотъемлемой частью применения и соблюдения закона. Право чаще всего связано с взаимным обязательством. В случае нарушения этого обязательства лицо, совершившее такое деяние, может быть привлечено к гражданской или уголовной ответственности. Ответственность часто является индивидуальной, особенно в международном уголовном праве.

Представители государства пользуются юрисдикционным иммунитетом, за исключением дел о военных преступлениях, преступлениях против человечности и геноциде. Особый порядок ответственности применяется к государствам в случае нарушения их международных обязательств по отношению к другому государству. Ответственность государства возникает в результате действий его агентов и, в частности, его вооруженных сил, а также отдельных лиц или групп, которые фактически действуют под его эффективным контролем (ниже).

Соблюдение прав человека также зависит от ответственности государств. Он поддерживается рядом документов, допускающих различные формы обращения за помощью, будь то судебные или нет, перед различными национальными и международными учреждениями. Ответственность государства за нарушения прав человека, которая все еще находится в зачаточном состоянии, не следует смешивать с индивидуальной уголовной ответственностью или с ответственностью государства в классических межгосударственных отношениях.

С другой стороны, соблюдение гуманитарного права основывается на перечислении конкретных обязательств, за которые несут ответственность государства (I), командиры (II) и комбатанты (III).

Международное гуманитарное право определяет и подтверждает индивидуальную уголовную ответственность различных иерархических субъектов, вовлеченных в вооруженный конфликт. В случае серьезных нарушений гуманитарного права в нем также указываются средства правовой защиты, которые могут быть использованы. К таким средствам правовой защиты относится международное уголовное преследование.

Международное гуманитарное право не устанавливает для гуманитарных организаций обязательств в плане уголовной ответственности и санкций. Однако он устанавливает их ответственность за соблюдение гуманитарного права в контексте их операций по оказанию помощи. Их ответственность как свидетелей также проявляется, когда они сталкиваются с массовыми преступлениями или принуждением, совершаемым против населения, которое они берут на себя. Решения, вынесенные Международным Судом и Международными уголовными трибуналами, разъяснили конститутивные критерии ответственности (ниже).

В первую очередь стороны в вооруженном конфликте несут ответственность за свое поведение. Государства несут прямую ответственность за действия, совершенные их собственными органами. В контексте партнерских отношений, включая деятельность, осуществляемую в рамках коалиции, ответственность государств может также проявляться несколькими другими способами. При соблюдении условий присвоения государство может нести ответственность за нарушение любого из возложенных на него обязательств, включая обязательства по МГП.

Государство будет нести ответственность, если оно помогает другому государству в совершении международно-противоправного деяния в той мере, в какой его собственное поведение стало причиной или способствовало этому деянию.

В отношении ответственности государства в связи с таким деянием другого государства существуют разногласия относительно наличия требования о намерении (в отличие от обязательства обеспечивать соблюдение МГП, отмеченного выше) для облегчения противоправного поведения и в отношении между знанием и намерением.

Невозможно составить окончательный список того, какая поддержка или поведение может представлять собой «помощь и содействие» — скорее, необходимо тщательно учитывать обстоятельства каждого дела, чтобы оценить вклад такой поддержки в совершение противоправного деяния. Примеры могут включать финансирование; предоставление необходимого объекта предоставление оружия или другой военной помощи или материально-технической поддержки, или предоставление территории или разведки.

Ответственность может возникнуть также в результате принуждения или в случае руководства и контроля совершения деяния другим государством.

На практике, даже если — как это происходит сегодня — одно государство «возглавляет» коалицию государств-партнеров, руководство и контроль повлекут за собой ответственность государства только в случае выполнения пороговых критериев доминирования совершения противоправного поведения.

В международной судебной практике существуют различные мнения относительно уровня контроля, необходимого для привлечения государства к ответственности за действия организованных групп.

Со своей стороны, МУТ по бывшей Югославии, ссылаясь на «логику закона об ответственности государств», пришел к выводу, что организованные группы, находящиеся под «полным контролем государства… должны волей-неволей взять на себя ответственность этого государства за деятельность», и, ссылаясь на «судебную и государственную практику», пришел к выводу, что общий контроль определяет отнесение организованной «группы к государству».

Таким образом, в терминах МГП обязательства государства выходят за рамки «обеспечения уважения» — к «уважению» своих собственных обязательств по МГП в отношении действий, связанных с конфликтом. Однако в Комментарии МККК также признается, что позиция, заключающаяся в том, что общий контроль приводит к присвоению — отличному от классификации - не является общепринятым.

Ответственность государства может также возникнуть, когда государство осуществляет краткосрочный контроль - т. е. руководство или принуждение к совершению нарушения его международных обязательств членами группы. Хотя общий контроль иногда называют «более низким пороговым» стандартом, чем эффективный контроль, отсутствие первого не обязательно исключает присвоение на основании последнего. Это утверждение объясняется тем фактом, что два теста относятся к разным «контролям» — общему контролю «военных» групп и эффективному контролю отдельных лиц, неорганизованных групп и принципиально описывают разные отношения: длительный или пунктуальный контроль соответственно.

Наконец, в дополнение к ситуациям «контроля», ответственность государства может возникнуть за поведение группы, которая уполномочена законом этого государства осуществлять элементы государственной власти (например, местные правоохранительные органы), или за поведение группы, которое государство впоследствии признает и принимает как свое собственное.

 

Список литературы:

  1. "Устав Организации Объединенных Наций" (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (с изм. и доп. от 20.12.1971) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 1 - 2, 227 - 237, 401 - 404.
  2. Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, 18 октября 1907 года // Официальный сайт МККК: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/hague-convention-iv-181007.htm
  3. Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны // Официальный сайт ООН: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/geneva_civilian.shtml
  4. Акчурина А.Т. О международно-правовой ответственности государств // Science Time. 2017. №1 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-mezhdunarodno-pravovoy-otvetstvennosti-gosudarstv (дата обращения: 17.04.2022).
  5. Банис П.А. Понятие «Присвоение» в свете ответственности государств и международных межправительственных организаций за международно-противоправные деяния // Закон и право. 2019. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-prisvoenie-v-svete-otvetstvennosti-gosudarstv-i-mezhdunarodnyh-mezhpravitelstvennyh-organizatsiy-za-mezhdunarodno (дата обращения: 17.04.2022).
  6. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся жертв международных вооруженных конфликтов (с изменениями на 30 ноября 1993 года) (рус., англ.) // Женевские конвенции и дополнительные протоколы к ним, М.: 1997 год.
  7. Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (рус., англ.) // Универсальные договора. ООН, Нью-Йорк и Женева, 1994.
  8. Иншакова А.О. Юридическая ответственность из деликтных обязательств: межотраслевые интерпретации современной юридической мысли // Legal Concept. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskaya-otvetstvennost-iz-deliktnyh-obyazatelstv-mezhotraslevye-interpretatsii-sovremennoy-yuridicheskoy-mysli (дата обращения: 17.04.2022)

Оставить комментарий