Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 11(31)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Григор Я.А. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКИ ПРИ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ КОХЛЕАРНЫЕ ИМПЛАНТЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 11(31). URL: https://sibac.info/journal/student/31/111459 (дата обращения: 20.04.2024).

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКИ ПРИ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ КОХЛЕАРНЫЕ ИМПЛАНТЫ

Григор Яна Александровна

студент, кафедра общей и клинической психологии ПГНИУ,

РФ, г. Пермь

Кохлеарная имплантация (КИ) как новая сфера слухопротезирования на данный момент начинает привлекать все большее число исследователей. При этом ключевыми направлениями в изучении группы детей с кохлеарными имплантами (КИ) являются послеоперационный реабилитационный или абилитационный период, развитие когнитивной сферы, в частности формирование речи. При этом эмоциональная сфера нередко остается без внимания, несмотря на то, что эмоции представляют собой еще один важный источник коммуникации данных детей с миром, с близкими людьми, со сверстниками и составляют существенный элемент их реабилитации и социализации.

Эмоциональное развитие согласно определению Е.И. Изотовой (рис. 1) представляет собой совокупность трех взаимосвязанных компонентов:

  • аффективного (совокупность разномодальных индивидуальных переживаний ребенка);
  • когнитивного (система знаний и представлений ребенка об эмоциональной сфере человека);
  • реактивного (способы непроизвольного эмоционального реагирования и возможность произвольной регуляции эмоций).

 

Рисунок 1. Базовая трехкомпонентная модель эмоционального развития Е.И. Изотовой

 

Работа с каждым из перечисленных компонентов может происходить в рамках музыкотерапии, которая в соответствии с определением, данным Психологическим словарем, является психотерапевтическим и психокоррекционным методом, основанным на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека [2].

К тому же, подобный вариант работы в сочетании с игровой формой предоставления заданий увлекателен и интересен для детей. Однако возможно и корректно ли применение музыкотерапии и, в целом, задействования музыки при взаимодействии с детьми, имеющими нарушения слуха? При ответе на данный вопрос в первую очередь необходимо опираться на состояние и возможности ребенка, а именно на степень дефекта слуха и способ его коррекции. Одним из способов коррекции нарушения слуха может быть слуховой аппарат – электронный звукоусиливающий прибор. Но, возвращаясь к термину «кохлеарная имплантация», обозначенному ранее, следует пояснить, что этот способ слухопротезирования представляет собой операцию, в ходе которой во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва [1, с. 38]. Таким образом, кохлеарный имплант в отличие от слухового аппарата не усиливает, а воссоздает восприятие звуков.

В связи с обозначенным различием действия слухового аппарата и кохлеарного импланта возникает новый вопрос: способен ли последний полноценно воссоздавать музыку? Многими исследователями отмечается, что музыка более сложна для восприятия, нежели человеческая речь, поскольку богата множеством оттенков, сочетанием игры различных инструментов и пр. При поиске ответа на новый поставленный вопрос нам удалось обнаружить ряд зарубежных работ, направленных на изучение того, как люди с кохлеарными имплантами слышат окружающий мир. Кохлеарная имплантация, действительно, воссоздает звуковое восприятие, восполняя чувствительность волосковых клеток, однако современные технологии на данный момент не позволяют сделать это восприятие идентичным слуху здорового человека. Так, в ходе исследования, проведенного Cochlear Implant Research Laboratory (Arizona State University, 2014), было установлено, что звук, воспринимаемый людьми с помощью кохлеарного импланта (при односторонней тугоухости / глухоте) описывался ими посредством образа «как сквозь стену».

Опираясь на предложенную метафору, можно предположить, что восприятие музыки для людей с кохлеарными имплантами осложнено, но все-таки возможно. Большую роль в данной ситуации играет имеющийся у человека опыт. К примеру, в опросе, проведенном University of Southampton Auditory Implant Service, было установлено, что люди, ранее имевшие здоровый слух, ощущают существенную разницу в их восприятии музыки до и после кохлеарного импланта, в то время как пациенты, слух которых был поражен с рождения или раннего детства, нередко получают удовольствие от возможности слышать музыку. В целом, можно предположить, что составляющая опыта будет играть существенную роль в восприятии эмоционального содержания различных музыкальных композиций.

Таким образом, дети с кохлеарными импланатми, скорее всего, не будут иметь прошлого опыта взаимодействия с музыкой, и это может отражаться на их восприятии эмоционального содержания произведений. При этом стоит также отметить, что на эмоциональное восприятие музыки будет оказывать влияние и общий уровень эмоционального развития ребенка, поскольку без сформированной системы знаний о базовых эмоциях и чувствах ему будет сложно охарактеризовать то или иное музыкальное произведение. Здесь вновь можно наблюдать взаимодействие описанных ранее компонентов модели эмоционального развития Е.И. Изотовой (рис. 1). Другими словами, без понимания особенностей проявления эмоциональных состояний, ребенку будет трудно идентифицировать, описать и вербально обозначить собственные переживания.

Проблема вербализации эмоций имеет особую актуальность для детей с нарушениями слуха, т.к. вследствие имеющегося первичного дефекта у них в первую очередь нарушается речь. Глухие и слабослышащие дети большое внимание уделяют такой выразительной стороне эмоций, как мимика и пантомимика [3, с. 62]. Ведь ребенок, лишенный слуха и потому (до специального обучения) не имеющий возможности общаться с окружающими людьми посредством словесной речи, испытывает потребность в другом способе общения.

Обобщая проведенный теоретический обзор, можно подвести итог, что кохлеарная имплантация предоставляет детям большие возможности в восприятии звуков окружающего мира, в том числе и музыки. Однако вследствие имеющихся на данный момент ограничений данной операции, это слуховое восприятие не может быть приравнено к нормальному слуху и поэтому обладает своей спецификой. Помимо обозначенных особенностей, среди важных составляющих эмоционального восприятия музыки можно выделить прошлый опыт ребенка и его актуальный уровень эмоционального развития как совокупность трех взаимосвязанных компонентов: аффективного, когнитивного и реактивного.

В заключение стоит отметить практическую ценность применения музыки в работе с детьми, имеющими кохлеарные импланты. Восприятие музыки, помимо анализа ее эмоциональной составляющей, способствует активному развитию фонематического слуха ребенка, который в свою очередь влияет на развитие речи посредством детализирования некоторых сложных и схожих для восприятия фонем и др. Другими словами, включение музыки в различные способы работы с детьми оказывает благотворное влияние как на эмоциональное, так и на речевое развитие ребенка. Помимо этого, можно упомянуть слова В.А. Сухомлинского, который считал музыку средством нравственного и умственного воспитания ребенка, указывая, что «музыкальное воспитание – это воспитание человека» [4, с. 125].

 

Список литературы:

  1. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: Владос, 2001. – 190 с.
  2. Кондаков, И.М. Психологический словарь / под ред. И.М. Кондакова. – «Прайм-Еврознак», 2000. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/1111/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F (дата обращения 02.06.2018)
  3. Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников // Дефектология. – 1989. – №6. – С. 61-64.
  4. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / под ред. Е.В. Свистуновой. М.: Форум, 2016. – 192 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.