Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 11(31)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Кудров А.В. ПЕРВЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ КРАСНОЯРСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМИНАРИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 11(31). URL: https://sibac.info/journal/student/31/111315 (дата обращения: 20.04.2024).

ПЕРВЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ КРАСНОЯРСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМИНАРИИ

Кудров Алексей Васильевич

студент, кафедра истории России СФУ,

РФ, г. Красноярск

Рассмотрение вопросов преподавания и преподавательской деятельности в наше время как нельзя актуально, ведь и в XXI веке по-прежнему существуют проблемы наличия и подготовки учительских кадров, учебной программы, преподавательской деятельности в целом. Настоящие проблемы характерны и для XIX века – нехватка преподавательского состава ставило в затруднительное положение директоров учебных заведений, как нашего региона, так и других территорий Российской империи.

Тема истории учительской интеллигенции довольно актуальна среди исследователей, как на региональном, так и на общероссийском уровне. Изучению подвергаются вопросы формирования преподавательской интеллигенции, ее истории и специфике. Даже на уровне города Красноярска изучаются такие проблемы, как организация воспитательного процесса, качества подготовки педагогических кадров и т.д.

Первая в Восточной Сибири учительская семинария была основана в Иркутске в 1872 году. Через год такое же учебное заведение открылось в Красноярске, а в 1876 году уже первые семь выпускников Красноярской учительской семинарии поехали работать в самые глухие и отдаленные села и деревни Енисейской губернии. Открытая под началом Ивана Тимофеевича Савенкова семинария отвечала всем стандартам того времени: в семинарии была богатая библиотека, учебные кабинеты, мастерские, а также условия для занятия спортом и музыкой.

Как уже было отмечено выше, в Красноярске центром подготовки таких кадров во II пол. XIX века стала Красноярская учительская семинария, открывшая свои двери 4(16) ноября 1873 года.  Ее главной целью была подготовка учителей для сельских одноклассных училищ.  Сибирские образовательные учреждения, как и любые другие в данном регионе, испытывали особую нужду в квалифицированных кадрах, грамотных людях, готовых в будущем потрудиться на поприще народного образования.

Именно о таких людях, одними из первых, вступивших на путь народного просвещения в стенах учительской семинарии, пойдет речь в данной статье. В дальнейшем эти люди сыграли важную роль в развитии культуры края – их имена мы знаем в том числе по трудам исследователей, а также архивным материалам данного периода. Мы же обратимся к самым истокам – году основания семинарии и с помощью сохранившихся документов расскажем о людях, которые творили историю одного из лучших заведений подготовки учительской интеллигенции того времени.

Когда Красноярская учительская семинария еще только готовилась к открытию, на имя директора семинарии Ивана Тимофеевича Савенкова поступали одно за другим прошения с просьбами принятия на преподавательскую службу. Одно из таких прошений подписано неким Димитрием Орловым, священником и бывшим учителем Красноярского Духовного училища. Датировано оно 22 сентября (4 октября) 1873 года. Особенно интересна информация об образовании Димитрия Орлова, а также его довольно обширный послужной список. Помимо образования, включающего в себя богословские дисциплины, Орлов имел знания по психологии, логике, риторике, истории, алгебре, геометрии, физике, медицине, а также свободно владел греческим и латинским языками. Случай далеко не редкий в среде духовенства, и во II пол. XIX века данная прослойка общества оставалась одной из самых образованных. Весьма показателен пример того, что преподавателями довольно часто становились священники.

Окончив Калужскую Духовную семинарию в 1846 году, Димитрий Орлов был принят в Томскую Епархию. Также был миссионером при Алтайской духовной миссии, нес службу в Петро-Павловской церкви при Тюремном замке г. Красноярска, состоял в ревизионном духовном комитете при Енисейской епархии и т.д.

Другое прошение, датированное 13(25) сентября 1873, принадлежит священнику Красноярского Кафедрального собора Михаилу Васильевичу Солодчину, направлено на должность учителя Закона Божия. Вместе с прошением до наших дней дошли 2 прикрепленных аттестата: Тобольского уездного училища, датированного 17(29) октября 1857 года и Томского Духовного уездного училища 1(13) ноября 1860. Послужной список Солодчина также довольно обширен, а его знания, помимо уже названных выше дисциплин включают в себя знание словесности, математики и черчения, а также церковную археологию и живопись. Также Михаил Васильевич преподавал русский язык, церковный устав и нотное церковное пение в Томском Духовном уездном училище, откуда получил довольно хорошую характеристику.

Позже Михаила Солодчина за усердную службу, трудолюбие и исполнительность уже в Красноярской учительской семинарии захотят представить к ордену Святой Анны III степени, однако тот откажется, сославшись на преждевременность награждения.

Также на примере Михаила Солодчина можно рассмотреть процедуру назначения на должности учителей. Несмотря на то, что все прошения направлялись непосредственно на имя директора семинарии Ивана Тимофеевича Савенкова, требовались разрешения вышестоящих органов. К примеру, приказ о допущении к временному преподаванию и выдаче жалования Михаил Солодчин был подписан сенатором, главным инспектором училищ и генерал-губернатором на имя директора Красноярской учительской семинарии. Этим же документом, датированным 13(25) ноября 1873 года, на должность были пожалованы Назарий Красиков (история и география) и В. Россихин (черчение и рисование).

Аналогичный документ о назначении учителей Н. Красикова и В. Россихина на должности подписан главным инспектором училищ Восточной Сибири 13(25) сентября 1874 года. Так как договор заключался на временное преподавание, его необходимо было продлять каждый год. Этот указ был ответом на прошение Назария Красикова от 17(29) августа 1874 года. Впервые же будущими учителями Красиковым (также преподавателем в Красноярской гимназии) и Россихиным прошения были поданы 18(30) сентября 1873 и 7(19) октября 1873 соответственно.

Что касается священника Михаила Солодчина, то до нас также дошел документ подписи Епископа Енисейского и Красноярского Антония о том, что священник Кафедрального собора может занимать должность в Красноярской учительской семинарии. Письмо это также направлено Савенкову И.Т. 18(30) октября 1873 года.

Также, для составления картины контингента будущих преподавателей семинарии, будут интересны прошение на должность учителя церковного пения священника Красноярского Кафедрального собора Григория Коновалова от 2(14) ноября 1873 и прошение на аналогичную должность, датированное уже 5(17) июня 1875 года и подписанное студентом Иркутской семинарии Константином Орловым.

Аналогичные прошения, но уже на увольнение с должности, адресованы преподавателями Красноярской учительской гимназии Константином Орловым (16(28) июня 1875) и Назария Красикова (24 августа (5 сентября) 1875), соответственно занимающих ранее должности учителей пения и музыки, а также истории и географии. Оба преподаватели ссылаются на недостаток свободного времени, так как заняты в других учреждениях.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать несколько выводов. Один из них – довольно высокий уровень кадров на должности учителей среди учительской интеллигенции. Мы видим, что каждый из рассмотренных выше преподавателей, имеет довольно обширные знания чуть ли не по всем изучаемым в то время дисциплинам.

Также многие из преподавателей берут на себя классное руководство (тогда они назывались «классными наставниками»). Согласно «Инструкциям наставникам» помимо классных наставников существуют наставники-наблюдатели. Это были в первую очередь «ближайшие попечители и руководители вверенной им группы учеников, им принадлежит надзор и ответственность за их поведением и успехами». Однако обязанности последних ограничены только надзором за учащимися, в то время как классные наставники «преследуют интересы целого класса», а также являются еще и воспитателями.

Из вышесказанного также ясно видно, что большая доля преподавателей в рассматриваемый период начала 70-х XIX века происходила из духовенства, что, впрочем, неудивительно в то время. Подтверждают эти данные, к примеру, документы Красноярского кафедрального собора. Сравнивая уровень подготовки кадров на должность преподавателей во II половине XIX века и уже века XXI, мы уже отметили более широкий кругозор первых. Однако сравнивать в таком ключе нецелесообразно, ввиду развития как научных знаний, так и системы образования в целом. Упоминания стоит и то, что далеко не все выпускники Красноярской учительской семинарии продолжили службу по своему виду деятельности – причины этого, увы, не решены и в наше время. Учительская специальность по-прежнему не особенно увлекает молодое поколение, а тем, кто все-таки выбрали своим призванием обучение подрастающего поколения, государство не оказывает необходимой поддержки. Но это проблема уже другого характера.

 

Список литературы:

  1. Докладная записка о награждении Солодчина орденом Св.Анны III степени, 1873 г. // КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Ф.349 Оп.1 Д.1. Л.28
  2. Инструкции наставникам, 1873 г. // КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Ф.349  Оп.1 Д.7 Л.7-8
  3. Назначение Красикова и Россихина на должность, 1873 г. // КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Ф.349 Оп.1 Д.1. Л.50
  4. От Главного инспектора училищ Восточной Сибири (Иркутск) директору Красноярской учительской семинарии, 1873 г. // КГКУ «Государственный архив Красноярского края».  Ф.349 Оп.1 Д.1. Л.15-16
  5. Письмо Епископа Енисейского и Красноярского Антония о том, что священник Красноярского кафедрального собора Михаил Солодчин может занимать должность в Красноярской учительской семинарии, 1873 г. // КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Ф.349 Оп.1 Д.1. Л.43
  6. Послужной список Михаила Васильевича Солодчина, 1873 г. // КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Ф.349 Оп.1 Д.1. Л.22-25
  7. Послужной список священника Красноярской Петро-Павловской церкви при Тюремном замке, 1973 г. // КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Ф.349 Оп.1 Д.1. Л.5-6
  8. Прошение Григория Коновалова, священника Красноярского кафедрального собора на должность учителя церковного пения, 1873 г. // КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Ф.349 Оп.1 Д.1. Л.45
  9. Прошение Константина Орлова об увольнении, 1873 г. // КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Ф.349 Оп.1 Д.1. Л.55
  10. Прошение на должность учителя чистописания, черчения и рисования В. Россихина, 1873 г. // КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Ф.349 Оп.1 Д.1. Л.32
  11. Прошение от 13 сентября 1873 священника Красноярского кафедрального собора Михаила Солодчина, 1873 г. // КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Ф.349 Оп.1 Д.1. Л.8
  12. Прошение от 22 сентября 1873 года Димитрия Орлова, 1873 г. // КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Ф.349 Оп.1 Д.1. Л.4
  13. Прошение от учителя Красноярской гимназии Назария Красикова, 1873 г. // КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Ф.349 Оп.1 Д.1. Л.31
  14. Прошение студента Константина Орлова на должность учителя пения,1873 г. // КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Ф.349 Оп.1 Д.1. Л.53
  15. Прошение учителя истории и географии Назария Красикова на должность в будущем году, 1873 г. // КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Ф.349 Оп.1 Д.1. Л.30
  16. Рапорт учителя истории и географии Назария Красикова, 1873 г. // КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Ф.349 Оп.1 Д.1. Л.60
  17. Учреждение Солодчина законоучителем в Красноярской учительской семинарии, 1873 г. // КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Ф.349 Оп.1 Д.1. Л.18

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.