Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 11(31)
Рубрика журнала: Психология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7
ПОНЯТИЕ «ЧУВСТВО» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
Такое знакомое слово, как «чувство», в повседневной жизни, используется настолько широко, что трудно дать ему какое-то одно единственное определение. Так словарь Ожегова даёт пять определений к слову «чувство»: Во-первых, он относит это к шести органам чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, равновесие); Во-вторых, это нахождение человека в сознательном состоянии, когда человек воспринимает реальность. К примеру, когда человек потерял сознание, а потом пришел в себя, говорят «пришёл в чувства»; В-третьих, «чувство» как синоним любви; Четвёртое, отношение человека к кому-нибудь или чему-нибудь. Здесь и чувство собственного достоинства, как уважительное отношение к себе, и чувство ответственности или долга; И пятым пунктом, «чувство» как проявление эмоций, такие как радость, гнев и др. [5, с. 888].
Однако профессор Ильин, относит первые три определения, из словаря Ожигова, к «житейским понятиям», не имеющие под собой научного обоснования [2, с. 282]. И поэтому, чтобы не было «путаницы», он предлагает «органы чувств» называть органами ощущений, а проявление любви, относить к одному из видов чувств, но не делать его синонимом слова «чувство». Он считает, что понятие «чувство» следует рассматривать лишь как психологическое понятие, обозначающее эмоциональное, внутреннее состояние человека.
Из вышеизложенного можно прийти к выводу, что в широком понимании «чувство» — это способность человека осознавать или воспринимать окружающий его мир, как на уровне физиологии (через 6 органов чувств), так и на психологическом уровне. В узком понимании, с точки зрения психологии, чувства связаны с эмоциональным миром человека.
Однако обозначив чувства как эмоциональные отношения, Ильин Е.П. предлагает различать понятия «чувства» и «эмоции» и не воспринимать их как синонимы. Тем самым, он поднимает ещё одну острую проблему – это соотношение понятий «чувства» и «эмоции», которые нам необходимо разобрать.
В психологии, существует несколько взглядов на взаимосвязь «чувств» и «эмоций», но в основном выделяют четыре подхода:
1. Эмоции и чувства – тождественные понятия;
2. Чувство, как одно из видов эмоций;
3. Эмоции, как одно из видов чувств;
4. Чувство и эмоции – это близкие по природе, но разные по своим функциям, понятия [2, с. 283].
Исследователи, придерживающиеся первого подхода, дают и эмоциям, и чувствам одинаковое определение [1, с. 86]. Однако в этом подходе возникает проблема по причине того, что многие чувства бывают сложными на столько, что их приходится описывать несколькими эмоциями или чувствами, и это приводит к определённым трудностям и путанице. К примеру, некоторые ученые могут отнести «гнев» и к чувству (чувство гнева) и к эмоции. Однако другие исследователи, чтобы описать чувство гордости утверждают, что «гордость — это совокупность гнева и радости» [8, с. 5]. И здесь мы сталкиваемся с тем, что как минимум некоторые чувства бывают сложными (гордость, любопытство, скромность), а некоторые простыми (гнев, радость, страх). А кроме этого, «гнев», «радость», «страх» – можно назвать эмоцией, а «гордость» - это уже не просто эмоция. Данный пример, на наш взгляд показывает, что эмоция и чувство это не одно и тоже. Или как минимум, что не все чувства одинаковые по своей природе. Кроме этого, надо заметить, что исследователи, придерживающиеся данного подхода, занимаются не изучением природы чувств и эмоций как таковых, а чаще «прикладной психологией» где и используют синонимично понятия «чувства» и «эмоции».
Второй и третий подход, очень похожи между собой с той лишь разницей, что во втором подходе обобщающим понятием является «эмоции», которая объединяет в себе различные проявления человеческой психики (аффекты, эмоции, чувства), а в третьем наоборот, обобщающим понятием выступает «чувства». На наш взгляд, данные методы – это уже попытка отделить чувства от эмоций. Так к примеру, Леонтьев А.Н. (его Ильин Е.П., относит к представителям второго подхода) разделяет, «эмоциональные процессы» на «аффекты, собственно эмоции и чувства» [3, с. 29-37]. Хотя Леонтьев и называет это всё эмоциональными процессами, он показывает, что все эти процессы имеют разную природу происхождения и по-разному проявляются в жизни человека. Аффектами, Леонтьев называет «сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями» [3, с. 37]. А эмоции в отличии от аффектов «представляют собой более длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т. е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям» [3, с. 39]. Главным отличием «собственно эмоций» от аффектов, является то, что эмоции, это реакция не только на то, что происходит сейчас, но и предвосхищение того, что может случится в будущем. К примеру новость о приезде в гости лучшего друга, вызывает в человеке радость, хотя само событие ещё не произошло в данный момент. Третьим уровнем эмоциональных процессов, Леонтьев называет «чувства», которые, по его мнению, носят «Отчетливо выраженный предметный характер, и связаны с представлением или идеей о некотором объекте ― конкретном или образном» [3, с. 40]. По мнению Леонтьева, чувства более устойчивы, и могут выражаться не только к предметам, но и к социальным явлениям.
К представителям четвертого подхода, относятся такие ученые как Никандров В.В., Ильин Е.П., которые считают целесообразным «чувства» и «эмоции» кардинальным образом разделять и ни в коем случае эти понятия не смешивать. Причин, по которым это следует делать, несколько: «во-первых, потребности, которыми они вызваны; во-вторых, функции, которые они выполняют; в-третьих, физиологические механизмы, которыми они обусловлены» [6].
Если посмотреть на потребности человека по теории выдвинутой Абрахамом Маслоу, то можно заметить, что всё что сторонники четвёртого подхода относят к «чувствам» вызвано психологическими и социальными потребностями человека, а то что связано с органами чувств (ощущений) и «эмоциями» связано больше с физическими потребностями [4, с. 60-72]. Тем самым прослеживается динамика, от чувств и ощущений, связанных с физиологией, к чувствам более «возвышенным» связанных с социальным статусом и психологией личности [7, с. 545]. Рубинштейн так описывал эту динамику чувств: «Первый – это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Следующий, более высокий, уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию» [7, с. 545]. Последний уровень, Рубинштейн называет «мировоззренческими чувствами» [7, с. 545].
Исходя из этого мы видим, что и функции у ощущений, эмоций и чувств разные. Если органы чувств и эмоции сигнализируют человеку об удовлетворённости или не удовлетворённости физическими потребностями (еда, здоровье, безопасность) и помогают человеку выжить, как биологической единице. То чувства обслуживают другую сферу человеческого бытия, помогая ему выжить не как биологической единице, а состоятся и реализоваться как личность в социуме.
Что касается физиологических механизмов эмоций, Леонтьев А.Н., замечает, что эмоции в человеке проявляются через мимику лица, тем самым как бы посылается сигнал внешнему миру о том, что человек переживает в данную минуту (ярость, радость, растерянность и т.д.), чего не скажешь о чувствах [3, с. 35]. К примеру, невозможно по мимике лица сказать о человеке, что он испытывает чувство патриотизма, или чувство собственного достоинства.
Рубенштейн утверждает, что в выражениях эмоций задействовано не просто мимика, но происходят процессы «охватывающие весь организм — работу сердца и кровеносных сосудов, органов дыхания, пищеварения, желез внутренней секреции, скелетной мускулатуры и т.д.» [7, с. 527]. Все эти процессы в теле организма, по утверждению Рубинштейна можно наблюдать как не вооруженным глазом (покраснение лица от стыда, или бледность при испуге), так и замерить с помощью соответствующей аппаратурой (сфигмографа, кардиографа, пневмографа). Это говорит о том, что эмоции имеют чисто физиологическую природу, а чувства нет.
Противопоставляя эмоции чувствам, Ильин делает следующие выводы:
Эмоции - это кратковременная реакция человека на ситуацию или событие «здесь и сейчас». А чувства – это устойчивое эмоционально привязанное отношение субъекта к объекту. В качестве объектов могут выступать предметы, личности, явления, философские и религиозные или иные идеи. В отличии от аффектов и эмоций, чувства более постоянны, устойчивы, длительные. Другими словами, это не сиюминутный эмоциональный всплеск, на какое-то событие, явление или даже предмет, который чем-то впечатлил, но глубокое, личностное отношение к объекту.
Но несмотря на то, что Ильин разделяет эмоции от чувств, мы видим, что они тесно взаимосвязаны между собой. Так Ильин Е.П. пишет: «Чувство как стойкое субъективное отношение к чему-либо является эмоциональной установкой, которая, будучи актуализирована встречей с объектом чувства или воспоминанием о нем, сопровождается эмоциональным откликом той или иной силы» [2, с. 291]. Другими словами, эмоции, проявляются в чувствах, они сигнализируют о том, что индивид испытывает определённые чувства к объекту. К примеру, при встрече с человеком, с которым сложились враждебные отношения, индивид будет проявлять такие эмоции как злость, страх, желание отмстить. И наоборот, при встрече с любимым, чувство любви будет проявляться через такие эмоции как радость, вдохновение и т.д.
Подводя итог, мы можем сказать, что чувства — это стойкое личностное отношение субъекта к объекту, которое возникает путём непосредственного знакомства или взаимодействия, и проявляются через различные виды эмоций. Можно с уверенностью говорить о том, что все учёные, которые изучают данную область, приходят к выводу что эмоции и чувства — это всё же не тождественные понятия, и отличают их по различным признакам. Мы увидели, на примерах, что эмоции имеют свою природу происхождения, отличительную от чувств, но при этом сами чувства не могут проявляться вне эмоций.
Список литературы:
- Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. - Свердловск: УралГУ, 1989. - 86 с.
- Ильин Е.П. «Эмоции и чувства» - СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Московского Университета, 1971. - 40 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. 3-e изд. Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е издание, дополненное. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006. – 944 с.
- Пешкова А.Б. К вопросу о соотношении понятий «Эмоция» и «Чувство». Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики" http://www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/--gn14-01/1107-a (дата обращения 22.05.2018)
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002. – 720 с.
- Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002. – 156 с.
Оставить комментарий