Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 11(31)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Иванова А.А. САНКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 11(31). URL: https://sibac.info/journal/student/31/110823 (дата обращения: 19.01.2025).

САНКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Иванова Анна Александровна

магистрант кафедры международного и гуманитарного права СЗИУ РАНХИГС,

Россия, г. Санкт-Петербург

Аннотация. B настоящей статье автор рассматривает понятие «санкции» как меры принуждения в современном международном праве, а также различные подходы к понимаю данного понятия. Вместе с этим, в статье освещается динамично развивающаяся роль санкций как мер поддержания международного правопорядка.

Ключевые слова: международно-правовое принуждение, международная ответственность, ООН, Совет Безопасности, экономические санкции.

 

Вопрос осуществления принуждения – один из наиболее острых в науке международного права. Институт международно-правового принуждения включает в себя большое количество различных терминов и понятий. Многие из них, с точки зрения одних ученых, являются синонимами и имеют единый смысл, а по мнению иных авторов – обозначают совершенно разные явления. Такая ситуация порождает значительные разногласия. Осложняется это и тем, что однозначного определения непосредственно понятию «санкций» не дают ни Устав Организации объединенных наций (далее – Устав ООН), ни другие нормативно-правовые акты.

Доктрина международного права имеет целый ряд подходов к понимаю «санкции». Такой термин как «санкция» используется в международно-правовой науке в самых разных контекстах: «международная санкция», «международно-правовая санкция», «санкция нормы международного права», «санкционированные нормы», «международные политические санкции», «экономические санкции международного характера», «санкции международных организаций».

Проблема отсутствия однозначного подхода к пониманию термина «санкции» в международном праве, как уже отмечалось, является острой, актуальной и требующей скорейшего разрешения в связи с тем, что санкции отвечают за обеспечение международного правопорядка: эффективность соблюдения и исполнения международно-правовых актов, а также стабильность регулирования международных отношений.

Понятие санкций в науке международного права может раскрываться в широком и узком смысле. Так, в широком смысле, санкциями признаются какие бы то ни было меры воздействия на субъекта-нарушителя, включая и те, которые предпринимаются без непосредственно правонарушения, например, в ответ на недружелюбные действия государства. Такой подход нельзя назвать полностью оправданным, так в случае следования ему понятие «санкции» полностью смешивается и становится тождественным понятию международно-правовой ответственности [5].

В узком же смысле, санкции – это такие меры воздействия на субъекта, которые могут быть применены только в случае ответа на правонарушения. Причем, зачастую эти меры могут и сами быть отнесены к правонарушениям, как например, приостановка действия договора в качестве ответа на его нарушение другой стороной. Если понимать санкции в таком, узком смысле, то они представляются мерой «чистого» принуждения, которая задействуется в случаях, когда государство отказывается нести международную ответственность.

Итак, мы выяснили, что, по сути, основанием для использования международно-правовой санкции является не столько непосредственно правонарушение, так как здесь ситуация может быть решена и иными путями, а именно отказ государства-нарушителя от прекращения осуществления противоправных действий и выполнения обязанностей, составляющих международно-правовую ответственности. Стоит в данном случае отметить, что подобный отказ является новым, производным правонарушением, посягающим на основополагающие принципы ответственности и потому может служить основанием для применения к субъекту-нарушителю дополнительных мер – международно-правовых санкций.

В Уставе ООН понятие «санкции» не используется и не раскрывается. Положения главы VII Устава ООН, в свою очередь, содержит понятия «мер, не связанных с использованием вооруженных сил» – статья 41, а также «превентивные или принудительные меры» – статья 50 [1].

Аналогичным образом, понятия «санкции» не было и в тексте Статута Лиги Наций (далее – Статут). Однако, В.А. Василенко отмечает, что доклады и резолюции Лиги Наций, принимавшиеся по вопросам принудительных мер, которые были предусмотрены статьей 16 Статута для воздействия на государства, осуществляющие вооруженную агрессию, именовали такие «принудительные меры» именно санкциями. Позднее, резолюции, а также иные правовые акты органов и специализированных учреждений ООН стали использовать понятие «санкции» только для определения принудительных мер, применяемых в порядке, установленном главой VII Устава ООН. Подобные изменения, по мнению В.А. Василенко, соответствующим образом сказались на доктрине международного-права [3].

Необходимо сказать, что Устав ООН устанавливает вполне четкие рамки для того, чтобы использовать механизмы принуждения. Так, в силу запрета для государств применять силу в отношении друг друга, а также угрожать применением таковой, Устав ООН закрепляет, что в двух случаях из этого правила делается исключение. Во-первых, согласно статье 51 Устава ООН, таким случаем является самооборона. Во-вторых, в соответствии уже со статьей 41-42 Устава ООН, исключение делается для применяемых Советом Безопасности ООН (далее – Совбез ООН) принудительных мер по «поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».

Среди мер, которые может применить Совбез ООН в указанных ранее целях, можно выделить закрепленный статьей 41 Устава ООН «полный или частичный перерыв экономических отношений», что квалифицируется самим Совбезом ООН как экономические санкции. Это находит свое отражение, например, в резолюции №665(1900), принятой по ситуации в отношениях между Ираком и Кувейтом, в которой оговаривается, что принятой ранее резолюцией №661(1900) Совбез ООН применяет экономические санкции в порядке, установленном главой VII Устава ООН [4].

На современном этапе международных отношений можно однозначно говорить о том, что наблюдается очевидный рост задействования института международных санкций. Так, только в период с 1990 по 2000 годы, ООН осуществила введение режима международных санкций большее количество раз, нежели за весь предшествующий период своего существования. По мнению отдельных ученых, этот период является «десятилетием экономических санкций ООН».

Так, справедливо будет отметить, что за период существования ООН до 1989 года экономические санкции вводились Совбезом всего дважды: к Южной Родезии в 1966 году и к ЮАР в 1977 году. Начиная же с 1990 года и до сегодняшнего дня, международные санкции Совбеза ООН вводились уже порядка двух десятков раз. Вместе с тем, расширяется и перечень тех целей, которыми обуславливается введение этих мер: в него включается и отражение агрессии, и восстановление демократического режима и правительства, и защита прав человека, и прекращение ведения агрессивной войны, и борьба с финансированием террористических организаций, и поддержка мирных соглашения.

Следует сказать, что международные санкции применялись Совбезом ООН к Ираку, Ирану, Ливии и Сомали; силам УНИТА в Анголе; в отношении Руанды, Сьерра-Леоне и бывшей Югославии, включая Косово; использовались для воздействия на Гаити и Афганистан («Аль-Каида» и «Талибан»), Эритрею и Эфиопию, Либерию и Конго, а также Кот-д’Ивуар, Суда и КНДР. Среди государств, попавших по применение подобных мер за последние пять лет, можно также выделить Центральноафриканскую Республику (Резолюция №2127) и Йемен (Резолюция №2140).

То, что международные санкции, и в первую очередь экономического характера, применяются все чаще является производным эффектом целого ряда факторов. Во-первых, здесь нужно сказать о том, что за последние годы произошла существенная глобализация международных экономических процессов, что выразилось в возросшей степени взаимной интеграции различных рынков товаров, услуг и капиталов. Следствием такого углубленного взаимодействия национальных экономик большого количества государств, интернационализации финансового и производственного капитала, стала достаточно сильная, неразрывная взаимосвязь государств. Эта взаимосвязь быстро диверсифицируется связями экономического сотрудничества, каждая из которых играет значительную роль в функционировании всей экономики в целом [2].

В современном мире уровень развития экономики, а также ее устойчивость во многом определяет то, насколько стабильным является все государство в целом. Именно по этой причине, прекращение, или даже ограничение экономических отношений может иметь крайне существенные последствия, что наделяет экономические санкции действительно мощным потенциалом для оказания влияния на субъекта-нарушителя. Особенно это утверждение актуально по отношению к государствам с развивающейся экономикой.

Другим объективным фактором, который вызывает более широкое использование мер принуждения, например, в формате санкций, является создание человечеством все более и более разрушительных средств и методов ведения военных действий. Также, среди подобных факторов можно назвать и то, что за последние пару десятков лет в значительной мере изменился характер возможных угроз международному миру и безопасности.

Таким образом, принимая во внимание все обозначенное выше, можно с уверенностью говорить о том, что санкции наделяются все более значительной ролью в процессе реализации коллективной реакции международного сообщества на нарушение норм международного права, несоблюдение которых может являться как угрозой, так и прямым нарушением международного мира и безопасности.

 

Список литературы:

  1. Устав Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html (дата обращения: 21.05.2018).
  2. Бородаенко А.А. «Санкции» и «меры» в международном праве: проблема нормативного закрепления и толкования // Теория и практика. 2018. №5.
  3. Василенко В.А. Международно-правовые санкции. / В.А. Василенко. – Киев.: Вища школа, 1983. – 230 с.
  4. Кешнер М.В. Экономические санкции в современном международном праве. Монография / М.В. Кешнер. – М.: Проспект, 2015. – 184 с.
  5. Лукашук И.И. Право международной ответственности. / И.И. Лукашук. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 404 с.

Оставить комментарий