Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 11(31)

Рубрика журнала: Экономика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Иванов Г.Е. ГИБРИДНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ АВАНСОВЫХ СДЕЛОК «РОСНЕФТИ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 11(31). URL: https://sibac.info/journal/student/31/110111 (дата обращения: 04.01.2025).

ГИБРИДНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ АВАНСОВЫХ СДЕЛОК «РОСНЕФТИ»

Иванов Георгий Евгеньевич

магистрант Института экономики и менеджмента Национального исследовательского Томского государственного университета

Россия, Томск

В любое время перед коммерческой организацией вставал вопрос о методах, путях и источниках финансирования своей деятельности. Рыночная трансформация экономической системы России существенно изменила условия и принципы формирования финансовых ресурсов отечественных корпораций. В свою очередь, изменение системы финансирования бизнеса привело к появлению новых возможностей для наращивания инвестиционного потенциала, расширенного воспроизводства и обновления на инновационной основе материально-технической базы, освоения новых рынков, выпуска конкурентоспособной продукции.

Система финансирования хозяйственной деятельности представляет собой органическое единство источников денежных средств, организационно-экономических механизмов и инструментов их привлечения [8, с. 287].

Источники финансирования хозяйственной деятельности – это денежные фонды и поступления, находящиеся в распоряжении корпорации и предназначенные для приобретения необходимых активов, а также осуществления текущих затрат и выплат, возникающих в процессе взаимодействия с различными контрагентами и партнерами [5, с. 72].

По выражаемым экономическим отношениям выделяют следующие источники финансирования:

- собственные;

- заемные;

- гибридные.

Гибридное финансирование деятельности компании, в большей степени, относится к долгосрочному источнику финансирования и некоторым образом сочетает в себе черты собственного и заемного финансирования. Гибридные ценные бумаги совмещают в себе черты как долговых, так и долевых ценных бумаг, что, при правильном подходе, подходе позволяет объединить положительные черты этих видов ценных бумаг в единый гибридный инструмент [9, с. 207].

Одним из видов гибридного финансирования деятельности компании является финансирование посредством авансов. Одним из примеров такого финансирования являются авансовые сделки компании «Роснефть» с Китаем в лице компании CNFC.

В апреле 2009 года нефтяная компания «Роснефть» совместно с компанией «Транснефть» заключили трейдерский контракт на поставку сырой нефти в рамках реализации контракта с Китаем. Сам этот контракт стал следствием подписанного между Китаем и Россией договора о стратегическом партнерстве и соглашения о строительстве ответвления нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» на Китай и организацию долгосрочных поставок нефти.

«Роснефть» впоследствии подписала контракт с «Транснефтью» на поставки нефти, необходимые для обеспечения китайского кредита в размере 10 миллиардов долларов. Согласно контракту, «Роснефть» будет продавать сырье «Транснефти», которая, в свою очередь, через свои нефтепроводы будет поставлять ее в Китай, который в сделке представлен компанией CNPC.

Предполагаемый на тот момент объем поставок нефти составлял 15 миллионов тонн в год, а соглашение было рассчитано на 20 лет. Под реализацию этого проекта китайская сторона предоставила российским компаниям «Транснефть» и «Роснефть» кредит, суммарный объем которого был равен 25 миллиардам долларов США (15 для «Роснефти» и 10 для «Транснефти»). Кредиты выдавались под гарантию поставок нефти и строительства трубопровода, обеспечивающего эти бесперебойные поставки.

Экспортные поставки сырья в Китай фактически начались в 2011 году, а в 2013 условия контракта были пересмотрены. В июне 2013 года в ходе Петербургского международного экономического форума «Роснефть» и CNPC подписали новые соглашения, согласно которым за последующие 25 лет «Роснефть» должна будет поставить в Китай еще 365 миллионов тонн нефти вдобавок к предыдущим 300 миллионам.

Сумма этого контракта оценивается в 270 миллиардов долларов, а значительная часть этих средств – примерно 35 миллиардов – «Роснефть» получила авансом, который состоял из пяти траншей, полученных «Роснефтью» в период с 2013 по 2015 годы. Исходя из суммы в 270 миллиардов можно сделать вывод, что цена барреля для Китая равняется 101,3 доллара.

За эту предоплату компания должна платить так же, как и по обычному кредиту, а процентная ставка сделки равнялась шестимесячной ставке LIBOR+229 б.п. (ставка LIBOR является средневзвешенной процентной ставкой по межбанковским кредитам, предоставляемым банками, выступающими на лондонском межбанковском рынке с предложением средств в разных валютах и на сроки от одного дня до года), что составляет около 2,6 % годовых. Общая плата за аванс составила бы примерно 1,8 миллиарда долларов в год, но ввиду дробных поступлений средств от китайской стороны платежи так же дробятся в зависимости от объема поступивших средств.

Аванс от CNPC помог «Роснефти» реструктурировать гигантский долг, образовавшийся у нее в результате покупки в начале этого года ТНК-ВР за 56 млрд долларов. Часть этой сделки госкомпания оплатила своими акциями, но основную сумму – 31 млрд долларов – привлекла у синдиката глобальных банков. Ставки по этим кредитам не раскрывались, но полная стоимость самого крупного транша (12,7 млрд долларов) составила LIBOR + 2,5 %.

В балансе данное изменение будет отражаться как предоплата по договорам поставки нефти, но некоторые рейтинговые агентства – в частности, «Fitch» - рассматривают такие авансовые платежи как имеющие характеристики долга, то есть считают эти платежи, по сути, аналогичными кредиту, а согласно МСФО величина долга должна быть отражена по статье «кредиторская задолженность». Это первый аргумент, который позволяет рассматривать эту сделку как механизм гибридного финансирования.

В 2018 году китайская сторона была близка к приобретению 14,16 % акций «Роснефти» за 9,1 млрд. долларов, что стало бы еще одним шагом к «китаизации» крупнейшей российской нефтяной компании. Однако в мае 2018 года сделка сорвалась.

Согласно балансу «Роснефти» по состоянию на 31 марта 2018 года, внешняя финансовая задолженность компании составляет 3969 млрд. рублей, или 69,6 миллиардов долларов [6, с. 21].

Финансовый отчет компании, заверенный аудиторами Ernst & Young, не сообщает, какая часть этих долгов относится к китайской сделке, а какая к иным партнерам «Роснефти», поэтому попробуем посчитать «китайский долг» самостоятельно.

«Роснефть» открыла счет в Банке развития Китая, на который CNPC перечисляет оплату за поставленную нефть. С этого счета затем банк снимает суммы на погашение задолженности. Поставки нефти засчитываются по цене, которая рассчитывается на основе рыночной. Условия кредитов стандартны для соглашений Китая такого рода с развивающимися нефтедобывающими государствами. Китай заключал подобные соглашения — «кредиты в обмен на нефть» — с Анголой, Венесуэлой, Бразилией и некоторыми другими странами.

Предположим, что «Роснефть» начала погашать задолженность с 2014 года равными суммами до 2028 года — именно такие условия кредита можно вывести из отчетности более открытой «Транснефти». Тогда можно высчитать, что по состоянию на начало 2018 года компания погасила китайцам 4 млрд. долларов и оставалась должна по этому кредиту 11 миллиардов.

Еще один кредит в 2 млрд. долларов «Роснефть» привлекла от Банка развития Китая в 2013 году во время визита в Москву Си Цзиньпиня. Согласно пресс-релизу Роснефти, этот кредит также обеспечен поставками нефти. Дата погашения этого кредита — май 2029 года. Если условия этого кредиты были сходны с предыдущим, то можно предположить, что погашение этого кредита еще не началось.

 

Рисунок 1. Объемы поставок сырой нефти компанией «Роснефть» в Китай [1]

 

Следующий кредит был получен в 2013–2015 годах отдельными траншами на общую сумму 35 млрд. долларов.

«Роснефть» решила несколько «оптимизировать» свою отчетность — назвала эту задолженность «предоплатой по долгосрочным договорам поставки нефти и нефтепродуктов» и учла её отдельно от других кредитов. Возможно, такая формулировка устраивала и китайцев во избежание нарушения санкций — прямое кредитование «Роснефти» запрещено, но про предоплату никто ничего не говорил.

Так же нужно отметить, что представители «Роснефти» и на самом деле публично отказываются считать эту сумму внешней задолженностью. При этом условия этой «предоплаты» почти ничем не отличаются от условий предыдущего кредита на 15 млрд. долларов. Эти условия тоже позволяют охарактеризовать сделку как гибридное финансирование. В обоих случаях речь идет о том же самом:

- задолженность погашается физическими поставками нефти, направляемыми в адрес одной и той же китайской компании;

- цена нефти определяется на основе текущих котировок. То есть цена поставок не была зафиксирована, и факта продажи на самом деле еще не произошло — ни с точки зрения юридической, ни с точки зрения стандартов признания выручки по МСФО (международных стандартов финансовой отчетности);

- был установлен фиксированный график погашения долга. Речь не идет о том, что «Роснефть» должна каждый год поставлять определенный объем нефти, речь идет о том, что «Роснефть» должна погашать каждый год определенную сумму;

- на остаток непогашенной задолженности начисляются проценты;

- в случае неспособности «Роснефти» обслуживать долг у китайцев остаются такие же юридические права на взыскание задолженности.

То, что китайцы «согласились» принимать нефть в погашение задолженности, не делает эту задолженность менее рисковой. Если вдруг китайцы откажутся принимать нефть, её всегда можно продать на рынке — это высоколиквидный сырьевой биржевой товар, проблем со сбытом её никогда не бывает, бывают проблемы только с ценой, по которой он продается. А в этом случае риск одинаков, что с «кредитами», что и с «предоплатой».

При падении цен на нефть «Роснефти» придется увеличить объем поставок китайцам, чтобы погашать те же самые суммы денег. На факторе цены в разное время терпели убытки в условиях похожих сделок Ангола и Венесуэла, которые сейчас вынуждены отдавать значительную часть своего экспорта тем же китайцам в погашение задолженности.

В связи со всем вышесказанным можно прийти к выводу, если опираться на реалии сделки, на ее экономическую и юридическую составляющую, то авансы «Роснефти» гораздо больше имеют свойство долга, это не часть оборотного капитала, а самый настоящий кредит.

Есть и еще один крайне любопытный аспект заключается в том, что отражаемая в балансе компании валютная предоплата, в отличие от кредитов, не переоценивается в зависимости от изменения валютного курса — и это все по правилам МСФО.

Таким образом, те суммы долларов, которые «Роснефть» получила от китайцев еще в 2013 году, до сих пор висят в их балансе по тогдашнему курсу около 30 руб. за доллар. А это означает следующее:

- долговая нагрузка в балансе «Роснефти» занижена;

- выручка компании в отчетности занижена. Отгрузки китайцам по этим контрактам отражены по курсу рубля в 2013 году.

Посмотрим конкретные цифры. Согласно официальной отчетности «Роснефти» на 31 марта 2018 года остаток по строке баланса «Предоплата по долгосрочным договорам по поставке нефти и нефтепродуктов» составляет 1534 млрд. рублей. Это составляет 26,8 млрд. долларов по курсу на дату отчета — но эта сумма не соответствует реальному долгу компании перед покупателями [6, с. 22].

Попробуем пересчитать, сколько на самом деле должна сейчас «Роснефть» по предоплатам — не в отчетных рублях по курсу, а настоящих долларах.

Попытаемся выяснить это, используя данные из квартальных отчетов компании.

Таблица 1.

Поквартальный график предоплаты компании «Роснефть» (оформлено автором)

 

По подсчетам вышло, что с 2013 года что «Роснефть» получила примерно 46,2 миллиардов долларов в виде авансов от разных покупателей.  Эта сумма приблизительна, так как использовались средние курсы за квартал, а не точные курсы на дату перевода денег.

В эту сумму входят не только 35 млрд. долларов, полученные от китайцев, но и деньги, полученные от международных трейдинговых компаний Glencore, Vitol и Trafigura в 2013 году — всего около 10 миллиардов долларов. Эти суммы должны были начать погашаться в 2015 году — в тот же год, что и начало погашения китайских долгов.

В финансовом отчете погашение задолженности раскрывается только в рублях, какова же была погашенная сумма в долларах? В комментариях к отчетности её составители дают нам информацию о долларовой сумме погашений задолженности в отчетном периоде. За весь период существования задолженностей до 31 марта 2018 всего было погашено 15,7 млрд. долларов [6, с. 22].

Таким образом, реальная, юридически действительная задолженность по предоплатам компании своим контрагентам составляла на конец 2-го квартала 2017 года 30,5 (46,2 – 15,7) млрд. долларов.

По текущему курсу рубля на дату отчета это составляет эквивалент 1738 млрд. рублей.   Напомним, что «Роснефть» указала сумму 1534 млрд., фактически занизив этот долг на 204 млрд. рублей, или примерно 3,6 млрд. долларов.

Какая часть из этой задолженности относится к Китаю, а какая к нефтетрейдерам в отчете не указано, но исходя из предположения, что Китаю долг будет погашаться в течение 25 лет одинаковыми суммами (по примеру предыдущего кредита), можно предположить, что на конец первого квартала 2018 года «Роснефть» остается должна была китайцам около 30,5 млрд. долларов. Остальная сумма долга приходилась на нефтетрейдеров и прочих контрагентов.

 

Список литературы:

  1. Громов А. «Роснефтяное» ускорение российско-китайского энергетического сотрудничества [Электронный ресурс] // Нефть капитал. – Электро. Дан. – URL: https://oilcapital.ru/article/general/08-12-2017/rosneftyanoe-uskorenie-rossiysko-kitayskogo-energeticheskogo-sotrudnichestva (дата обращения 11.05.2018.)
  2. Консолидированная финансовая отчетность ПАО НК «Роснефть» 31 декабря 2016 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vankorneft.rosneft.ru/upload/site1/document_cons_report/Rosneft_FS_12m2016_RUS_signed_22.pdf (дата обращения 11.05.2018.)
  3. Консолидированная финансовая отчетность ПАО НК «Роснефть» 31 декабря 2017 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vankorneft.rosneft.ru/upload/site1/document_cons_report/Rosneft_FS_12m2017_RUS.pdf (дата обращения 16.05.2018.)
  4. Маркова Е.Г. Особенности и перспективы развития сделок финансируемого выкупа на российском рынке // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2016. - №12(294). – С. 58-62
  5. Орехов С.А. Формы и методы финансирования инвестиционных проектов // Статистика и экономика. – 2012. - №2. – С. 70-76
  6. Промежуточная сокращенная консолидированная финансовая отчетность ПАО НК «Роснефть» за три месяца, закончившихся 31 марта 2018 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vankorneft.rosneft.ru/upload/site1/document_cons_report/Rosneft_FS_1Q_2018_RUS.pdf (дата обращения 14.05.2018.)
  7. Теплова Т.В. Корпоративные финансы: учебник для бакалавров / Т.В. Теплова. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 655с.
  8. Федотова М.А. Корпоративные финансы: учебник / М.А. Федотова, М.А. Эскиндарова. – М.: Кнорус, 2018. – 480с.
  9. Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг: учебник для академического бакалавриата / Л.А. Чалдаева, А.А. Килячков. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 341с.

Оставить комментарий