Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 11(31)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Тадевосян Г.Г., Иванова-Ильичева А.М. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОСЛЕВОЕННОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ В ГОРОДАХ НИЖНЕГО ДОНА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 11(31). URL: https://sibac.info/journal/student/31/108809 (дата обращения: 22.11.2024).

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОСЛЕВОЕННОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ В ГОРОДАХ НИЖНЕГО ДОНА

Тадевосян Галина Георгиевна

магистрант кафедры Истории архитектуры и архитектурной реставрации Академия Архитектуры и Искусств ЮФУ,

РФ, г. Ростов-на-Дону

Иванова-Ильичева Анна Михайловна

канд. архитектуры, доц. кафедры Истории архитектуры и архитектурной реставрации Академия Архитектуры и Искусств ЮФУ,

РФ, г. Ростов-на-Дону

В ноябре 1945 года СНК СССР принял постановление о неотложных мероприятиях по восстановлению 15 старейших русских городов, в число которых вошел Ростов-на-Дону.

«Генплан Ростова-на-Дону был разработан мастерской Наркомхоза РСФСР под руководством академика В.Н. Семенова по договору 1934 г. с Ростовским горсоветом и в 1940 году представлен на утверждение Совнаркома РСФСР» [2, с.304].

Выполненный проект, утвержденный Совнаркомом РСФСР в 1945 году, стал основой восстановления и реконструкции города.

Уже в 1949 году на основе нового генерального плана развернулись большие реконструктивные работы. В западной части города был сооружен путепровод протяжением 287 м., соединивший железнодорожный район с центральной частью города, что значительно сказалось на транспортной пропускной способности города в лучшую сторону.

В 1949 году коллективом, в состав которого вошли: В.Н. Семенов, Я.А. Ребайн, М.И. Таракан был разработан проект центра города. Этот проект уточнял концепцию генплана, намечая конкретные градостроительные меры по реализации идеи «повернуть» центр города к реке Дон. Эта идея была заложена в схеме развития города в 1930-е годы, однако из-за войны не была реализована.

В проектах сохранилась исторически сложившаяся планировочная система города с некоторым изменением. Предусматривалось освоение «западных территорий», вывод из города вредных в санитарном отношении предприятий, которые до революции размещались в центральных районах, развитие зоны зеленых насаждений. Центральная ул. Энгельса с ее системой площадей трактовалась как основная продольная ось города. Другое основное направление - поперечное – пр. Карла Маркса. Архитектурный центр города был запроектирован как ансамбль площадей: площадь Горького с драматическим театром, площадь Кирова с университетом, библиотекой и музеем, площадь Дома Советов и, наконец, площадь перед оперным театром. Площадь Дома Советов и площадь Горького системой бульваров соединялась с набережной Дона.

Предусматривалось создание набережной в виде двух террас: нижней - по Береговой на участке от пер. Халтуринского до Нижнегородского спуска, для чего необходимо было разобрать линию железной дороги, и верхней - по улице Седова, на участке между пр. Ворошиловским и пр. Театральным. Склон берега на всем его протяжении планировалось освободить от малоценных строений и включить в композицию панорамы набережной в виде зеленого массива, над которым должна подняться многоэтажная застройка, формирующая архитектурный силуэт города.

Большое значение придавалось развитию городских скверов и парков. Расширение границ перекрестка ул. Энгельса и пр. Буденновского за счет сноса рушенных зданий, нового строительства и благоустройства скверов формирует один из центральных узлов городского центра, названый академиком В.Н. Семеновым «воротами центра Ростова», которые фланкировали здание ЦУМа и жилой дом с башней.

«По проекту архитекторов Я.А. Ребайна и В.Н. Разумовского на участке от пр. Буденновского до пр. Чехова была осуществлена реконструкция набережной, снята разрушенная в военные годы железнодорожная линия, разобраны склады, создана нижняя терраса набережной с широкими лестницами и видовыми площадками»[3, с.2].

Благоустроенную территорию на всем протяжении оградили декоративными чугунными решетками. Законченная в 1949 г., набережная стала любимым местом отдыха ростовчан.

Проект центра, хотя и не был в полном объеме осуществлен по реконструкции застройки и созданию архитектурного силуэта города, тем не менее определил характер застройки в проектных решениях последующих лет.

В 1953 г. организацией «Ростовгорпроект» был разработан проект реконструкции прибрежных районов города, в котором главное внимание было уделено панораме застройки и созданию архитектурного силуэта города со стороны Дона.

В данном проекте впервые за время после войны была поставлена задача создания символического архитектурного силуэта города и сделаны первые попытки ее решения.

Таким образом, выше приведенные примеры позволяют сделать выводы о том, что градостроительная деятельность послевоенных лет стала основой восстановления и реконструкции разрушенного города. В результате немецкой оккупации жилищный фонд Ростова-на-Дону уменьшился на 25%. Сохранившиеся здания нуждались в ремонте, обновлении систем инженерного обеспечения.

По результатам статистического учета в 1945-1947 годах было восстановлено более 46800 м2 жилой площади, в 1948 году введено в эксплуатацию 62 жилых здания.

Затем целевой задачей стало промышленное восстановление города. Работы велись по возрождению градообразующего предприятия - завода Ростсельмаш и строительства окружающей его инфраструктуры - поселка Сельмаш, школ и больниц в данном районе, клуба завода Ростсельмаш.

В послевоенный период тенденции развития советского общества способствовали усилению влияния в архитектуре неоклассической стилистики, развитию ее триумфально-парадной направленности, порой переходившей в помпезность, утверждавшую утопии социалистического общества.

Получившее наибольший размах жилищное строительство сопровождалось восстановлением и строительством общественных зданий. При этом масштаб новых зданий на центральных улицах Ростова точно соответствовал масштабному строю, заданному дореволюционными постройками А.Н. Померанцева, А.Н. Бекетова, М.М. Перетятковича. Градостроительное мастерство ростовских архитекторов в послевоенный период обеспечило композиционное единство застройки ул. Энгельса и других магистралей города.

Важной послевоенной задачей стало восстановление уничтоженного до основания комплекса зданий РИИЖТА.

Проект восстановления был разработан архитекторами Тбилисского института. Стилистика проекта, а затем и возведенного здания не соответствовала ни духу, ни формам конструктивизма, символичность и аскетизм которого уже воспринимались как нечто пережитое и несоответствующее требованиям времени.

Разработанный на планах и в соответствии с объемами прежнего конструктивистского объекта проект воплотил формы советской неоклассики 40-50 -х гг.

Таким образом, со зданием произошла метаморфоза, будучи конструктивистским в планировочном объемном решении, оно обрело неоклассические объемные фасадные формы.

Стилевая двойственность конструктивизма и неоклассики в архитектуре здания уже почти не ощущалась. Скорее она свидетельствовала о том, что в жизни зданий, как и людей, есть разные периоды и их печать, как свидетельство пережитого времени, несет облик одной из интереснейших построек Ростова-на-Дону.

После многолетнего перерыва возобновилось строительство жилого дома с башней на углу пр. Буденновского и ул.Энгельса по проекту архитекторов Г.А. Петрова и Л.Л. Эберга. По проекту Эберга напротив строится Дом книги.

Огромный объем строительных работ, выполненный в городе в послевоенные годы, дал возможность не только восстановить его жизнь и деятельность, но и обогатить облик города возведением многочисленных жилых и общественных зданий со своей архитектурой и историей.

В течение 5-й пятилетки за период с 1951 по 1955 гг., в Ростове-на-Дону планировалось построить около тысячи многоэтажных зданий, закончить реконструкцию и застройку центральных площадей: им. Ленина, Дома Советов и Театральной. Построить вторую очередь набережной, создать зеленое кольцо вокруг Ростова, парк на Зеленом острове.

Образ Ростова, созданный зодчими в 40-50-е гг., отразивший стилистику «пролетарского ампира», советской неоклассики, во многом органично слился со стилистикой дореволюционной застройки центра города. Не только неоклассика 10 -20 - х гг., но и эклектика конца XIX-начала XX века во многом опиравшаяся на ордерную архитектуру больших стилей получили в застройке послевоенного Ростова программную стилистическую поддержку. Облик центральных улиц и площадей стал достаточно целостным проявлением архитектурных форм, словно выросших в разное время из одних и тех же художественных корней.

Для послевоенного периода свойственно также парное творческое объединение ряда архитекторов. К примеру, одной из наиболее известных пар уже была представлена выше — это пара Г.А. Петров и А.В. Барулин, на основе задумок которых было восстановлено здание цирка.  Создано оно было в 1957 году на базе «коробки» бывшего театра-цирка Мошонкиных. Авторы проекта учли требования организации работы артистов, достаточно либерально расположив в здании целую зону для персонала: репетиционный зал, фойе, столовую, буфет. В центре свода цирка смонтирована колосниковая решетка, технически обслуживающая постановку различных номеров как в воздухе, так и на манеже.

Здание цирка стало одним из самых запоминающихся объектов периода 50-х годов в архитектуре города, благодаря выразительной пластике главного фасада, выходившего на Буденновский проспект. Шесть гигантских коринфских круглых колонн и две венчающие фасад прямоугольного сечения колонны несут фронтон. Его поле заполнено скульптурной группой, символизирующей начало циркового представления. Контрастная окраска. лепной декор, скульптурные украшения использования авторами для решения всех фасадов здания.

Интерьер цирка, выполненный по проекту архитектора Г.А. Петрова также в неоклассической стилистике, создает ощущение атмосферы праздничной приподнятости, что достигнуто умелым использованием ордерных форм и цветовых сочетаний стен, мебели и декора.

Из объектов, которые были восстановлены помимо Ростова, особенно можно отметить этапы восстановления объектов города Таганрога. К примеру, наиболее масштабная деятельность по восстановлению была проведена над «Дворцом культуры металлургического завода», над проектом которого трудился архитектор Г.А. Петров на протяжении 6 лет (с 1960-1966 гг.).

По прошествии двух лет, в 1968 году архитектором Петровым была проведена реконструкция и расширение здания «Дворца культуры комбайнового завода».

Также профессиональная деятельность архитекторов была реализована и при строительстве, а также восстановления жилых домов Таганрога. В 1972-1973 годах был восстановлен девятиэтажный жилой дом «Таганрогского радиотехнического института».

Таким образом, по результатам исследования мы можем прийти к ряду следующих выводов о том, сколько было условных периодов послевоенного восстановления города и какие цели при этом преследовались:

I временной период -  направлен на минимизацию последствий разрушений города. Максимальные усилия прилагались для ремонта систем инженерного обеспечения, реконструкции транспортной линии центра, реконструкции набережной, максимальное восстановление жилой площади.  Лишь в 1953 году были разработаны единичные проекты создания выразительного архитектурного силуэта города.

II временной период - направлен на восстановление промышленных зданий города, целевым из которых стал Ростсельмаш. Период бурного строительства учебных заведений: Ростовский инженерно-строительный институт, техникум и институт сельскохозяйственного машиностроения и многие другие.

III временной период – направлен на восстановление культурных зданий, центральных площадей. Целью архитектуры становится эстетическое улучшение образа города в соответствии с современными архитектурными стандартами.

Таким образом, можно сделать ряд выводов о целевой направленности каждого из периодов восстановления. Важно, что периоды сменяли друг друга сопоставимо с количеством выделяемых на восстановление зданий ресурсов.

 

Список литературы:

  1. Есаулов Г. В., Черницына В. А. - Архитектурная летопись Ростова-на-Дону. Изд. 2-е, доп. Ростов н/Д, 2002 – 348 с.;
  2. Захарьянц, Г.Н., Иноземцев Г.А., Семернин П.В. Ростов-на-Дону, Ростиздат, 1949 – 304 с.;
  3. Москаленко И.А. Седегова Л.Н. Взаимосвязь концепций послевоенного восстановления председателя Комитета по делам архитектуры А. Г. Мордвинова, академика архитектуры В. Н. Семёнова, главного архитектора города Ростова-на-Дону Я. А. Ребайна на примере послевоенного восстановления города Ростова-на-Дону // ИВД. 2013. №2 (25);
  4. Усачева Л.И. – Ростов – на- Дону в прошлом и настоящем. – Ростов-на-Дону. Донской издательский дом. 2004 – 232 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.