Поздравляем с 23 февраля!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 5(301)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Коробов Д.И. ОСНОВНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ В V В // Студенческий: электрон. научн. журн. 2025. № 5(301). URL: https://sibac.info/journal/student/301/361138 (дата обращения: 23.02.2025).

ОСНОВНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ В V В

Коробов Даниил Игоревич

студент, Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

РФ, г. Липецк

Соловьева Виктория Викторовна

научный руководитель,

д-р ист. наук, проф., Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

РФ, г. Липецк

THE MAIN INSTITUTIONS OF ATHENIAN DEMOCRACY IN THE FIFTH CENTURY

 

Daniil Korobov

student, Lipetsk branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,

Russia, Lipetsk

Victoria Solovyova

scientific supervisor, Doctor of Historical Sciences, Professor, Lipetsk branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,

Russia, Lipetsk

 

АННОТАЦИЯ

Афинская демократия V века до н.э. представляет собой уникальное явление в истории политических систем, ставшее основой для многих современных демократических институтов. В данной статье рассматриваются ключевые учреждения, обеспечивающие функционирование демократии в Афинах, такие как Экклесия, Буле, Дикастерия и другие. Анализируются их функции, структура и влияние на политическую жизнь города-государства. Также уделяется внимание взаимодействию этих институтов и их роли в обеспечении участия граждан в управлении. Статья направлена на углубление понимания механизмов древнегреческой демократии и ее значимости для последующих эпох.

ABSTRACT

Athenian democracy of the 5th century BC is a unique phenomenon in the history of political systems, which has become the basis for many modern democratic institutions. This article examines the key institutions that ensure the functioning of democracy in Athens, such as the Ecclesia, Boule, Dicastery and others. Their functions, structure and influence on the political life of the city-state are analyzed. Attention is also paid to the interaction of these institutions and their role in ensuring citizen participation in governance. The article is aimed at deepening the understanding of the mechanisms of ancient Greek democracy and its significance for subsequent epochs.

 

Ключевые слова: афинская демократия, V век до н.э., Экклесия, Буле, Дикастерия, гражданство, политические институты.

Keywords: Athenian democracy, 5th century BC, Ecclesia, Boule, Dicastery, citizenship, political institutions.

 

Афинская демократия V века до н.э. является одной из наиболее изучаемых тем в истории античного мира. Она стала образцом для многих демократических систем, существующих в современности. Основные учреждения афинской демократии не только обеспечивали функционирование политической системы, но и способствовали активному участию граждан в управлении делами города-государства. В этой статье мы подробно рассмотрим ключевые органы власти Афин, их функции и влияние на демократические процессы.

Экклесия (или Собрание) была высшим органом власти в Афинах. Она состояла из всех граждан мужского пола старше 18 лет и собиралась четыре раза в месяц на Пниксе — холме, расположенном недалеко от Акрополя. Основные функции Экклесии включали:

1) Принятие законов: Экклесия обсуждала и принимала законы, которые касались всех сфер жизни общества.

2) Определение внешней политики: Граждане могли голосовать за войны и мирные соглашения.

3) Управление финансами: Экклесия принимала решения о распределении бюджета и налогах.

Собрание предоставляло возможность каждому гражданину высказать свое мнение и повлиять на принятие решений.

Экклесия — это термин, происходящий от древнегреческого слова "ἐκκλησία", что означает "собрание" или "встреча". В контексте древнегреческого общества, особенно в Афинах, экклесия обозначала собрание граждан, которое играло ключевую роль в политической жизни города-государства. Это собрание было важным институтом прямой демократии и имело значительное влияние на принятие решений.

Состав: Экклесия состояла из всех свободных граждан Афин, имеющих право голоса. Это означало, что женщины, рабы и иностранцы не могли участвовать в экклесии. Оценки численности участников варьировались, но в разные периоды в экклесии могло собираться от нескольких сотен до нескольких тысяч граждан.

Процедура работы: Экклесия собиралась регулярно, обычно раз в месяц. Граждане собирались на площади (агоре) и обсуждали повестку дня. Для обеспечения порядка на заседаниях назначались специальные должностные лица — президенты (протас) и стражи порядка.

Буле или Совет пятисот был учреждением, которое готовило повестку дня для Экклесии. Он состоял из 500 членов, по 50 от каждого из десяти фрат (фракций) Афин. Основные функции Буле включали:

1) Подготовка законопроектов: Члены Совета разрабатывали проекты законов и представили их на рассмотрение Экклесии.

2) Контроль за администрацией: Буле следила за выполнением решений Экклесии и работой различных государственных органов.

3) Организация собраний: Совет отвечал за организацию и проведение заседаний Экклесии.

Буле играла важную роль в обеспечении стабильности и эффективности работы афинской демократии.

Судебная система в Афинах была одной из самых демократичных в древнем мире. Суды состояли из больших жюри, состоящих из граждан, которые выбирались случайным образом. Основные аспекты судебной системы включали:

1) Гражданские и уголовные дела: Суды рассматривали как гражданские споры, так и уголовные преступления.

2) Право на защиту: Каждый обвиняемый имел право защищать себя и представлять свои аргументы.

3) Присяжные: Члены жюри принимали решения о виновности или невиновности подсудимого.

Данная система обеспечивала справедливость и прозрачность судебного процесса, позволяя гражданам участвовать в правосудии.

Стратеги были военными командирами, избираемыми Экклесией. Их основная задача заключалась в планировании и проведении военных кампаний. Стратеги обладали значительной властью и влиянием, так как успехи на поле боя напрямую влияли на политическую стабильность Афин.

Ареопаг был советом старейшин, который играл роль надзорного органа. Он занимался вопросами нравственности и безопасности города, а также контролировал деятельность других органов власти. Хотя его влияние со временем уменьшилось, Ареопаг оставался важным элементом политической системы Афин.

Ареопаг — это один из самых известных и важных институтов древнегреческой демократии, который играл ключевую роль в политической системе Афин. Название "Ареопаг" происходит от холма Ареопаг, расположенного рядом с Акрополем, где собирался этот совет. Ареопаг был создан в период до установления демократии и сохранил свое значение даже после ее появления.

Ареопаг состоял из бывших архонтов (высших магистратов), которые служили в этом совете пожизненно. Это обеспечивало наличие в совете опытных и авторитетных граждан, что способствовало стабильности и мудрости принимаемых решений. В отличие от других органов власти, таких как Экклесия и Буле, где участие было открыто для всех граждан, членство в Ареопаге ограничивалось теми, кто уже занимал высокие должности.

Ареопаг выполнял несколько важных функций:

1) Надзор за моралью и нравственностью: Совет следил за соблюдением законов и общественного порядка, а также за нравственным состоянием общества. Он рассматривал дела о преступлениях, связанных с моралью, такими как убийства и кражи.

2) Контроль за другими органами власти: Ареопаг имел право проводить расследования в отношении действий других государственных органов и должностных лиц. Это позволяло предотвращать злоупотребления властью и коррупцию.

3) Судебные функции: В определенных случаях Ареопаг мог выступать в качестве суда по делам о тяжких преступлениях, таких как убийство. Это подчеркивало его роль в обеспечении правосудия.

4) Консультативная роль: Ареопаг также мог давать рекомендации Экклесии по важным вопросам государственной политики, включая внешние дела и войны.

С установлением демократии в Афинах в V веке до н.э. влияние Ареопага начало уменьшаться. Демократические реформы, проведенные такими лидерами, как Клисфен, ограничили его полномочия и передали больше власти Экклесии и Буле. Тем не менее, Ареопаг оставался важным институтом, обладающим значительным авторитетом и влиянием на общественную жизнь.

В IV веке до н.э. Ареопаг продолжал существовать, но его функции стали более символическими. Он стал представлять собой не столько реальную власть, сколько традиционный элемент афинской политической системы.

Ареопаг как институт оставил заметный след в истории политической мысли и практики. Его функции надзора и контроля за властью можно увидеть в современных демократических системах, где существуют независимые органы, следящие за соблюдением законов и прав человека.

Одним из ключевых аспектов афинской демократии было активное участие граждан в политической жизни. Граждане имели возможность влиять на принятие решений через голосование на Экклесии и участие в судах. Это создавало чувство общности и ответственности за судьбу города.

Афинская демократия V века до н.э. была уникальной системой управления, которая обеспечивала широкое участие граждан в политической жизни. Основные учреждения — Экклесия, Буле, судебная система и другие — сыграли решающую роль в формировании демократических принципов, которые продолжают оказывать влияние на современные демократические системы. Изучение этих институтов позволяет глубже понять механизмы функционирования демократии и ее историческое значение.

 

Список литературы:

  1. Моммзен, Т. (1999). *История Рима*. Москва: Издательство «Наука».
  2. Керимов, А. (2005). *Древнегреческая демократия*. Санкт-Петербург: Издательство «Летний сад».
  3. Буркхардт, Я. (2003). *Греческая культура*. Москва: Издательство «Астрель».
  4. Фуко, М. (2007). *История сексуальности*. Москва: Издательство «Культурная революция».
  5. Ханна, М. (2010). *Древняя Греция: история и культура*. Москва: Издательство «Альфа-книга».

Оставить комментарий