Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 5(301)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Сафронова З.Д., Шамрай А.В. ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И БУДУЩЕЕ МУЗЕЕВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2025. № 5(301). URL: https://sibac.info/journal/student/301/360861 (дата обращения: 24.02.2025).

ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И БУДУЩЕЕ МУЗЕЕВ

Сафронова Златислава Денисовна

студент, Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия,

РФ, г. Краснодар

Шамрай Алина Викторовна

студент, Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия,

РФ, г. Краснодар

Ладыкина Татьяна Александровна

научный руководитель,

канд. филос. наук., доц., Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия,

РФ, г. Краснодар

DIGITAL ART AND THE FUTURE OF MUSEUMS

 

Zlatislava Safronova

student, North Caucasian branch of the Russian State University of Justice,

Russia, Krasnodar

Alina Shamrai

student, North Caucasian branch of the Russian State University of Justice,

Russia, Krasnodar

Tatiana Ladykina

scientific supervisor, PhD in Philosophy, Assoc. Prof., North Caucasian branch of the Russian State University of Justice,

Russia, Krasnodar

 

АННОТАЦИЯ

Данная работа исследует влияние цифрового искусства на музеи и их адаптацию к современным технологическим условиям. В статье рассматриваются различные формы цифрового искусства, такие как цифровая живопись, 3D-моделирование и интерактивные инсталляции, которые открывают новые возможности для художников и музейных учреждений. Особое внимание уделяется примерам успешной интеграции виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) в музейные выставки, а также созданию цифровых архивов и онлайн-экспозиций, что значительно расширяет доступ к культурному наследию для широкой аудитории. Работа также анализирует вызовы, с которыми сталкиваются музеи в процессе цифровизации, и подчеркивает значимость инновационных подходов к представлению искусства и взаимодействию с публикой в условиях быстро меняющегося мира.

ABSTRACT

This work examines the impact of digital art on museums and their adaptation to modern technological conditions. The article examines various forms of digital art, such as digital painting, 3D modeling, and interactive installations, which open up new opportunities for artists and museum institutions. Special attention is paid to examples of successful integration of virtual (VR) and augmented reality (AR) into museum exhibitions, as well as the creation of digital archives and online exhibitions, which significantly expands access to cultural heritage for a wide audience. The work also analyzes the challenges that museums face in the process of digitalization and highlights the importance of innovative approaches to presenting art and interacting with the public in a rapidly changing world.

 

Ключевые слова: цифровое искусство, музеи, виртуальная реальность, дополненная реальность, цифровизация, культурное наследие, доступность искусства, интерактивные инсталляции, цифровые архивы, художественные практики.

Keywords: digital art, museums, virtual reality, augmented reality, digitalization, cultural heritage, accessibility of art, interactive installations, digital archives, artistic practices.

 

Цифровое искусство представляет собой новую форму художественного выражения, которая появилась и активно развивалась на пересечении технологий и традиционных видов искусства [3, с. С.170]. С появлением цифровых инструментов художники получили доступ к бесконечным возможностям для создания, анализа и распространения своих работ. Эта новая реальность открывает новые горизонты не только для художников, но и для музеев, которые, в свою очередь, должны адаптироваться к быстро меняющемуся миру искусства.

Музеи, как хранители культурного наследия и пространства для обмена идеями, сталкиваются с вызовами и возможностями, которые предоставляет цифровое искусство. В этом контексте данная статья исследует влияние цифрового искусства на музеи, анализируя, каким образом они могут использовать цифровые технологии для улучшения своих коллекций, привлечение новых посетителей и создания новых форм взаимодействия с общественностью.

Цифровое искусство охватывает широкий спектр практик, включая цифровую живопись, 3D-моделирование, анимацию, интерактивные инсталляции, видеоарт и многие другие формы. Оно является результатом использования цифровых технологий как основных средств для создания художественных работ. В отличие от традиционного искусства, которое часто привязано к физическим объектам и материалам, цифровое искусство может существовать в виртуальном пространстве, предоставляя художникам возможности для творчества, которые не были бы возможны в аналоговой среде.

Важно отметить, что цифровое искусство также делает акцент на доступности. Работы могут быть воссозданы, разделены и распространены по всему миру с минимальными затратами. Это создает новый контекст для понимания искусства: произведения становятся не просто объектами коллекционирования, но и инструментами для социальной интерпретации, диалога и взаимодействия.

Музеи и галереи играют важную роль в сохранении и представлении культурного наследия. Однако с развитием технологий, включая интернет и социальные сети, они оказываются под давлением адаптироваться к новым реалиям. Цифровизация стала необходимостью для современных музеев, поскольку она позволяет расширить аудиторию, улучшить доступ к коллекциям и создать новые способы представления искусства.

Одним из наиболее ярких примеров цифровизации музеев является интеграция виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) в представление коллекций. Музеи, такие как «Лувр» в Париже, уже начали использовать VR для создания виртуальных выставок, позволяющих зрителям исследовать художественные объекты в интерактивном формате [4, с. 38]. Объединяя уникальные особенности каждого произведения с высококачественной графикой, такие выставки могут вызвать более глубокое понимание искусства и истории.

Другим примером является создание цифровых архивов и онлайн-экспозиций. Музеи, такие как Британский музей, представляют свои коллекции в формате онлайн, позволяя пользователям со всего мира исследовать артефакты и произведения искусства, не выходя из дома. Это расширяет доступность и демократизирует процесс восприятия искусства, предоставляя возможность широкому кругу людей взаимодействовать с культурным наследием.

Цифровое искусство предоставляет музеям уникальные возможности, но также создает и ряд вызовов.

Возможности:

  1. Расширение аудитории и доступность. Цифровое искусство позволяет музеям обращаться к новым и разнообразным группам зрителей, включая молодежь и людей с ограниченными возможностями. Удаленные выставки и онлайн-курсы могут привлечь людей, которые ранее не имели возможности посещать физические места.
  2. Создание интерактивности. Цифровые технологии позволяют музеям создавать более интерактивные и увлекательные выставки. Использование сенсоров, интерактивных дисплеев и VR технологий может существенно повысить интерес публики и вовлеченность в процесс взаимодействия с искусством [1, с. 195].
  3. Сбор данных и аналитика. Цифровизация позволяет музеям собирать данные о посещаемости, интерактивности и предпочтениях посетителей, что может помочь в дальнейшем улучшении экспозиций и маркетинговых стратегий.
  4. Кросс-культурные и междисциплинарные проекты. Цифровое искусство может объединять художников, ученых, технологов и культурные организации, создавая новые формы сотрудничества и инноваций [2, с. 149]. Это может привести к созданию уникальных проектов, которые не ограничиваются одной дисциплиной.

Вызовы:

  1. Адаптация к технологии. Музеи должны постоянно модернизировать свои технологии и обучать сотрудников новым навыкам, что может потребовать значительных ресурсов и бюджета.
  2. Сохранение оригиналности. С увеличением доступности цифровых произведений возникает вопрос об их авторских правах и сохранении оригинальности. Музеи должны разработать новые стратегии для обеспечения защиты своих коллекций и прав художников.
  3. Переосмысление роли музейного пространства. Цифровизация требует пересмотра традиционной роли музея как физического пространства. Важно интегрировать физическое и виртуальное впечатление так, чтобы оба аспекта дополняли друг друга.
  4. Сложности с восприятием. Не все люди готовы воспринимать цифровое искусство как равноправное с традиционным. Музеи должны активно участвовать в образовательных инициативах, чтобы помочь зрителям понять и оценить значение цифрового искусства.

Будущее музеев: гибридные модели.

С учетом всех возможностей и вызовов, музеям следует рассмотреть создание гибридных моделей, которые сочетали бы как физическое, так и цифровое искусство. Гибридные модели могут включать в себя:

  1. Гибридные выставки. Сочетание физических и цифровых произведений на одной выставке может создать уникальный опыт для посетителей. Например, физические объекты могут быть дополнены цифровыми инсталляциями и VR-опытами, что обогатит восприятие произведений [5, с. 121].
  2. Исследования и инсталляции на основе данных. Использование данных и аналитики для создания новых инсталляций, основанных на предпочтениях аудитории и их взаимодействии с искусством, может привести к созданию уникальных произведений, которые резонируют с современными зрителями.
  3. Кросс-дисциплинарные программы. Объединение художников, ученых и инженеров для создания совместных проектов может привести к уникальным идеям и расходиться в новые области, такие как искусственный интеллект, биомедицинское искусство, экология и социальные науки.
  4. Образовательные платформы. Музеи могут внедрять цифровые образовательные платформы для повышения осведомленности об искусстве и истории. Эти платформы могут предлагать онлайн-курсы, вебинары и виртуальные экскурсии, основанные на их коллекциях и выставках.

Цифровое искусство является важной частью будущего, и музеи, которые стремятся оставаться актуальными, должны учитывать его воздействие. Адаптация к новым технологиям и активное участие в процессе цифровизации создают возможности для роста и развития, помогая учреждениям расширять свою аудиторию и создавать более интерактивные и вовлекающие методы представления искусства.

Будущее музеев, вероятно, станет не только физическим, но и цифровым пространством, где зрители могут взаимодействовать с искусством и культурой на новом уровне. Поскольку границы между физическим и виртуальным миром становятся все более размытыми, музеи, которые не только принимают, но и активно внедряют цифровое искусство, могут стать центрами инноваций и диалога, способствуя созданию сообществ, в которых ценятся искусство и культура в их самых разнообразных формах.

 

Список литературы:

  1. Воробьёва С. В. Будущее музеев в цифровую эпоху: как трансформировалось искусство новых медиа// «Медиа-2022: теория и практика: к 150-летию МПГУ». – 2022. – С.193-199.
  2. Коровникова Н. А. Цифровой музей: особенности и перспективы развития// Журнал «Социальные новации и социальные науки». – 2021. – С.145-154.
  3. Кузьменко Е. А., Моторина В. А. Виртуальные музеи: проблема цифровизации культурного пространства// Журнал «Знание. Понимание. Умение». – 2021. – С.169-179.
  4. Сизова И. А., Гордин В. Э. Цифровизация музеев: трудности, успехи, перспективы// Журнал «Информационное общество». – 2022. – С.35-44.
  5. Тихонов А. А. Перспективы использования блокчейн-технологий в музеях// Журнал «Фотография. Изображение. Документ». – 2021. – С.120-122.

Оставить комментарий