Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 4(300)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ОБЫЧАЙ И ЗАКОН У САЛИЧЕСКИХ ФРАНКОВ
АННОТАЦИЯ
Тема обычаев и законов у салических франков представляет собой важный аспект изучения раннесредневекового общества, его правовых норм и социальных традиций. Салические франки, как один из германских племён, играли значительную роль в формировании европейского правопорядка и государственного устройства. В основе их системы регулирования общественных отношений лежали как устные традиции, так и ранние кодифицированные нормы.
Основные аспекты, рассматриваемые в данной теме, включают:
- Кодекс салических франков: Обсуждается “Салическая правда“ - важный источник права, который фиксировал нормы, касающиеся имущественных отношений, уголовного права и семейных вопросов.
- Соотношения обычая и закона: Анализируется, как обычаи влияли на закон, а также, как закон регулирует традиционные практики, что позволяет понять динамику изменений в правовой системе.
- Роль женщин и наследования: Особое внимание уделяется вопросам наследования правопорядка и прав женщин, что иллюстрирует разнообразие правовых норм в контексте гендерного равенства и социальной структуры.
Ключевые слова: салические франки, обычное право, законы франков, аграрные обычаи, вопросы наследования, семейное право.
1. Салическая правда (Lex Salica) представляет собой одну из самых ранних кодификаций норм обычного права германских племён, в которую также включены определённые правила, установленные эдиктами франкских королей. Основная цель Салической правды заключалась в том, чтобы служить руководством для судей при разборе различных дел.
Документ отражал социальные отношения своего времени, отличавшиеся высокой степенью общинных традиций, архаичностью и казуистичностью правовых норм. Вопросы собственности и обязательств были важными аспектами. Салическая правда различает индивидуальную собственность на движимое имущество (скот, рабы, личные вещи и пр.) и недвижимость (например, виллы). Движимое имущество у франков могло свободно передаваться и наследоваться одним из членов семьи умершего или родственником.
Разделялись приусадебные участки, пахотные земли, луга и леса. Нераспаханные участки и выгоны находились в общем доступе. Пахотные земли ограждались и использовались индивидуально только для сбора урожая. За поджог и разрушение изгороди предусматривался значительный штраф. Нарушение границ пахотного поля без согласия владельца также каралось штрафом; штрафы устанавливались за проезд, за запашку и посев на чужом поле. Однако, если кто-то входил на общинный луг, это не считалось преступлением, и, в случае скашивания травы, он терял лишь сено в пользу владельца.
Конкретные суммы штрафов были предусмотрены за оскорбления, нанесение увечий, кражи и порчу имущества. При всех имущественных преступлениях, помимо штрафа, требовалось возмещать стоимость украденного и другие убытки. Смертная казнь через повешение или колесование применялась в Салической правде в основном к рабам, а к свободным — в редких случаях, например, за поджог или неявку на суд без уважительной причины.
2. Источником права в этот период являлся обычай. В период V- IX вв. на территории Франкского государства происходит запись обычаев племен в виде так называемых «варварских правд». Создаются Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманская и другие правды. В 802 г. по приказу Карла Великого были составлены правды племен, входивших в его государство, но не имевших к том времени записей обычного права.
Обычаи влияли на закон у франков следующим образом: ещё до переселения народов у салических франков и в других германских племенах действовали правовые обычаи, которые хранились в памяти старейшин — знатоков права, излагавших его на народных собраниях — тингах. Для древних германцев было характерно крайне консервативное отношение к обычаям: радикальные изменения в устоявшихся нормах не допускались.
В целях сохранения незыблемости неписаных норм поведения, а также предоставления судам руководства для рассмотрения дел вожди и короли ряда германских варварских королевств инициировали письменную фиксацию обычаев. Так появились новые источники права — записанные на народной латыни варварские правды, представлявшие собой сборники германского обычного права, в некоторых случаях с прибавлением норм из королевских актов.
3.Особенностью права франков было то, что женщина обладала собственным имуществом, приданым, которое ей предоставлялось не отцом, а мужем в качестве «брачного дара». Капитулярий І закрепляет особый правовой режим приданого. Женщина не могли дарить, ни продавать свое приданое. После ее смерти оно шло детям. В случае повторного брака часть приданого вдовы передавалась ближайшим родственникам мужа, при их отсутствии в казну. Салическая правда ничего не говорит о разводе, хотя обычное право германцев допускало свободу развода, не требуя формальных оснований. Наследование у франков осуществлялось по закону и по завещанию.
При наследовании по закону в отношении родовых поместий и благоприобретённых недвижимостей, а также движимых имуществ ближайшими наследниками умершего были его дети и нисходящие (внуки, правнуки). При отсутствии их наследование производилось в зависимости от степени родства (по линиям):
Первая степень родства — нисходящие (дети, внуки).
Вторая степень родства — восходящие (отец и мать умершего и их нисходящие).
Третья степень родства (дед и бабка умершего и их нисходящие). Ближайшая степень родства исключала последующую. Если ближайшую степень составляло несколько родственников, они наследовали в равных долях.
Наследование по завещанию осуществлялось путём дарения (аффатомии). Собственник передавал своё имущество или часть его какому-либо доверенному лицу, которое не приходилось ему родственником, с обязанностью последнего через год после смерти собственника передать имущество назначенным наследникам.
Особый порядок наследования существовал применительно к феодам, которые наследовались по принципу майората (они переходили во владение старшего в семье).
Список литературы:
- Вологдин А.А. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ДО XVI ВЕКА – 167-176 с.
Оставить комментарий