Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 10(30)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Мошонкин А.Д. ИНСТИТУТ СУДЕБНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 10(30). URL: https://sibac.info/journal/student/30/108190 (дата обращения: 26.04.2024).

ИНСТИТУТ СУДЕБНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Мошонкин Александр Дмитриевич

магистрант, кафедра государственно-правовых дисциплин ПФ РГУП,

РФ,  г. Нижний Новгород

В данной работе рассматривается ретроспективный аспект института судебного представительства. Важно отметить, что данный институт начал свое формирование много веков назад и продолжает функционировать и видоизменяться в соответствии с актуальными запросами правовой системы общества, в котором он функционирует.

Основной идеологической составляющей, являющейся неотъемлемым теоретическим принципом судебного представительств, было и остается желание представителя оказать максимальное полезное содействие своему доверителю. Так, например, Иов, описывая свое ремесло, отмечал, что самое большое наслаждения он получал именно от чувства выполненного долга, защитив интересы слабого [1, с. 4].

В период возникновения государственности судебное представительство не было распространено. Основным принципом в тот временной промежуток было личное участие стороны в споре. Объясняется это тем, что для установления справедливости использовались крайне примитивные методы, а именно, «испытание огнем, судебный поединок», предполагавшие обязательное личное участие стороны.

Кроме указанного выше, подтверждением неразвитости института является отсутствие не то, что правового регулирования, но и упоминания о нем в «Русской правде (XI век) [2, с. 85].

В связи с развитием правовой системы общества, усложнением юридических конструкций правоотношений и прогрессов в области законодательства, малограмотному человеку было крайне сложно разобраться в тонкостях юридического ремесла. Возрастал спрос на лиц, которые могли «растолковать» сложные предложения закона, тогда и начали появляться первые заступники и знатоки закона.

Первое нормативное упоминание о судебном представительстве отмечается в XV веке в Псковской судной грамоте (1467 год), которая вводит понятие «пособник». Иметь «пособника» имели право лишь некоторые категории граждан (малолетние, женщины, инвалиды и т.п.). Смотря через призму времени, кажется странным введение ценза не для представителей, а именно для доверителей. Более того, иметь «пособников» другим категориям лиц строго запрещалось. За нарушения данного положения можно было получить физическое наказание и денежный штраф [3, с. 5].

Новгородская судная грамота устанавливала, что услугами представителя мог воспользоваться абсолютно любой желающий.

Судебное представительство также закреплялось в Судебниках 1497 и 1550 годов, в которых упоминалось о том, что сторона по делу может иметь в качестве представителя «стряпчих» или «порутчика».

Соборное уложение 1649 года устанавливало, что сторона по делу может иметь представителя, если истец или ответчик не может лично участвовать в заседании из-за болезни.

Институт представительства до главной судебной реформы 1864 года был крайне ограничен. Деятельность дореформенных судебных представителей выражалась в составлении процессуальных документов, подаче их в суд, участие в судебных процессах.

Правовое регулирование данного института отсутствовало до 1832 года. В указанный год были определены основные требования к кандидатам на пост судебного представителя, а также установлен порядок деятельности. Важно отметить, что указанная регламентация затронула лишь институт судебных стряпчих, который функционировал при коммерческих судах [4, с. 55].

Важную роль в развитии судебного представительства сыграла указанная выше судебная реформа, создавшая судебный процесс по европейской модели. С момента судебного реформирования 1864 года возникает профессиональное общество адвокатов, а также происходит градация судебных представителей, которая используется и в настоящий момент, а именно появляются «присяжные поверенные», которые могли выступать представителями по любой категории судебных дел,  и «частные поверенные», которые не могли участвовать в уголовных делах [5, с. 44].

Институт «частных поверенных» имел низкую профессиональную оценку, в связи с тем, что он не имел профессионального корпоративного устройства. Их деятельность регулировалась «Правилами о лицах, имеющих право быть поверенными по судебным делам», которые были приняты 25 мая 1874 г. Данный нормативно-правовой акт определил, что в судах могут выступать в качестве поверенных только лица, которые получили соответствующие свидетельство. Для получения соответствующего свидетельство нужно было выступить с ходатайством к суду, а также предоставить перечень необходимых документов. При принятии решения суд осуществлял проверку правовых навыков претендентов.

Если суд принимал решение о выдачи свидетельства, лицо, получившие свидетельство, обязано было осуществлять ежегодный платеж. Интересен тот факт, что стоимость платежа определялась исходя из уровня судебной инстанции, в которой мог участвовать поверенный. Так, например, за участие в судебных делах в мировых судах стоимость платежа соответствовало 40 рублям, а в окружном суде – 70 рублей в год.

Принятые нормативно-правовых акты в области судебного представительства хотя и оказали положительное влияние, но не смогли достигнуть эффективного регулирования рынка юридических услуг. В 1912 году появляются нормы, предусматривающие ответственность для стряпчих, которые недобросовестно осуществляли свою деятельность [6, с. 55].

В начале XX века российская власть продолжила политику отрицательного отношения к институту судебных представителей. Против принципиальных адвокатов фальсифицировались судебные дела, средства массовой информации искажали информацию и разрушали авторитет судебных представителей, однако, профессиональное объединение судебных представителей существовало и функционировало до 1917 года.

На основании выше указанного, автор делает следующие выводы:

1. Институт судебного представительства прошел большой путь формирования и развития на протяжении всего исторического пути России. Значимость данного базового, по мнению автора, правового явления была обозначена природной необходимостью и постоянно повышающимся запросом общества на качественные юридические услуги. С развитием правовой системы общества пропорционально развивался и сам институт судебного представительства.

1. Использование судебного представителя на ранних стадиях формирования соответствующего института было  возможно лишь по уважительной причине. В будущем право пользоваться услугами представителя в суде было даровано каждому желающему Указом Петра I от 1723 г. «О форме суда» [7, с. 5].

2. Основной проблемой судебного представительства дореформенного времени являлось отсутствие грамотных юридических цензов для судебных представителей и отсутствие сформированного профессионального общества. Поверенными не могли стать монахи и монахини, чиновники, люди, лишенные по суду всех прав, состояния или сосланные в Сибирь.

 

Список литературы:

  1. Васьковский Е.В. Организация адвокатуры. Ч. I. Очерк всеобщей истории адвокатуры. 1893. VIII. Ч. II.  Исследование принципов организации адвокатуры. 1893. – 4 с.
  2. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Изд. 6-е.  СПб., Киев, 1909. –  85 с.
  3. Геваргиз А.А. К вопросу об истории судебного представительства в России // Бизнес в законе. 2008. N 3. 5 с.
  4. Кучерена Л.Г. Адвокатура.  М., 2004 — С.55.
  5. Зайцева И.И.  Адвокатура в России: дис. канд. юр. н.  Екатеринбург. 2003. – 44 с .
  6. Исаев М.М. Подпольная адвокатура.  М., 1924. –55 с.
  7. Перепелкина Н.В., Кусков А.С.  Эволюция и правовая сущность представительства в гражданском праве и процессе // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 9. С. 5.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.