Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 2(298)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК БАЗОВЫЕ В СИСТЕМЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ
CONSTITUTIONAL AND LEGAL RELATIONS AS BASIC IN THE SYSTEM OF LEGAL RELATIONS
Anna Khashagulgova
master's student, Faculty of Law, Ingush State University,
Russia, Magas
Lilia Gandarova
scientific supervisor, Candidate of Law, Associate Professor, Ingush State University,
Russia, Magas
АННОТАЦИЯ
Автором исследованы вопросы места конституционно-правовых отношений в системе правоотношений в целом, обоснована их приоритетное место среди таковых. Показана перспектива их развития в связи с изменениями текущего российского конституционного законодательства.
ABSTRACT
The author examines the issues of the place of constitutional and legal relations in the system of legal relations as a whole, justifies their priority place among those. The perspective of their development in connection with changes in the current Russian constitutional legislation is shown.
Ключевые слова: конституционное законодательство; конституционно-правовые отношения; конституционно-правовые нормы; совершенствование конституционно-правовых отношений; органы государственной власти.
Keywords: constitutional legislation; constitutional and legal relations; constitutional and legal norms; improvement of constitutional and legal relations; public authorities.
Текущее конституционное законодательство есть комплексная система нормативных правовых актов, которые в её составе являются базовыми структурными элементами конституционно-правовых отношений. Говоря о содержании, таковые считаются фундаментальной основой для существующей российской системы права.
В общей системе отраслевых правоотношений принято особо относится к конституционным правоотношениям, из-того, что такие правоотношения возникают по наиболее важным общественным отношениям.
По своему содержанию источниками конституционного права признаются юридические акты, с помощью которых придается юридическая сила конституционно-правовым нормам. В совокупности источников конституционного права, как правило, выделяются федеральные правовые акты, плюс акты, со сферой распространения на территории лишь одного соответствующего субъекта России, а также территории, где функционирует муниципальное управление.
В связи с этим, исследователь Л.Б. Ескина усмотрела среди причин, обусловливающих специфику действующих конституционных правоотношений, например:
- национальный фактор;
- расширение конституционных институтов возможностями государственных органов;
- имеющееся несоответствие дополнительных конституционных институтов фактическому состоянию гражданского общества, законным интересами и видениям большей части населения;
- формальность действий действующих демократических институтов;
- усиленный властный контроль за реальными социальными процессами в обществе;
- игнорирование позитивной ценности преемственности в конституционном развитии страны среди некоторой части политической элиты [6, с. 29].
Можно говорить о таком явлении, что некоторые действующие законы федерального значения (федеральные конституционные и федеральные) были подготовлены с учетом их европейских аналогов. Например, ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [2] разработан на опыте правового регулирования шведского омбудсмена, а проект ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» [4] с учетом положительного действия документа о формировании и деятельности Социального и Экономического Совета Франции и Общественного совета Греции.
Источники конституционного права будем оценивать в широком смысле, то есть имея в виду нормы по поводу отношений органов власти, общества и государства в целом.
Как известно, теория конституционных правоотношений позволяет выделить конкретные пределы их правового регулирования, более того, не останавливаясь на вопросах, предусмотренных в содержании Конституции РФ. Такая позиция помогает возвысить до высшего значения возникающие на практике вопросы, что в силу совершенствования общественных отношений имеют большую роль в стране.
Частым препятствием на пути должного взаимодействия государственно-правовых структур считается наличие пробелов и коллизий в источниках конституционного права. В частности, в системе отечественного законодательства ещё нет должные федеральные конституционные и федеральные законы, нужные для установления соответствующего статуса и полномочий части государственных органов, некоторых государственно- правовых институтов, а также конкретизировать правовые формы и методы законодательного взаимодействия между таковыми.
Дальнейшее улучшение конституционно-правового регламентирования форм и методов взаимодействия в системе органов государственной власти России, вызванное существенным изменением взаимосвязей и взаимного влияния ее структурных частей, образуют серьезную проблемную ситуацию в государственном строительстве страны, и, разумеется, из-за этой актуальной задачи для российской науки как конституционное право.
Здесь отметим, что также заметно изменилось сочетание полномочий федерального законодательного органа и органов субъектов Федерации по предметам совместного ведения (они перечислены в окончательном виде в статье 72-й Основного закона), то есть от рамочного федерального законодательства и быстрого субъектового законодательства.
Поэтому, с таким подходом к правовому регулированию властных полномочий, отводится совершенно незначительная роль чисто законодательному регулированию самих субъектов, то есть так называемой остаточной компетенции [1, ст. 73].
Немало изменений коснулось в части федеральной Конституции и текущего законодательства. В данной сфере непременно просматриваются существенные преобразования под активным влиянием политической ситуации. Например, в 1993-2007-е годы отличались неизменностью норм Конституции России в части поправок (дополнений, исключений), а после того времени по факту пять раз вносились поправки в действующую Конституцию, а именно в 2008, 2014 и 2020 годах. Более того, последние поправки отличились количественно и фундаментально, внося 206 изменений в главы 3-8.
Современное конституционное законодательство формировалось с 1988 года с началом построения правового и реального демократического государства в России. Фактическое значение таковое приобрело с принятием нынешней Конституции РФ. Поэтому считается, что с того времени развитие конституционного законодательства проходило по предписаниям принятой совершенно новой для России Конституции [5, с. 51].
Как известно, в действующую Конституцию страны вносились поправки в части изменений формирования палат Федерального Собрания, института президента страны, высших инстанций российской судебной системы (слияние Верховного Суда и ВАС РФ) [3].
Очевидно, что формирование конституционного законодательства однозначно влияет на конституционно-правовые отношения.
Таким образом, мы ещё раз отметим, что конституционно-правовые вопросы взаимодействия в системе органов государственной власти есть конкретно установленная система конституционных норм, закрепляющих базовые элементы правового регламентирования государственно-властных полномочий по выполнении федеральных функций, наличие чего поддерживает сбалансированность и постоянство органов государственной власти в целом.
Вопросы совершенствования содержания федерализма в России порождают новые конституционно-правовые отношения, что, в свою очередь, непосредственно на состояние правосознания у чиновников и россиян. Поэтому обновляются нормы права, правила которых содействуют действию принципов федерализма, совершенствовании федеративных отношений, другими совами происходит взаимодействие всех правовых явлений.
Применение информационных технологий в правотворческом процессе и в правоприменительной практике в настоящее время существенно. Можно говорить и о зарождении новых отраслей в российском праве как информационное право, о значительном влиянии информационных технологий практически на функционирующие правовые отрасли, и не исключение ведущая отрасль отечественного права - конституционное право Российской Федерации.
В виду этого, возможно появление пробелов в законодательстве, которые нужно разрешить нормативно. Такую негативную тенденцию законодателю нежелательно допускать, с учетом того, что конституционное право, как основная отрасль российского права касается важных общественно-политических отношений и считается ведущей отраслью для остальных профильных отраслей права.
Мы полагаем, что в основу отношений по важным вопросам стратегии и тактики политики высших государственных органов нужно положить определенные взгляды высшего должностного лица в стране, то есть главы государства, самой Российской Федерации, политических партий парламентского большинства (сейчас в Госдуме таковых пять: ЕР, КПРФ, ЛДПР, СР, «Новые люди»), характеризующие их политические взгляды и обозначающие конкретные идеологические направления.
Разумеется, такие идеи и государственные стратегии будут основываться на конституционных нормах, в том числе внесенных в 2020 году поправок, и с последующим включением в программные цели, как результат воплотиться в целенаправленной профессиональной деятельности.
Следует отметить, что в отмеченное время исследования искомых конституционных правоотношений выделялись некоторыми особенностями.
Спецификой предмета конституционного права является присутствие в таковом совершенных неповторяющихся конституционно-правовых ситуаций. Мы имеем в виду видовое многообразие субъектов Федерации (в настоящее время их шесть, статья 65 Конституции) с некоторыми особенностями их конституционного статуса, среди них сложносоставные субъекты (некоторые субъекты с входящими в их состав автономными округами (сейчас их осталось 4), федеральные округа (согласно указу Президента России, их восемь в настоящее время), так называемое обнуление полномочий президентских сроков и некоторые иные формы.
Бесспорно, имеющиеся такие явления есть характерные свойства исключительности предмета российского конституционного права и показатель специфического конституционного развития современной России.
Выявленные аспекты исследуемого вопроса показывают, что современные конституционные правоотношения на самом деле должным образом не исследованы конституционно-правовой наукой.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 5.10. 2022 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 6 октября 2022 г. (дата обр. 9.12. 2024 г.).
- Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 29.05. 2023 г.) // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
- О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации»: федеральный конституционный закон от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ // СЗ РФ. 2014. № 23. Ст. 2821.
- Об общественной палате Российской Федерации: федеральный закон от 4 мая 2005 г. № 414-32 (в ред. от 13.06. 2023 г.) // СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.
- Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс (учебное пособие в двух томах; издание седьмое, перераб. и доп.). М.: «Норма: ИНФРА-М», 2021.
- Ескина Л.Б. Особенности развития конституционных отношений в России // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 3. С. 12-17.
Оставить комментарий