Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(297)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11
ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛЖНОСТЯМ
GENERAL AND SPECIAL REQUIREMENTS FOR GOVERNMENT POSITIONS
Elsa Mogushkova
master's student, Faculty of Law, Ingush State University,
Russia, Magas
Mukharbek Dikazhev
scientific supervisor, Doctor of Law. Doctor of Sciences, Professor, Ingush State University,
Russia, Magas
АННОТАЦИЯ
В статье подробно рассмотрены законодательные критерии для занятия государственных должностей в Российской Федерации и субъектах Федерации. Автором при этом приводятся конкретные примеры разных ветвей государственной власти России. Обосновано предложение о целесообразности принятия единого федерального закона, в котором будут закреплены универсальные требования к занятию государственных должностей федерального и регионального уровней публичной власти.
ABSTRACT
The article discusses in detail the legislative criteria for holding public office in the Russian Federation and the subjects of the Federation. The author provides specific examples of different branches of government in Russia. The proposal on the expediency of adopting a single federal law, which will establish universal requirements for holding public positions at the federal and regional levels of public authority, is substantiated.
Ключевые слова: государственная должность Российской Федерации; государственная должность субъекта Российской Федерации; требования к кандидатам для замещения государственных должностей; конкурсный отбор.
Keywords: public office of the Russian Federation; public office of the subject of the Russian Federation; requirements for candidates to fill public positions; competitive selection.
Система государственных должностей введена соответствующими указами Президента России «О государственных должностях Российской Федерации» [6] и «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» [7]. Одновременно с этим, характеристика правовых статусов государственных должностей представлена разными основаниями и вводятся автономными законодательными актами.
Как считал авторитетный ученый, профессор Д.Н. Бахрах, государственная должность выделяется присущими только для неё признаками, будучи органической частью действующей структуры государственного органа. При этом обязательно имеет специфическое содержание в виде совокупности прав и обязанностей по реализации государственных полномочий, делегированных конкретному лицу; непременно вносится в действующий Реестр государственных должностей [8, с. 8].
Искомая категория не приведена в отечественных законодательных актах о видах государственной службы. В реальности некоторые ученые считают целесообразным говорить о понятии должностное лицо в узком и широком понимании и предлагают обоснование предлагаемого подхода с учетом существующих теорий в части должностного лица. Например, должностное лицо предлагают в узком смысле этого термина, в качестве субъекта преступления или как субъект административного противоправного деяния, а именно при рассмотрении вопросов привлечения к административной ответственности за правонарушения, связанные с прохождением государственной службы [8, с. 210; 9, с. 17].
Выделяется в теории требования к лицам, замещающим государственные должности, с учетом принадлежности к конкретной структуре ветви государственной власти, а также её уровню. К примеру, базовые критерии, для кандидатов на занятие должности федерального судьи, одновременно с универсальными как гражданство, отсутствие противопоказаний здоровья, обязательны ещё дополнительные, то есть в части минимального и предельного возраста, наличие должного профессионального образования, минимальный стаж работы по юридической профессии, отсутствие какой-либо судимости и некоторые другие как, например, не принадлежность к политической партии, отсутствие иностранного гражданства. Более того, специфика рассмотрения россиянина как кандидата на должность федерального судьи проявляется в обязательности сдачи профессионального квалификационного экзамена [6].
Государственная служба как специфический вид трудовой деятельности осуществляется немалым числом работников, замещающих учрежденные должности. При этом их осуществление содействует внедрению в повседневную жизнедеятельность важных задач властных органов, включенных в самостоятельные реестры [8, с. 49].
Действующие критерии для замещения государственных должностей в структуре законодательной и исполнительной власти характеризуются вариативным подходом. Так, такая государственная должность как чрезвычайный и полномочный посол России требует соблюдение конкретных требований к уроню профессионального образования и состояния здоровья россиянина, дополнительно к его деловым и нравственным качествам [8]. Наряду с этим, закон не раскрывает содержания названных понятий, присутствие которых считается необходимым для реализации компетенций по предполагаемой должности.
Другой пример. Критерии для лиц, претендующим для занятие государственных должностей как членов федерального Правительства в соответствии со статьями 9 и 10 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [2], касаются в части гражданства и ограничений (запретов), большинстве своем имущественного содержания.
Действуют законодательные требования и ограничения в части государственных должностей в иных федеральных органах исполнительной власти и региональных органах исполнительной власти (в том числе Республики Ингушетия). Здесь мы выделим, что структуре федеральных органов исполнительной власти и региональных органах исполнительной власти критерии к деловым и личным характеристикам кандидатов на занятие государственных должностей законодательно конкретно не установлены.
Анализ профильного Закона о статусе сенатора Российской Федерации [3] показывает неоднозначные критерии для кандидатов при назначении сенатора Российской Федерации (от Республики Ингушетия их двое: от Главы республики и Народного Собрания республики).
Так, согласно ст. 2 ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [6] одним требованием к претенденту на высокую государственную должность считается безупречная репутация, при этом, содержание данной категории в Законе нет.
Касательно депутатов Государственной Думы, базовые требования к претендентам быть депутатами федерального уровня, приведены в ст. 4 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [4], учитывают ограничения в части иностранного гражданства, наличие судимости за тяжкие и особо тяжкие уголовные деяния, неснятой или непогашенной судимости за ранее совершенные кандидатом уголовные деяния.
Таким образом, в отечественном законодательстве конкретные универсальные критерии для возможных претендентов для занятия федеральных и субъектовых государственных должностей не установлены.
Стоит отметить, что универсальные ограничения и запреты, по отношению к лицам, занимающих государственные должности и по отношению к лицам, занимающих должности любых видов государственной службы (таковых три вида), предусмотрены нормами ФЗ «О противодействии коррупции» [5]. В большинстве своем такие носят в имущественный (материальный и финансовый) характер и, разумеется, не содержат критерии личностного и профессионального качеств претендентов на предполагаемые государственные должности и должности государственной службы всех без исключения её видов.
Многое сделал в вопросе нашей темы исследования В.В. Черепанов. Ученый обосновал объективным уход от действовавшей в советское время системы комплектования кадрового состава государственных органов из числа партийной номенклатуры и позитивной практику организации властного управления в настоящее время способ конкурсного назначения на должности государственной службы, с использованием обязательно испытательного срока и непременного принятия индивидуально принятым на службу работника. Как известно, присяга как официальное требование применялось в России ещё в дореволюционный период [10, с. 63].
На наш взгляд, наличие конкурсных отборов, целесообразных для установления уровня профессиональной подготовки претендента на занятие государственной должности, будет сопровождаться введением испытательного срока для лиц, в первый раз принимаемых на государственные должности и не без должного стажа работы на должностях государственной (муниципальной) службы и обязательной официальной присяги. Более того, правила профессионализма, компетенции и дисциплинарной ответственности надо учесть в части правового регулирования вопросов для занятия государственных должностей во всех структурах органов государственной власти.
В виду этого можно говорить, что отсутствие одинаковых критериев к претендентам на государственные должности влияет в общем на формирование должной системы государственного управления в нашей стране и не позволяет обеспечить реализацию фундаментальных конституционно-правовых ценностей, заложенных в статье 32 Основного закона [1].
Поэтому видится целесообразным для совершенствования системы функционирования государственных должностей принять специальный Закон РФ под условным названием «О государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации». В случае принятия такого федерального закона следует системно рассмотреть актуальный вопрос об учреждении одинаковых критериев к кандидатам для замещения государственных должностей, а также установить универсальный правовой статус претендентов.
Нужно отметить, что реализуемые государственными органами профессиональные задачи и обеспечиваемые ими служебные функции во всех сферах государственного строительства, напрямую влияют на структуру и суть правового статуса лиц, занимающих государственные должности во властных структурах.
В правовой науке категория «должность» оценивается как служебное место, созданное для исполнения закрепленных профессиональных обязанностей и соответствующей ответственностью, или как установленная социальная роль, которая выполняется человеком в государственных, общественных, частных организациях и учреждениях [10, с. 67].
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 5.10. 2022 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 6 октября 2022 г. (дата обр. 9.12. 2024 г.).
- О Правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ 2020 г. // СЗ РФ. № 45. Ст. 7061.
- О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ (в ред. от 13.07. 2024 г.) // СЗ РФ. 1994 г. № 2. Ст. 74.
- О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ (в ред. от 8.08. 2024 г.) // СЗ РФ. 2014 г. № 8 ст. 740.
- О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (в ред. от 8. 12. 2024 г. 2008 г. // СЗ РФ. № 52 (часть 1). Ст. 6228.
- О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 439-ФЗ (в ред. от 13.07. 2024 г.) // СЗ РФ. 2020 г. № 52 (часть 1). Ст. 8585.
- О государственных должностях Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2024 г. № 97 2024 г. // СЗ РФ. 2024. № 47. Ст. 7101.
- Об утверждении перечня типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации: от 14 ноября 2024 г. № 975 // СЗ РФ. 2024 г. № 47. Ст. 7102.
- Бахрах Д.Н. Административное право России [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Юриспруденция / Д. Н. Бахрах. 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Эксмо, 2011.
- Черепанов В.В. Мы, многонациональный российский народ…// Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 5 (126).
Оставить комментарий