Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(297)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11
К ВОПРОСУ О САТИРИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ РАССКАЗА М. ЗОЩЕНКО «ГАЛОША»
Творчество Михаила Зощенко относится к сатирической прозе русской литературы первой половины ХХ века. В его творчестве отразились реалии повседневной жизни и социальных проблем 1920–1930-х годов. Проблематика небольших рассказов М. Зощенко посвящена повседневной жизни людей, сталкивавшихся с бюрократией, абсурдом советской системы и мелкими, но часто нелепыми конфликтами, в которые они попадали. Его произведения, такие как рассказы “Галоша” и “Аристократка”, выделяются ироничным и гротескным стилем, где персонажи пытаются выжить в новом социальном порядке.
Причина, по которой Зощенко выбрал такой стиль, кроется в его личных наблюдениях за обществом. Он видел, как советская власть обещала светлое будущее, но обычные люди сталкивались с бедностью, непониманием и социальными конфликтами. В своих рассказах он использовал иронию, чтобы высмеять противоречия новой системы.
Однако критика системы не осталась незамеченной, и в 1946 году Зощенко попал под жесткую цензуру и был исключен из Союза писателей. Впоследствии его творчество подверглось гонениям, и многие его работы оказались под запретом. Тем не менее, его рассказы до сих пор остаются важным культурным наследием и примером тонкой сатиры на жизнь в советскую эпоху.
Рассказ Михаила Зощенко “Галоша” был написан в начале 1930-х годов, в период, когда в Советском Союзе активно развивалась литературная сатира. Это время характеризовалось жесткой цензурой и необходимостью соблюдения идеологических норм. Однако Зощенко, несмотря на требования власти, продолжал использовать иронию и гротеск для критики социальных реалий.
Так, например, в рассказе “Галоша” повествуется о мужчине, который теряет свою галошу в общественном транспорте и сталкивается с целой цепочкой абсурдных ситуаций, пытаясь её вернуть. Герой, невольно попавший в бюрократическую машину, сталкивается с бессмысленностью административных процедур, что вызывает у него чувство беспомощности и раздражения. Образ главного героя представлен типичным советским гражданином, который не может противостоять системе, управляемой бюрократами и абсурдными правилами. Он — представитель народа, сталкивающийся с непониманием и бездушием органов власти, что показывает общую картину того времени. В этом контексте Зощенко, используя комический эффект, демонстрирует разницу между идеализированным образом советской власти и реальностью жизни простых людей. Через этот рассказ писатель сатирически изображает повседневную борьбу человека с нелепыми и неэффективными структурами, что делает “Галошу” актуальной и в более поздние эпохи. [1; c. 79]
Среди актуальных проблем рассказа следует выделить:
1. Один из центральных мотивов рассказа — это столкновение простого человека с системой, полной бюрократических преград. Герой теряет галошу, и процесс её возврата превращается в цепочку бессмысленных и абсурдных процедур. Зощенко через этот сюжет высмеивает излишнюю формальность и неэффективность административных структур, которые вместо того, чтобы помочь человеку, создают трудности.
2. Рассказ также поднимает тему взаимоотношений человека и власти. Герой, пытаясь вернуть свою потерянную вещь, сталкивается с равнодушием и непониманием со стороны чиновников, что отражает разрыв между жизнью простых людей и властью.
3. Зощенко также показывает, как даже в самых обыденных ситуациях (например, потеря галоши) могут возникать абсурдные моменты, раскрывая нелепость повседневной реальности. Это создаёт ощущение абсурдности всей окружающей действительности, где каждый шаг превращается в препятствие.
4. С помощью гротеска и иронии Зощенко критикует не только бюрократию, но и общественные отношения того времени, высмеивая пороки и недостатки, такие как глупость, неорганизованность и мелочную жестокость социальных институтов.
Таким образом, в рассказе “Галоша” Зощенко мастерски использует юмор и сатиру для того, чтобы критиковать общественные и бюрократические системы, отражая важные социальные проблемы своего времени.
Рассказ Михаила Зощенко “Галоша” – типичный пример его сатирического творчества, в котором автор с юмором обнажает бытовые и социальные проблемы послереволюционной России. В этом коротком рассказе присутствуют характерные черты стиля Зощенко: простота языка, народный говор и комические ситуации. [2; c. 88]
Через поиски главного героя Зощенко показывает хаос и неурядицы того времени. Потеря галоши, казалось бы, мелкое событие, становится поводом для обличения бюрократии и человеческой глупости. Столкновение героя с различными персонажами на его пути к решению проблемы создаёт забавные ситуации, показывая, как незначительная проблема раздувается до масштабов огромной катастрофы.
Важной особенностью «Галоши» является то, как Зощенко высмеивает человеческие слабости, такие как недальновидность и отсутствие здравого смысла. При этом, несмотря на острую критику, его рассказы остаются лёгкими, ироничными и полными юмора, что делает их популярными среди широкого круга читателей.
Тема мелочности человеческих забот и неповоротливости системы, обыгранная в рассказе «Голоша», остаётся актуальной и по сей день.
Рассказ Михаила Зощенко «Галоша» был воспринят как сатира на советскую действительность, в том числе на быт и повседневную жизнь граждан. Зощенко критиковали за его юмористический и ироничный стиль, который высмеивал бюрократию, мелкие проблемы и общую неорганизованность, присущие советской реальности. Советская критика часто обвиняла его в «обывательской» сатире, упрекая писателя в том, что он, по их мнению, сосредотачивался на «мелочах» жизни, отвлекая внимание от важнейших социальных и идеологических вопросов.
Некоторые обвиняли Зощенко в том, что он якобы показывает жизнь в Советском Союзе с негативной стороны и что его работы не способствуют построению светлого будущего. Однако поклонники творчества писателя видели в его сатире нечто более глубокое — критику недостатков, которые стояли на пути к прогрессу.
Есть несколько причин, почему Зощенко интересен читателям:
1. Острая сатира на повседневную жизнь. Зощенко с уникальным юмором и иронией описывал быт, мелкие человеческие слабости, бюрократию и абсурд советской реальности. Его рассказы подчеркивают контрасты между официальной пропагандой и реальной жизнью, что позволяет читателям лучше понять общество того времени.
2. Язык и стиль. Зощенко использовал живой разговорный язык, благодаря которому его произведения стали доступными широкому кругу читателей. Он мастерски владел диалогами, создавая яркие и комичные образы.
3. Актуальность тем. В произведениях Зощенко обсуждаются темы, которые остаются значимыми и сегодня: бюрократические проволочки, глупость, лицемерие, мелочные бытовые проблемы. Это делает его рассказы понятными и современным читателям.
4. Человеческие слабости и типажи. Через сатиру Зощенко раскрывает типичные для всех времён человеческие недостатки, такие как жадность, лень, глупость. Это позволяет взглянуть на себя со стороны и задуматься о собственных поступках.
5. Историческая ценность. Зощенко — один из ярких свидетелей и критиков советской эпохи. Его произведения дают представление о том, как люди жили в те времена, с какими трудностями сталкивались и как воспринимали происходящее.
Таким образом, рассказы М. Зощенко — это способ не только посмеяться над абсурдом, но и глубже понять человеческую природу и общественные процессы, которые остаются актуальными и в наше время.
Список литературы:
- Зощенко М. М. Собр. Соч.: в 3 т. М., 1994. 1760 с.
- Морозова, Е. Е. Речевые ошибки героев рассказов М. М. Зощенко / Е. Е. Морозова, И. Е. Полынская, Л. П. Лунева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 4 (45). — С. 87-90.
- Яхияева С.Х. Юмористические рассказы Михаила Зощенко «Галоша» и «Баня» // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2016.
Оставить комментарий