Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(297)

Рубрика журнала: Информационные технологии

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11

Библиографическое описание:
Новиков Г.В. ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ: АНАЛИЗ И СРАВНЕНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2025. № 1(297). URL: https://sibac.info/journal/student/297/356309 (дата обращения: 19.01.2025).

ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ: АНАЛИЗ И СРАВНЕНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Новиков Георгий Викторович

магистрант, кафедра телекоммуникационных систем и информационной безопасности, АНО ВО “Российский новый университет”,

РФ, г. Москва

Степанова Евгения Николаевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. кафедры информационных систем в экономике и управлении, Российский новый университет,

РФ, г. Москва

TECHNOLOGIES FOR ELECTRONIC MUSIC EDUCATION: ANALYSIS AND COMPARISON OF SOFTWARE

 

Georgy Novikov

master’s student, Department of Telecommunication Systems and Information Security, Russian New University,

Russia, Moscow

Evgeniya Stepanova

scientific supervisor, candidate of Sciences in Pedagogics, associate professor of the Department of Information Systems in Economics and Management, Russian New University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Изучены и проанализированы передовые технологии и решения для электронного обучения музыке, разработанные как для дистанционного изучения образовательных программ с педагогическими работниками, так и самостоятельного обучения непосредственно без преподавателя. Рассмотрены проблематика таких технологий на фундаментальном уровне, а также технологические, организационные, социальные и духовные проблемы. Акцент в данной статье сделан на технологии XXI века и решения организационных задач электронного обучения музыке: преимущества и недостатки актуальных технологий и возможность замены традиционного формата обучения.

ABSTRACT

Advanced technologies and solutions for electronic music education have been studied and analyzed, developed both for remote learning of educational programs with teachers and for self-directed learning without an instructor. The issues of such technologies are examined at a fundamental level, along with technological, organizational, social, and spiritual challenges. This article focuses on 21st-century technologies and solutions for organizational challenges in electronic music education: the advantages and disadvantages of current technologies and the possibility of replacing traditional learning formats.

 

Ключевые слова: музыка, традиционное обучение, электронное обучение, программное обеспечение, искусство, информационные технологии, самообучение, музыкальное образование.

Keywords: music, traditional learning, E-learning, software, spiritual values, art, information technology, self-learning, music education.

 

Сегодня в условиях стремительного развития технологий и рыночных отношений существует ряд явлений, одним из которых является недостаточный уровень воспитания духовной составляющей у подрастающего поколения, из чего следует негативное отношение на те или иные духовные ценности, а также изменение некоторых нравственных ориентиров. Решением данного феномена может стать дополнительное образование. За исключением повышения квалификации, переподготовки, стажировки, второго высшего образования, любых других образовательных услуг, существуют также и курсы по овладению необходимыми навыками, среди которых — музыкальное образование, для получения которого построены специализированные школы и разработаны уникальные программы обучения, однако все блага в данной сфере доступны далеко не всем, а причинами недоступности выступают возраст обучающегося, отсутствие слуха и чувства ритма и множество других факторов.

Музыка — вид искусства, способный отражать действительность и воздействовать на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и времени звуковых последовательностей, состоящих в основном из тонов. Музыка состоит из теоретических аспектов и практических программ [1]. Музыка берёт начало в период палеолита около 50 000 лет назад, однако сегодня актуальнее рассматривать век технологий с 1927 года, когда появляется синхронизация звука и изображения в кинематографе, по текущий год — эру искусственного интеллекта.

Сегодня современная музыкальная составляющая в обществе и индустрии терпит колоссальные проблемы, поскольку большой процент современных авторов и исполнителей не имеют необходимой квалификации. Одна из причин — отсутствие музыкального образования.

Музыкальное образование — это область деятельности, направленная на подготовку музыкантов и педагогических работников в начальных и средних школах, а также руководителей музыкальных коллективов в образовательных учреждениях и консерваториях [2].

Основная проблема получения музыкального образования на базовом уровне — интерес к учению. Музыка — не развлечение, а особая культура, состоящая из трудов музыкантов и исследователей. Перед педагогическими работниками и учебными учреждениями стоит множество задач музыкально-эстетического воспитания с целью дать возможность искусству стать частью жизни каждого обучающегося посредством обучения традиционными методами [3].

Традиционные методы обучения в музыкальных учреждениях — проведение живых занятий: лекции, семинары, практические занятия — специальность, сольфеджио, музыкальная литература, академические хор и фольклор, ансамбль, дополнительный инструмент и оркестровый класс. Главное преимущество — прямое взаимодействие между обучающимися и педагогическими работниками, а главный недостаток — отсутствие возможностей, как например, местоположения обучающегося и учебного учреждения. Решением проблемы может стать электронное дистанционное обучение [4].

Электронное обучение — решение, в основе образовательного процесса которого лежат информационные технологии, состоящие из средств электронно-вычислительной техники и телекоммуникационных технологий [5].

Благодаря электронному обучению, обучающиеся могут посещать занятия и получать образование на расстоянии из любой точки мира, однако, для получения музыкального образования при помощи информационных технологий важно отметить несколько важных аспектов, которые могут свидетельствовать о невозможности такого обучения музыке.

Помимо расстояния, существуют проблемы социального и технического характера. В первом случае не все обучающиеся готовы к кардинально иному формату обучения, поскольку возникает проблема самоорганизации, ведь в домашних условиях можно отвлекаться от учебного процесса на посторонние предметы или события. Во втором же — технические средства. Возможны проблемы с оборудованием, нестабильным интернет-соединением, а иногда и полным отсутствием каких-либо электронно-вычислительных средств. Также важно отметить, что большинство сфер деятельности невозможно перевести на электронное обучение, так как они подразумевают живое присутствие, как минимум, на практике: медицина, МЧС и другие. Если социальные и технические аспекты устранены, то теперь важно разобраться с ключевой проблемой электронного музыкального образования. Первой технологией решения выступает LMS — система управления обучением, предназначенная для обеспечения технических и административных процессов, связанных с электронным обучением. Примером служит Google Classroom*, которая позволяет создавать образовательные программы, проводить занятия в реальном времени и взаимодействовать с обучающимися на расстоянии [6]. Данная система способна ответить на ряд требований музыкального образования, учитывая широкий спектр возможностей и преимуществ, но на самое главное — работа со звуком — нет. Причина — задержка и шум сигнала.

Продвинутые LMS используют передовые технологии для обеспечения стабильной и качественной связи с минимальными задержкой и шумом, например, VoIP, однако в музыке не должно быть ни шумов, ни задержек, так как при работе со звуком — одновременная игра на музыкальных инструментах — важна синхронность и качественный звук без потерь. Сегодня LMS неспособны исключить задержку при передаче сигнала и обеспечить максимально качественный звук, но технологии стараются минимизировать задержку и повысить качество связи.

Возможным решением рассматриваемой проблемы может стать программное обеспечение Ninjam, в работе которого заложена технология Interval-based Jamming, которая синхронизирует участников по установленным музыкальным интервалам. Программа полностью исключает задержки, но в таком случае снижается качество звука, либо передаёт чистый оригинальный звук, пренебрегая задержкой. Программа не транслирует звук в режиме реального времени, а позволяет музыкантам адаптироваться к установленным временным отрезкам. Ninjam записывает игру каждого участника и по завершении интервала отправляет аудио другим участникам. Пока один музыкант играет, его партия транслируется другим музыкантам, но только через определённый интервал. Из-за данной особенности задержка становится предсказуемой и менее заметной [7]. Некоторые из недостатков данного метода — отсутствие необходимого технического оборудования и должных навыков обучающихся.

Если рассматривать самообучение, где проблема синхронного звучания исключена, то решением могут стать множество программ, например, Yousician и Simply Piano для начинающих, которые хотят освоить инструмент с минимальными теоретическими знаниями, EarMaster — для более продвинутых обучающихся, кого интересует теория музыки и развитие слуха, и Music Tutor — возможность изучить нотную грамоту, но не предлагает уроков по игре на инструменте. В этом случае могут возникнуть проблемы самоорганизации и социального плана, ведь здесь ни с кем не осуществляется взаимодействие.

Множество различных технологических решений предлагают широкий спектр функций для электронного обучения, создавая в информационной среде требуемые для получения образования условия, однако не во все сферы жизни можно интегрировать эти технологии. Другие же системы стараются удовлетворить большинству требований в конкретной среде, но всех их объединяет одно — они несовершенны. Получение музыкального образования строится на традиционных методах обучения, а информационные технологии могут лишь повышать эффективность получения знаний в некоторых случаях, но не полностью исключить привычные принципы.

*(По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.)

 

Список литературы:

  1. Т. В. Чередниченко, Д. О. Чехович : Музыка : Большая русская энциклопедия : Том 21. — М. : 2013, — С. 403-406. (дата обращения: 21.07.2024).
  2. А. Керц-Вельцель : Дидактика музыки: германская концепция и её сравнение с американской музыкальной педагогикой : Международный журнал музыкального образования : 2004, — С. 277-286. (дата обращения: 21.07.2024).
  3. Т. В. Еманова. Педагогические основы музыкального образования учащихся с учетом этнических особенностей региона : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Владикавказ, 1998. — 200 c. РГБ ОД, 61:99-13/603-7. (дата обращения: 21.07.2024).
  4. Ю. Е. Шадрина, Т. Г. Снегирева // Из опыта интеграции традиционных и активных методов обучения // Высшее образование сегодня [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-opyta-integratsii-traditsionnyh-i-aktivnyh-metodov-obucheniya, свободный. (дата обращения: 21.07.2024).
  5. ГОСТ Р 52653-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 № 419-ст) [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». (дата обращения: 21.07.2024).
  6. Официальный сайт Google for Education // Google Classroom [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://edu.google.com/workspace-for-education/classroom/, свободный. (дата обращения: 21.07.2024)*.
  7. Официальный сайт Cockos Incorporated // Ninjam [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cockos.com/ninjam/, свободный. (дата обращения: 16.07.2024).

Оставить комментарий