Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(294)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Лапин Е.Р. ВАЖНОСТЬ ЭТИКИ В ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 40(294). URL: https://sibac.info/journal/student/294/352764 (дата обращения: 18.12.2024).

ВАЖНОСТЬ ЭТИКИ В ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ

Лапин Евгений Романович

студент, кафедра философии, культурологии и социологии, Оренбургский государственный университет,

РФ, г. Оренбург

Южанинова Екатерина Рафаэлевна

научный руководитель,

д-р пед. наук, канд. фил. наук, доц., Оренбургский государственный университет,

РФ, г. Оренбург

АННОТАЦИЯ

Научная статья посвящена анализу взаимосвязи между научными исследованиями и философскими основами этики. В статье рассматриваются ключевые аспекты, которые могут повлиять на формирование этических стандартов в научной практике. Исследуется, каким образом такой философский аспект, как этика может быть применена к современным научным достижениям, включая генную инженерию, искусственный интеллект. Оценивается влияние этих концепций на принятие решений и ответственность ученых перед обществом. Статья также подчеркивает необходимость интеграции философских размышлений в процесс научного исследования для предотвращения потенциальных моральных конфликтов и для обеспечения того, чтобы научное развитие происходило в соответствии с этическими нормами. В заключении предоставляются рекомендации для большинства научных дисциплин, направленные на укрепление этического взаимодействия науки и философии.

 

Ключевые слова: философия; наука; этика.

 

Актуальность: каждый человек сталкивается с этическими вопросами в повседневной жизни, и философия, как наука, посвященная изучению этих вопросов, имеет большее значение в нашем обществе. В свете недавних открытий в науки (искусственный интеллект, генная инженерия) этические вопросы стали особенно актуальными. Поэтом изучение этического взаимодействия между философией и наукой является необходимым и актуальным в настоящее время.

Целью данной работы является определение значения этического аспекта философии во взаимодействии с наукой и для этого нам понадобится проанализировать и оценить взаимосвязь философии и науки в контексте решения этических вопросов.

Перед началом мы бы хотели рассмотреть определения науки и философии. Один из наиболее известных отечественных философов науки В.С. Стёпин даёт следующее определение науки: «Наука – особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.» [1, c. 3]

Также В.С. Степин дает определение философии: «Философия — это особая форма мыслительной деятельности человека, направленная на всеобъемлющее рациональное осмысление мира и бытия человека в нём. Под философией также понимают исторически развивающуюся совокупность результатов этой деятельности и систему теоретических положений, в рамках которой она осуществляется.» [10, c. 1]

Выбор определений науки и философии В.С. Степина в контексте этического взаимодействия подчеркивает важность этих двух областей знания в понимании моральных и этических вопросов.

1. Наука как основание для этики: Определение науки акцентирует внимание на выработке объективных и обоснованных знаний. Вопросы этики часто требуют фактической базы для принятия решений. Научные исследования могут предоставить данные, необходимые для обсуждения этических дилемм, например, в медицине, экологии или технологиях. Научное знание помогает понять последствия различных действий, что является основой для формирования этических норм и ценностей.

2. Философия как осмысление стойкого смысла: Философия же, как определено Степиным, позволяет затрагивать вопросы, которые выходят за рамки чисто эмпирического знания. Этические концепции, такие как справедливость, добродетель и ответственность, требуют глубокой рефлексии и рационального осмысления. Философские подходы к этике, такие как утилитаризм, деонтология или добродетельная этика, дают возможность разработать системные и теоретически обоснованные подходы к моральным решениям.

Мы выбрали эти определения из-за целостного подхода, то есть современном мире, где сталкиваются различные системы ценностей и моральных норм, важно учитывать, как объективные данные (научные), так и субъективные и культурные аспекты (философские) для комплексного анализа.

Таким образом, эти определения В.С. Степина помогут раскрыть, как наука и философия могут взаимодействовать в обсуждении этических вопросов, а также подчеркнуть необходимость комплексного, многогранного подхода в поиске ответов на важные моральные дилеммы. Философия и наука играют ключевые роли в формировании интеллектуального поля человечества, и, хотя они взаимосвязаны, между ними существует как общее, так и различное. Рассмотрим эти аспекты подробнее.

Общими аспектами между ними являются:

1. Стремление к познанию: и философия, и наука направлены на понимание мира и человеческого существования. Обе дисциплины стремятся ответить на фундаментальные вопросы о природе реальности, существовании, знаниях и истине.

2. Дедукция и индукция: обе дисциплины используют логические методы для анализа и построения аргументов. Философия применяет дедуктивные методы, тогда как наука часто опирается на индукцию и обобщение данных из экспериментов.

3) Ориентация на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений.

Различными аспектами между ними являются:

1. Методы исследования: наука фокусируется на эмпирических методах, таких как наблюдение, эксперимент и измерение, в то время как философия часто основывается на теоретических методах, а именно на абстрактных рассуждениях, логическом анализе и концептуальных размышлениях.

2. Предмет исследования: наука изучает физическую реальность и пытается объяснить природные явления, тогда как философия более часто занимается вопросами смыслов, этики, эстетики, бытия и сознания. Философия может также исследовать методологии и основы самой науки.

3. Эволюция знаний: научные теории подлежат изменениям и опровержению на основе новых открытий и экспериментов. Философские идеи могут оставаться более статичными, хотя и они подвергаются критическому анализу и интерпретации.

4.Этический аспект: в условиях стремительного технологического прогресса наука неизменно влияет на общество, порождая новы возможности и при этом порождая и новые опасности, при этом забывая о таком важном разделе философии, как этика, этический аспект.

Но в связи с последними открытиями науки, такими как генная инженерия, развитие ИИ, мы бы хотели рассмотреть, как важен именно этический аспект во взаимодействии философии и науки.

Генная инженерия – это совокупность методов, используемых для прямой генетической модификации организмов или популяции организмов с использованием рекомбинации ДНК.

Й.К. Бейбэл и И.Н. Атои отмечают, что генетика и этика имели многочисленные совпадения и расхождения во времени. Одна из областей, где генетика и этика имеют традиционную тесную связь – это применение генно-инженерных исследований. Генная инженерия в последние годы развивается быстрыми темпами. Сторонники изображают ее рост как проявление научно-технической революции в современном мире, что делает практически все его проявления легитимными. Однако использование этой биотехнологии сопряжено с этическими проблемами. «Эти вопросы должны быть рассмотрены всеми заинтересованными сторонами, чтобы убедиться, что все осознают этическую дилемму и могут внести весомый вклад в текущие дебаты о создании и использовании генетически модифицированных организмов» [2, с. 231]. Кроме того, крайне важно, чтобы заинтересованные стороны отражали общественные ценности в контексте научной практики и принимали во внимание то обстоятельство, что последствия применения новых биотехнологий могут быть этически спорными. В результате руководящие органы начали разрабатывать соответствующие нормы, призывающие к повышенной бдительности и мониторингу потенциальных опасностей, связанных с применением этого биотехнологического прогресса.

Представители генной инженерии и трансгенных технологий ставят перед учеными ХХI в. интригующие и трудные этические задачи. В частности, необходимо договориться о том, какова природа человека, достойны ли все без малейшего исключения люди морального и правового статуса и уважения? Критический анализ научных и этических споров на тему генетической модификации организмов показывает, что генетическая инженерия – сложная, но, тем не менее, мастерская с неопределенными результатами и далеко не всегда естественным вмешательством в жизнь людей. Более того, сторонники генной инженерии утверждают, что «иррациональные» опасения людей относительно этой биотехнологии стоят на пути прогресса. Они также отмечают, что причина, почему представители общественности так боятся потреблять генетически модифицированные организмы, заключается в непонимании того, что они собой представляют. При ближайшем рассмотрении выясняется, что их беспокоят не столько ГМО, сколько неспособность властей, отвечающих за мониторинг этой новой технологии, противостоять могущественным интересам транснациональных корпораций. Оказывается, что общественная враждебность к генной инженерии организмов является скорее продуктом обоснованного скептицизма, чем иррационального страха.

Совместная работа философов и ученых может привести к выработке этических норм, которые будут опираться на эмпирические данные и человеческие ценности. Уместным примером тут будет работа Эдварда Уилсона «Социобиология: новый синтез», в ней ученый рассказывает о взаимосвязи биологии и этики, подчеркивая необходимость рассмотрения этических вопросов в биологических исследованиях: «Наука и этика должны объединиться, чтобы исключить возможные катастрофические последствия выбора, стоящего перед человечеством». [8, с. 35]. Это позволит лучше понять моральные дилеммы науки и легитимизировать ее достижения в глазах общества, создавая тем самым устойчивый и ответственный научный прогресс. Этот диалог позволит лучше понять моральные дилеммы науки и легитимизировать ее достижения в глазах общества, создавая тем самым устойчивый и ответственный научный прогресс. Кроме того, взаимодействие философии и науки может способствовать развитию междисциплинарных программ образования, формируя новое поколение исследователей, которые понимают не только технические аспекты своих дисциплин, но и этические последствия своих действий. Обучение на стыке этих областей поможет будущим ученым более осознанно подходить к своей работе и учитывать широкий спектр вопросов, начиная от устойчивости технологий до защиты прав человека.

Этика, основанная на научных данных, может служить основой для формулирования политики, регулирующей использование новых технологий. Например, в области генной терапии и редактирования генома философский анализ может выявить потенциальные риски и выгоды, что в свою очередь позволит сформулировать конкретные правила, обеспечивающие безопасность и справедливость.

В заключение, взаимодействие генной инженерии и этики требует внимательного рассмотрения и обсуждения. Важно учитывать мнения различных заинтересованных сторон, включая ученых, этиков, общественных деятелей и широкой общественности, для выработки сбалансированных и ответственных подходов к использованию этих передовых технологий.

Также важным остается рассмотреть, как важно этическое взаимодействие с развитием ИИ.

Искусственный интеллект — понятие широкое, значение часто зависит от контекста. Специалисты чаще используют понятия интеллектуальная система и методы искусственного интеллекта. ИИ — это система, которая способна решать интеллектуальные задачи. Наименование artificial intelligence было предложено ученым Джоном Маккарти в рамках Дартмутского семинара в 1956 году, где обсуждались ключевые вопросы, связанные с разработкой ИИ.

Этический аспект разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта крайне важен для понимания развития современной цивилизации и места в ней человека. Философские вопросы, возникающие в этой связи, имеют отношение к искусственному интеллекту как исследовательскому пространству. Что такое интеллект, чем искусственный интеллект отличается от интеллекта естественного? Как искусственный интеллект может влиять на человеческое сознание и что такое сознание? Как сохранить человеческое достоинство и права человека в быстро меняющихся условиях смены одной инновации другой? Может ли машина мыслить и может ли она быть моральным агентом? Соответственно, помимо эпистемологических, антропологических, онтологических вопросов, встают остро и вопросы этические, заставляющие осмысливать границы допустимого и определять должное. Уже сейчас существуют технологии, которые можно использовать для противоправных действий. Например, deepfake — подмена изображения в видео одного человека изображением другого. Новые инструменты могут нести и новые социальные, в том числе, коммуникативные риски, представлять угрозу человеческой идентичности, сохранности личных данных и прочее. Их предвидение и предупреждение являются важными элементами прогрессивного развития технологической цивилизации.

В 2021 году был подписан Кодекс этики в сфере ИИ. Его важнейшей особенностью является человеко-ориентированный и риск-ориентированный подходы к пониманию перспектив развития искусственного интеллекта. В нем четко обозначена сугубо человеческая ответственность за моральные риски разработки и внедрения искусственного интеллекта и фиксируется необходимость учета гуманистической направленности этих разработок, то есть они не должны препятствовать, но призваны способствовать совершенствованию личности человека, его когнитивных способностей и сохранности человеческой цивилизации и культуры.

В заключении, для создания этичного и безопасного ИИ необходимо учитывать различные аспекты: от технических и юридических до социальных и культурных. Это требует активного диалога между учеными, инженерами, законодателями и обществом в целом, с целью формирования общих стандартов и практик, которые направлены на использование ИИ во благо человечества.

Таким образом, обсуждение научных открытий в области генной инженерии и ИИ через призму этических норм поможет населению лучше воспринимать новые технологии и их применения, а также активизировать общественный диалог о том, каким образом наука должна служить интересам всего человечества. В конечном счете, единение философии и науки откроет двери для более осмысленного и этичного научного прогресса.

 

Список литературы:

  1. Стёпин В.С. наука. АНО БРЭ, 2022 — 2023 (4 октября 2023). Дата обращения: 12 ноября 2023.
  2. Бабале Ю.К., Атои Э.Н. Этические проблемы и восприятие рисков, связанных с применением генной инженерии // Журнал социальных наук КИУ. – 2021. – Том 7, номер 3. – С. 231-238.
  3. Бенджамин Э.У., Фамилуси О.О. Христианский взгляд на генную инженерию // Глобальный журнал гуманитарных и социальных наук : Искусство и гуманитарная психология. – 2020. – Том 20, N 7. – С. 36-47.
  4. Думитреску М., Турлюк Ш., Думитреску Н. Технологии поведенческого вмешательства – исторические, медицинские, философские и этические аспекты // МОЗГ. Широкие исследования в области искусственного интеллекта и нейронауки. – 2022. – Том 13, номер 1. – С. 470– 483. – DOI: doi.org/10.18662/brain/13.1/294
  5. Эскерда М., Лоренцо Д., Торральба Ф. Определенность и неопределенность в генетической информации: хорошая этика начинается с хороших данных // Американский журнал биоэтики. – 2022. – Том 22, N 2. – С. 48-50.
  6. Мачадо Х., Сильва С. Исследовательская генетическая генеалогия: необходим инструмент для оценки этических норм и конфиденциальности // Forensic Science Review. – 2022. – Том 34, номер 1. – С. 17-19. – URL: https://www.researchgate.net/publication / 358906570_Investigative_Genetic_Genealogy_An_Ethical_and_Privacy_Assessme (дата обращения: 28.04.2022).
  7. Миней А.П., Кайпу С.О. Раскрытие генетической информации как вопрос медицинской этики и прав пациента: соответствующий правовой контекст // Журнал американо-китайской медицинской науки. – 2022. – Том 19. – С. 1-19. – DOI: 10.17265/1548-6648/2022.01.001
  8. Уотсон Х.Дж., Йилмаз З., Салливан П.Ф. Консорциум психиатрической геномики: история, развитие и будущее // Персонализированная психиатрия / под ред. Б.Т. Бауна. – Сан–Диего : Academic Press, 2020. - С. 91-101.
  9. Уилсон, Эдвард Осборн (1929-).О природе человека = On human nature [Текст] = On human nature / Эдвард О. Уилсон ; [пер. с англ. Т. О. Новиковой ; вступ. ст. и науч. ред. А. В. Быкова]. - Москва : Кучково поле, cop. 2015. - 349
  10. В. С. Стёпин. Э. Г. Юдин, В. О. Бернштейн, В. А. Эдельман. — Философия / Гума­нитар­ный портал: концепты [Элект­рон­ный ресурс] // Центр гума­нитар­ных техно­логий, 2002–2024 (после­дняя редак­ция: 14.11.2024). URL: https://gtmarket.ru/concepts/6862
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.