Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(294)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Арапханова А.Б. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ В ДРЕВНЕМ РИМЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 40(294). URL: https://sibac.info/journal/student/294/352433 (дата обращения: 14.01.2025).

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Арапханова Аза Беслановна

студент, кафедра теории и истории государства и права, Ингушский государственный университет,

РФ, г. Магас

Арчаков Мурад Юсупович

научный руководитель,

канд. юрид. наук, доц., Ингушский государственный университет,

РФ, г. Магас

PROPERTY RIGHTS AND OBLIGATIONS OF SPOUSES IN ANCIENT ROME

 

Aza Araphanova

student, Department of Theory and History of State and Law, Ingush State University,

Russia, Magas

Murad Archakov

scientific supervisor, candidate of Legal Sciences, associate professor, Ingush State University,

Russia, Magas

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу имущественных отношений супругов в Древнем Риме, которые зависели от формы брака — cum manu (патриархальный союз с полной властью мужа) и sine manu (брак, обеспечивающий жене имущественную и личную самостоятельность).

Рассматриваются изменения в правовом регулировании супружеских отношений под влиянием общественного развития, роли приданого и предбрачных поступков в защите имущественных интересов супругов, а также влияния императорской политики на институт брака.

ABSTRACT

The article analyzes the property relations of spouses in Ancient Rome, which depended on the form of marriage — cum manu (patriarchal union with full authority of the husband) and sine manu (marriage, providing the wife with property and personal independence).

The article considers changes in the legal regulation of marital relations under the influence of social development, the role of dowry and premarital acts in protecting the property interests of spouses, as well as the influence of imperial policy on the institution of marriage.

 

Ключевые слова: римский брак, cum manu , sine manu, имущественные отношения супругов, право собственности, приданое, предбрачные подарки, юридический факт, расторжение брака (развод), свобода жены, разделение имущества, личные вещи, наследование, Дигесты Юстиниана, общие и отдельные вещи, обязанности мужа, самостоятельность супругов, купля-продажа между супругами, семейные ценности, имущественная несамостоятельность жены, сделки между супругами, римский право, соглашение о браке, взаимные права супругов, обязательства по заключению брака.

Keywords: roman marriage, cum manu, sine manu, marital property relations, property right, dowry, pre-marital gifts, legal fact, dissolution of marriage (divorce), freedom of the wife, division of property, personal belongings, inheritance, Digests of Justinian, common and separate things, duties of the husband, independence of spouses, purchase and sale between spouses, family values, property independence of the wife, transactions between spouses, Roman law, marriage agreement, mutual rights of spouses, obligations to conclude a marriage.

 

В древние времена имущественные права и обязанности супругов в институте были в значительной степени связаны с правовыми и конкретными обстоятельствами того времени, а также зависели от формы брака и гражданского состояния супругов. Основные аспекты этих прав можно отнести к двум основным типам браков, которые относятся к римскому праву: брак с властью мужа (cum manu) и брак без власти мужа (sine manu).

Римский брак стал основой формирования представлений о браке в странах романо-германской правовой семьи. Римские юристы впервые определили понятие брака, условия и формы его заключения, основания для расторжения, права и обязанности супругов. Взгляды на институт брака в Древнем Риме изменялись в зависимости от развития общества, эволюции семьи. Первоначально брак заключался исключительно с целью продолжения рода. Он являлся юридическим фактом, сделкой.

Первый возникший вид брака cum manu – представлял собой патриархальный брак: муж имел полную власть над своей женой, жена была бесправна и воспринималась скорее как вещь, принадлежащая своему мужу и передаваемая в его власть от своего отца.

Впоследствии появился другой вида брака – sine manu – и закрепил некоторую свободу жены. Отныне стало обязательным согласие жены на брак. Кроме того, теперь и жена могла инициировать развод.

Для брака cum manu была характерна традиционность, соблюдение ряда формальных обрядов заключения брака, в браке sine manu эти обряды не использовались. Кроме того, изменились и цели брака. Для многих граждан брак становился средством самореализации супругов. В зависимости от того, насколько это соответствовало интересам и целям государства, императоры в различные периоды или боролось с этим явлением, вводя имущественные санкции и ограничения и фактически вынуждая граждан создавать семьи и рожать детей, или же давало римским гражданам свободу самостоятельно решать как им поступать в сфере брачно – семейных отношений.

В имущественных отношениях супругов в браке с властью мужа существовал режим общности имущества. Все имущество принадлежало мужу. Только он обладал правом на распоряжаться имуществом, согласия жена на распоряжение имуществом не требовалось. С появлением второй формы брака, а именно брака без власти мужа, жена также приобрела некоторые имущественные права, была установлена раздельность имущества супругов. Жена обладала правом собственности в отношении имущества, полученного ей в дар, в наследство, а также по иным безвозмездным сделкам в период брака. Кроме, как к личному имуществу жены относило то, что она приобрела в результате самостоятельной трудовой деятельности.

Супруги могли заключать между собой различные сделки и отвечать друг перед другом за неисполнение обязательств. Муж обязан был обеспечивать своей жене достойное содержание и в помощь ему для реализации этой обязанности предоставлялось приданое и предбрачные подарки. На все, что принадлежало жене до брака, а также на имущество, приобретенное ей в период        брака распространялась собственность мужа. Взамен этой имущественной несамостоятельности жена наравне со своими детьми имела право наследовать после своего мужа и всех его агнатических родственников.

Идея самостоятельности супругов, положенная в основу брака sine manu, привела к закреплению раздельности их имущества. Все, что принадлежало супруге до брака, а также все полученное ей в период брака от личной трудовой  деятельности, по наследству или иным подобным образом принадлежало ей, если она была persona sui juris, лицом своего права. Всем имуществом, собственником которого супруга являлась, она могла самостоятельно пользоваться, а также распоряжаться без согласия мужа на сделки. Имущество жены, к которому не имел касательства муж, в последствии стало именоваться параферным.

В римском браке, супруги могли заключать друг с другом различные сделки. Более того, при нарушении одним из супругов условий договора, допускалось вчинить иск. В то же время дарение между супругами, а также лицами, находящими во власти одного агната, было запрещено. Исключения составляли только подарки на праздники, а также дарение в случае изгнания одного из супругов.

Муж мог отказаться от наследства в пользу своей жены и, в таком случае, дарение признавалось действительным в силу того, что в данной ситуации более бедным становился наследодатель, а не супруг. Таким образом, в Дигестах Юстиниана закреплялось, что когда ничего не израсходовано из имущества, то дарение имеет силу [1]. Разрешалось дарение между супругами в случае развода.

Между мужем и женой могли совершаться сделки купли-продажи. Разницу между ценой, которую заплатила жена и средний ценой, за которую обычно продавался товар такого рода необходимо было возвратить поскольку Дигесты Юстиниана не допускали, чтобы посредством такой купли-продажи один из супругов обеднел, а другой обогатился.

По общему праву, обязанность обеспечивать текущие нужды семьи возлагалась на мужа.

Отдельно хотелось бы выделить приданное как объект имущественных отношений супругов в римском праве. Приданое представляло собой часть имущества жены, специально выделенное отцом ее семейства, ей самой или третьим лицом в пользу мужа при заключении брака. Дигесты Юстиниана предусматривали, что приданое – это, что исходит от отца или от его родителя и предоставляется из его имущества или путем его действий [1]. В состав приданого могли входить как деньги, имения и вещи, в частности рабы, так и определенные имущественные права: узуфрукт, право требования долга. Приданое могло быть установлено до или после совершения брака. В начале, имущество, переданное в качестве приданого, навсегда передавалось в личную собственность мужа.

К концу республики, количество разводов значительно возросло, что привело к большому числу злоупотреблений со стороны мужей, которые безосновательно инициировали расторжение брака и завладевали приданым жены. В силу этого первоначально возник правовой обычай, согласно которому жена или ее семья при заключении брака требовали от жениха в устной форме установить обязательство, которое заключалось в том, что в случае развода приданое будет возвращено жене или иному лицу, которое его установило.

Впоследствии вопрос судьбы приданого в случае прекращения брака по тем или иным основаниям был урегулирован следующим образом:

- в случае смерти жены – приданое, как правило, оставалось в собственности мужа, за исключением тех случаев, когда она было установлено отцом умершей и он на момент смерти своей дочери находился в живых;

- в случае смерти мужа, приданое возвращалось вдове или разделялось между ней и ее отцом;

- в случае развода по инициативе мужа или по его вине, приданое также возвращалось установителю, однако оно оставалось в собственности мужа, если супруга давала развод без повода со стороны мужа или развод был обусловлен ее аморальным или неправомерным поведением.

- в случае, когда муж, в силу установления закона, обязан был возвратить приданое, он имел право вычесть из него определенную сумму на содержание детей, если они оставались на его попечении, также осуществить вычет за вещи, которые были растрачены его женой, а также в целях получения возмещения за какие -либо проступки, совершенные женой в период брака.

В период правления Юстиниана меры, относящиеся к приданому, были еще более ужесточены. Дигесты Юстиниана закрепляли, что после прекращения брака приданое должно было быть возвращено женщине. После смерти жены, приданое в любом случае стало переходить к ее наследникам. В позднейшем римском праве, приданое могло оставаться мужу только в случае расторжения брака по вине супруги. Кроме того, супругу, который оставался собственником приданого в период брака, запрещалось отчуждать, относящееся к приданому, недвижимое имущество. В силу этого, муж, юридически оставаясь собственником имущества, относящегося к приданому, фактически являлся только его пользователем.

Размер приданого уменьшался вследствие совершения супругом необходимых расходов на его содержания, то есть таких, которые были необходимы для сохранения и нормального использования вещи, входящей в приданое. Если такие расходы не были бы произведены, то приданое ухудшилось бы [1].

Имущественные отношения супругов также, как выше отмечалось, возникали в связи и предбрачными подарками жене. Особое значение они приобрели после того, как приданое стало способом гарантировать защиту мужа от неосновательного развода по вине жены, так как жена, в таком случае, теряла свое имущество, относящееся к приданому. Неким аналогом такого обеспечения прав мужа, стала схожая защита прав жены. В частности, муж мог выделить из своего личного имущества некий его объем по стоимости приблизительно равный приданому. Предбрачные подарки могли были быть вручены женщине только до вступления в брак. В период правления императоров Юстина и Юстиниана имущество, относящееся к брачному дару, стало возможным выделять не только до заключения, но и в период брака. Муж сохранял за собой право собственности на подаренное имущество и пользовался им как своим собственным, однако, было установлено ограничение на распоряжение недвижимостью, относящейся к брачному дару. Жена после развода могла требовать не только возврата приданого, но и получения брачного дара.

Взаимодействие институтов приданого и брачного дара в римском праве обеспечивало взаимную защиту имущественных прав супругов в случае развода, в то же время имущество, входящее в эти категории, создавало прочную имущественную базу семьи.

Таким образом, можно заключить, что представления о браке в Древнем Риме трансформировались под влиянием развития общества и изменения семейных ценностей. Брак стал иметь последствия для социальных, экономических и политических аспектов жизни. Первоначально он образовал этот союз мужчины и женщины, заключенный с целью продолжения рода и являвшийся юридически оформленной сделкой.

Первая форма брака была cum manu, патриархальным союзом, в котором муж обладал полной властью над женой. Позднее появился брак sine manu, который требует большей свободы, в том числе обязательное соглашение о вступлении в брак. В рамках этой формы изменились и условия развода: инициировать расторжение союза теперь может не только мужская сторона. Брак на неопределенный срок также отказался от формальных обрядов, характерных для традиционного брака, и стал заключаться по обоюдному согласию супругов. Для многих граждан он перешел в средство самореализации.

Императоры использовали институт брака для поддержания стабильности, исходя из допустимых указаний, направленных на поддержку традиционных семейных принципов и увеличение рождаемости.

Имущественные отношения между супругами зависели от вида заключенного брака. В браке cum manu все имущество супругов считалось общим, но управлял им исключительно муж как глава семьи. В браке sine manu жена получила особую имущественную самостоятельность: активы, которые она создала до брака, а также то, что было получено в браке по безвозмездной сделке или в результате личного труда и для обеспечения взаимных прав супругов в римском браке существовало два особых пода имуществе – приданое и предбрачные подарки.

 

Список литературы:

  1. Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. – М.: Зерцало, 1997. – 608 с.

Оставить комментарий