Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(294)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Арапханова А.Б. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВО ФРАНЦИИ: ОТ КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА ДО ГРАЖДАНСКОГО ПАКТА СОЛИДАРНОСТИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 40(294). URL: https://sibac.info/journal/student/294/352425 (дата обращения: 14.01.2025).

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВО ФРАНЦИИ: ОТ КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА ДО ГРАЖДАНСКОГО ПАКТА СОЛИДАРНОСТИ

Арапханова Аза Беслановна

студент, кафедра теории и истории государства и права, Ингушский государственный университет,

РФ, г. Магас

Арчаков Мурад Юсупович

научный руководитель,

канд. юрид. наук, доц., Ингушский государственный университет,

РФ, г. Магас

THE EVOLUTION OF THE LEGAL REGULATION OF MARITAL AND FAMILY RELATIONS IN FRANCE: FROM CANON LAW TO THE CIVIL SOLIDARITY PACT

 

Aza Araphanova

student, Department of Theory and History of State and Law, Ingush State University,

Russia, Magas

Murad Archakov

scientific supervisor, candidate of Legal Sciences, associate professor, Ingush State University,

Russia, Magas

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена эволюции правового регулирования брачно-семейных отношений во Франции, начиная с канонического права до введения института гражданского пакта солидарности. Анализируется процесс трансформации института брака, который с изменением социально-политических условий претерпел существенные изменения, начиная от церковного контроля до гражданского правового акта, закрепленного в Гражданском кодексе 1804 года. Особое внимание уделено переходу от традиционного брака, как религиозного и правового акта, к его пониманию как гражданско-правового договора, а также введению нового института — гражданского пакта солидарности, как альтернативы традиционному браку для лиц, не желающих вступать в официальные брачные отношения.

ABSTRACT

The article is devoted to the evolution of the legal regulation of marriage and family relations in France, starting from canon law to the introduction of the institution of a civil solidarity pact. The article analyzes the process of transformation of the institution of marriage, which has undergone significant changes with changes in socio-political conditions, ranging from church control to a civil legal act enshrined in the Civil Code of 1804. Special attention is paid to the transition from traditional marriage as a religious and legal act to its understanding as a civil contract, as well as the introduction of a new institution - a civil solidarity pact, as an alternative to traditional marriage for persons who do not want to enter into official marital relations.

 

Ключевые слова: эволюция правового регулирования, брачно-семейные отношения, каноническое право, институт брака, Гражданский кодекс 1804 года, церковный контроль, гражданско-правовой акт, религиозный брак, гражданский пакт солидарности, традиционный брак, социально-политические изменения, правовой акт, альтернатива традиционному браку, брак как гражданско-правовой договор, революционные изменения в праве.

Keywords: evolution of legal regulation, marital and family relations, canon law, institution of marriage, Civil Code of 1804, church control, civil law act, religious marriage, civil solidarity pact, traditional marriage, socio-political changes, legal act, alternative to traditional marriage, marriage as a civil contract, revolutionary changes in the right.

 

Эволюция правового регулирования брачно-семейных отношений во Франции: от канонического права до гражданского пакта солидарности.

До Великой французской революции главенствующим правом на территории Франции было каноническое право, право церкви, которое в том числе регулировало сферу брачно-семейных отношений. В указанный период особое внимание уделялось традиционным обрядам, заключение брака осуществлялось в форме специальной религиозной процедуры, которая заключалась в получении благословения на вступление в брак, сопровождалась обрядом обручения, венчания [3, с. 230].

После Великой французской революции, произошедшей в конце XVIII века, каноническое право было упразднено, и церковь утратила свое главенствующее положение в регулировании брачно-семейных отношений. В сфере частного права его заменило римское право. Брак, согласно новому пониманию его сущности, представлял собой особое соглашение, которое заключали между собой мужчина и женщина, как равноправные субъекты брачно-семейных правоотношений. Если в дореволюционный период брак рассматривался одновременно как договор и как таинство, то революционеры смотрели на него уже только как на договор; они лишали его всякого духовного элемента [3, с. 230]. Брак как гражданско-правовой договор подчинялся правовым нормам, установленным для регулирования обязательственных правоотношений. Вместе с тем брак безусловно представлял собой договор особого рода. В частности, для его заключения необходимо было соответствие сторон ряду дополнительных условий и критериев, таких как достижение брачного возраста, взаимное согласие сторон и добровольность заключения брака, обязательное получение согласия на заключение брака родителей или опекунов, а также ряд специфических условий, касающихся процедуры совершения брака, его расторжения.

Условия действительности брака были заимствованы из римских правовых норм. Целью брака являлось продолжение рода, создание семьи равноправных субъектов: мужчины и женщины, а также воспитание детей. В соответствии со статьей 212 ФГК супруги обязаны уважать друг друга, хранить верность, оказывать помощь и поддержку друг другу. Главное отличие от римского состояло в процедуре заключения брака, а именно в необходимости его государственной регистрации. Сожительство без государственной регистрации не влекло правовых последствий.

В рассматриваемый период правовое регулирование брачно-семейного права осуществлялось на основании книги первой «О лицах» Французского гражданского кодекса 1804 года (далее – ФГК). Основное влияние Французской революции на брак проявилось в том, что она провозгласила принцип равенства всех граждан перед законом, который был детализирован, в том числе посредством внесения изменений в правовое регулирование института брака. Брак стал пониматься как договор, зарегистрированный актом гражданского состояния, произведенный муниципалитетами [1, с. 51]. Правовое положение женщин и мужчин при заключении брака было уравнено. Регистрация брака носила государственный характер и подтверждалась в соответствующей форме. Брак и семья рассматривались как важнейшие институты социальной сферы жизни общества, в силу чего законодатель стремился взять под особый контроль вопросы регулирования брачно-семейных отношений. Следствием этого явилась четкая регламентация и формализация процедуры заключения брака.

С развитием социальной сферы жизни общества цель брака, которая первоначально заключалась во взаимной поддержке супругами друг друга, а также в рождении и воспитании детей, претерпела изменения. Так, основным предназначением брака с течением времени стала самореализация. Как следствие, брак перестал рассматриваться как необходимый для мужчины и женщины союз. Каждый конкретный человек стал определять сам для себя, насколько для полноценной реализации своей личности ему необходимо заключать брак. Все процедуры заключения брака, его расторжения и любые аспекты регулирования брачных отношений стали рассматриваться как ненужные формальности, которых с легкостью можно избежать. Все это привело к тому, что количество заключаемых браков существенно сократилось. В силу этого возникла проблема неурегулированности и пробельности отношений, возникающих между сожителями. Вне брака нормы ФГК, регламентирующие брачно-семейные отношения, не могли быть применены, поскольку ФГК не предусматривал какой-либо особый статус мужчины и женщины, сожительствующих, но не заключивших брак по санкционированной государством процедуре. Поскольку все больше пар избирало сожительство без брака как приемлемый для них способ организации совместной жизни, возникающие между ними отношения остро требовали правового регулирования. Кроме того, в регулировании нуждалось и сожительство между лицами одного пола, которые в принципе не имели возможности заключить между собой брак по действующему на тот период законодательству.

Законом № 99-944 от 15 ноября 1999 года было введено понятие гражданского пакта (договора) солидарности, который представлял собой соглашение, сторонами которого являлись лица различного или одного пола, направленное на оформление и регламентацию совместной жизни между ними. Оформление пакта солидарности между тремя или более лицами запрещалось. Для заключения гражданского пакта солидарности необходимо было, чтобы стороны достигли совершеннолетия и обладали дееспособностью. Кроме того, заключение данного соглашения не допускалось между родственниками по прямой восходящей или нисходящей линии, братьями, сестрами, дядями, тетями, племянниками и племянницами, а также свояками. Запрещено было заключать гражданский пакт солидарности и в том случае, если кто-либо из его участников находился в зарегистрированном браке или уже являлся стороной другого гражданского пакта солидарности.

Более того, лица, желающие заключить указанный пакт, должны были проживать совместно и фактически вести общий быт. Гражданский пакт солидарности регламентировал базовые личные неимущественные и имущественные права, возникающие в связи с совместным жительством лиц, его заключивших и ведением ими совместного быта. Партнеры, заключившие гражданский пакт солидарности, принимали по отношению друг к другу обязательства вести общую жизнь, оказывать друг другу материальную помощь и взаимную поддержку [2, с. 8].

Лица, заключившие между собой гражданский пакт солидарности, могли распоряжаться принадлежащим им недвижимым имуществом без получения согласия другой стороны на совершение сделки. Наследование по закону лиц, являющихся сторонами данного пакта, в отношении друг друга отсутствовало. Кроме того, гражданский пакт солидарности мог быть расторгнут по заявлению любой из сторон в упрощенном порядке. Пакт также мог быть расторгнут в случае смерти одной из сторон, заключения одной из сторон традиционного брака, а также по требованию обеих сторон, следовательно гражданский пакт солидарности от зарегистрированного брака отличали как упрощенная процедура его заключения и расторжения, так и различные взаимные имущественные и личные неимущественные права и обязанности сторон данного пакта по отношению друг к другу.

Таким образом эволюция правового регулирования брака во Франции отражает значительные изменения в социальном и юридическом восприятии института семьи. От канонического права до гражданского пакта солидарности, правовая система адаптировалась к новым требованиям общества, обеспечив гибкость и равенство в регулировании брачных и семейных отношений.

 

Список литературы:

  1. Гордеюк, Е. В. Объекты брачных правоотношений по законодательству РФ, Германии, Австрии и Франции / Е. В. Гордеюк // Пролог: журнал о праве. – 2016. – №. 2. – С. 51-55.
  2. Какоурова, Н. А. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в буржуазном праве Франции (по гражданскому кодексу Наполеона 1804 г.) // Сибирский юридический вестник. – 2009. – №. 4. – С. 8-16.
  3. Саньяк Ф. Гражданское законодательство Французской революции – М.: Издательство Коммунистической Академии, 1928. – 367 с.

Оставить комментарий