Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(293)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ УПАКОВКИ
GRAPHIC DESIGN OF PRINTING PACKAGING
Aikerim Tanirbergen
master's student, Department of Design, OP7M02124-Polygraphy, Abai kazakh national pedagogical University,
Kazakhstan, Almaty
Zhanar Ibraeva
scientific supervisor, candidate of chemical sciences, associate professor, Abai kazakh national pedagogical University,
Kazakhstan, Almaty
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию художественных и функциональных аспектов дизайна упаковки, разработанной с использованием современных полиграфических технологий. В работе рассматриваются основные принципы графического дизайна, направленные на создание эстетически привлекательной и практичной упаковки, которая эффективно выполняет задачи по привлечению внимания потребителей, передаче брендинговой информации и защите товара. Особое внимание уделяется анализу тенденций в области дизайна упаковки, влиянию цветовых решений, шрифтов, графических элементов и материалов на восприятие продукции. Также изучаются вопросы устойчивости упаковки и использование экологически чистых технологий при ее производстве. Цель исследования — выявить ключевые факторы, способствующие повышению конкурентоспособности продукта с помощью грамотного графического дизайна упаковки. Работа будет полезна специалистам в области дизайна, маркетинга и полиграфии, а также всем, кто интересуется современными подходами к созданию упаковочной продукции.
ABSTRACT
The article explores the artistic and functional aspects of packaging design created using modern printing technologies. The study examines the fundamental principles of graphic design aimed at developing aesthetically appealing and practical packaging that effectively attracts consumer attention, conveys brand information, and protects the product. Particular attention is paid to analyzing trends in packaging design, the influence of color schemes, fonts, graphic elements, and materials on product perception. The study also addresses the sustainability of packaging and the use of environmentally friendly technologies in its production. The goal of the research is to identify key factors that enhance product competitiveness through effective graphic design of packaging. This work will be valuable for professionals in design, marketing, and printing, as well as for anyone interested in modern approaches to packaging development.
Ключевые слова: графический дизайн, полиграфическая упаковка, брендинг, привлечение внимания, современный дизайн.
Keywords: graphic design, printed packaging, branding, attention-grabbing, modern design.
ВВЕДЕНИЕ
Графический дизайн полиграфической упаковки — это уникальное направление, сочетающее в себе искусство, маркетинг и технологию. Его история берет свое начало с появления первых печатных материалов, когда упаковка перестала быть просто средством защиты продукта и стала важным инструментом визуальной коммуникации. Со временем развитие полиграфических технологий, таких как офсетная печать, тиснение и цифровая печать, открыло новые возможности для создания ярких, функциональных и креативных решений в дизайне упаковки. Методика создания упаковочного дизайна включает несколько этапов: анализ потребностей целевой аудитории, разработка концепции, выбор материалов и технологий печати, создание макета и финальная проверка соответствия техническим и маркетинговым требованиям. Важным аспектом методологии является гармоничное сочетание визуальных элементов — цветов, шрифтов, изображений и логотипов, что позволяет эффективно передать идею бренда и выделить продукт на фоне конкурентов. Практика современного дизайна упаковки фокусируется на устойчивости, эргономичности и взаимодействии с потребителем. Экологичные материалы, минималистичный стиль и интерактивные элементы становятся стандартами в индустрии. Упаковка больше не просто защита для товара, она — часть клиентского опыта и способ укрепления связи между брендом и покупателем. Таким образом, графический дизайн полиграфической упаковки является сложным и многогранным процессом, который постоянно развивается под влиянием культурных, технологических и экологических факторов [3, с. 5-7]
Актуальность исследования. В жизни потребительского общества упаковка становится одним из основных средств формирования пространства потребления. Быть объектом коммуникации между производителем, продавцом, потребителем и формировать, сохранять художественный компонент — таковы необходимые условия существования упаковки, определяющие комплекс важнейших задач: культурно-эстетических, технологических и функциональных (в свете рекламной направленности и психологического воздействия на человека потребителя для продвижения товара на рынке), которые встают в процессе ее проектирования перед дизайнером.
Методы исследования. Теоретический анализ научной литературы: изучение научных статей, книг, докладов и других источников. посвященных упаковке как специфический вид проектно-творческой деятельности дизайнера, ориентированный на создание адекватного графического обращения к потребителю с учетом эстетических требований.
Функции упаковки и их взаимообусловленность.
Упаковка — сложный комплекс, включающий аспекты: материально-конструктивный — это функции утилитарная, технологическая, экологическая; информационный - функции идентификационная, справочно-инструктивная и сертификационная; художественно-образный, ориентированный на решение маркетинговых задач, выполняющий функции художественно-эстетическую, психологическую, коммуникативную, социокультурную и экономическую. Все аспекты упаковки взаимозависимы. Каждый реализует свои специфические задачи, необходимые для наиболее полного и адекватного создания упаковки как части товара. Художественно-образный, как основной, аспект положен в основу диссертационной работы.
Из всех аспектов упаковки приоритетными являются те, которые способствуют формированию образа продукта, становятся 11 носителями невербальной информации, т.е. решаются только художественными средствами.
В анализ художественно-пластических решений упаковки включается рассмотрение таких параметров как химико-физические свойства самого продукта, портрет покупателя, ситуация потребления и традиции подачи данной категории товара на рынке. В главе рассмотрены: простые в художественном отношении повседневные упаковки [4, с. 42-48]. В упаковке повседневного спроса главным объектом подачи является сам товар. И упаковки подарочные, которые по художественно-образному решению специально сориентированы на особенности планируемого сегмента рынка и ситуацию потребления. Упаковки крупногабаритных товаров, особенно длительного пользования, исключены из рассмотрения в данной работе, так как они выполняют скорее функцию тары.
Классификация упаковки. Классификация упаковки, в основание которой положены: функциональное назначение упаковки, учет особенностей конкретного контингента покупателей (сегмент рынка), социальная составляющая (обыденность, престижность, культурный уровень, возрастные характеристики и т.д.), что определяет систему структурообразующих факторов упаковки как материально-конструктивной, так и художественно-пластической формы. Это своего рода тест, на который дизайнер должен дать правильный ответ и решить главную задачу упаковки как части товара - добиться активного продвижения данного товара на рынке.
Основной принцип, положенный в основу классификации, - пространственный, т.е. упаковка является плоской или объемной. Это определяет выбор материала, технологию производства, способ решения художественно-образных задач.
Плоская упаковка — непосредственно этикетка. Она может существовать самостоятельно в виде ярлыка или наноситься на какую-либо поверхность (объем), тем самым пластически соотносясь с объемом, приобретая с ним единое звучание.
При рассмотрении упаковки объемной, имеющей некую форму, конструкцию, раскрой и пластически решаемой как единое целое, отмечается факт ее генетической связи с этикеткой. Имеется ввиду, что часто лицевая и изнаночная стороны упаковки или верхняя и нижняя ее части не составляют композиционного целого, производят впечатление созданных разными художниками. Нанесенные 12 полиграфическим путем на единую выкройку части вступают в прямое противоречие — это явное следствие изначального присутствия на таре этикетки. Или исполнитель не воспринимает упаковку как единое целое (единый текст), или заказчик требует слишком большого включения вербальной информации, не имеющей прямого отношения к данному продукту.
Можно рассматривать это явление и как традиционное разделение объема на внутреннее и внешнее ("красный угол") [3, с.159-162]. Получается, что лицевая сторона - визуальная (невербальная, рекламная информация), а изнаночная — вербальная, информационно-избыточная. Лицевая сторона строится по принципу знаковой передачи информации, создания образа продукта, а оборотная похожа на аннотацию-подпись.
Объем предполагает наличие хотя бы еще двух сторон, мы получаем трехгранную пирамиду. Все стороны такой конструкции в решении дизайнерских задач (распределении информации) могут быть равнозначны, но также одна сторона может использоваться как подставка и быть относительно нейтральна с точки зрения оформления.
Относительно нейтральные по силе оформления плоскости упаковки определяются ритмико-композиционными задачами, используются как зоны активного воздействия на покупателя и как зоны "отдыха" - спокойного, внимательного чтения. Они естественно составляют целостное художественное решение. Этот фактор учитывают грамотные дизайнеры, но встречается и достаточно негативных примеров.
Распространенной является конструкция, имеющая шесть сторон. Наиболее часты следующие способы использования их дизайнерами: самыми значимыми считаются две стороны, и тогда они имеют одинаковую и самую большую площадь (верхняя, то есть лицевая, и нижняя, т.е. оборотная). В этом случае остальные четыре можно считать вспомогательными, на них ставится минимум информации, или эта информация не самая важная, а возможно, вспомогательная.
Обзор инструментов. Графический дизайн полиграфической упаковки требует комплексного подхода, который включает использование программного обеспечения, оборудования, технологий печати и материалов. Ниже представлен обзор ключевых инструментов, применяемых на этапах разработки и производства упаковки.
Таблица 1.
Схема инструментов, применяемых в графическом дизайне полиграфической упаковки
Название инструментов |
Назначение |
|
Исторические ручные инструменты |
|
Традиционные полиграфические технологии |
|
Методологические инструменты (Процесс разработки):
|
|
Практические инструменты (современные технологии):
|
|
Итоговая интеграция инструментов в проекте |
Список литературы:
- Эволюция понятий «тара» и «упаковка» // Материалы юбилейной научно-технической конференции «70 лет МПИ — МГАП — МГУП. Часть 2. — М.: МГУП, 2000. — с.159-162.
- Конструирование и дизайн тары. // Сборник примерных программ для специальности 072500 - технология и дизайн упаковочного производства. М., МГУП, 2001. — с. 42-48. (соавтор В.В. Митин)
- Предисловие к книге И.Е. Бахарева "Товарный знак". М., 2004. — с. 5-7
Оставить комментарий