Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(293)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Воропаева П.В. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ ГОРОДА ОРЕНБУРГА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 39(293). URL: https://sibac.info/journal/student/293/350566 (дата обращения: 14.12.2024).

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ ГОРОДА ОРЕНБУРГА

Воропаева Полина Владимировна

студент, Архитектурно-строительный факультет, Оренбургский Государственный университет,

РФ, г. Оренбург

Спиридонова Екатерина Владимировна

научный руководитель,

канд. физ.-мат. наук, доц. кафедры прикладной математики, Оренбургский Государственный университет,

РФ, г. Оренбург

THE GEOMETRIC PRINCIPLE OF THE "GOLDEN SECTION" IN THE ORTHODOX CHURCHES OF THE CITY OF ORENBURG

 

Polina Voropaeva

student, Faculty of Architecture and Civil Engineering, Orenburg State University,

Russia, Orenburg

Ekaterina Spiridonova

scientific supervisor, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Applied Mathematics, Orenburg State University,

Russia, Orenburg

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрен принцип золотого сечения, значение данного принципа в архитектуре, гармонии и эстетике в строительстве, а также изучено храмовое строительство города Оренбурга.

ABSTRACT

The article considers the principle of the golden ratio, the importance of this principle in architecture, harmony and aesthetics in construction, and also examines the temple construction of the city of Orenburg.

 

Ключевые слова: «золотое сечение», гармония, эстетика, пропорция, симметрия.

Keywords: "golden ratio", harmony, aesthetics, proportion, symmetry

 

Монументальные сооружения, возведенные древними архитекторами, всегда поражали, не теряя своей притягательности. Чувство гармонии и умиротворения, которое мы испытываем, рассматривая их детали, не случайно. Оно обусловлено применением принципа золотого сечения – математического правила, определяющего идеальные пропорции, которые воспринимаются человеческим глазом как наиболее эстетически привлекательные.

В архитектуре и искусстве, начиная с глубокой древности, прослеживается стремление к идеальному соотношению составных элементов и отдельных частей. Эта тяга к гармонии проявляется не только в грандиозных храмах и дворцах, но и в более скромных произведениях, таких как живопись, скульптура, дизайн интерьеров. И даже в анатомии человека и объектах живой природы мы можем обнаружить проявления этого универсального принципа.

Целью настоящей работы является изучение особенностей использования принципа золотого сечения в строительстве православных храмов Оренбургской области.

Золотое сечение (ЗС) – это пропорция, которая встречается во многих природных объектах, а также в произведениях искусства и архитектуры. Она описывает соотношение двух величин, где меньшая величина относится к большей, как большая к их сумме. Математически это выражается формулой:

Это число, называемое "золотым числом" или "фи", приблизительно равно 1,618. В процентном соотношении меньшая величина занимает около 38%, а большая - около 62% [1].

В математике пропорцией называют равенство двух отношений:

Отрезок прямой АВ можно разделить на две части следующими способами:

• на две равные части:

• на две неравные части в любом отношении (такие части пропорции не образуют);

• таким образом, когда

Последнее и есть золотое деление[2].

 

Рисунок 1. Пропорции отрезка при делении золотым сечением

 

В современном строительстве все чаще стал применяться принцип «золотого сечения». В наше время ЗС применяется в самых разных областях, включая архитектуру и дизайн. Архитекторы часто используют золотое сечение при проектировании частных домов, чтобы создать соответствующую атмосферу. Ниже представлены несколько возможных вариаций применения ЗС:

1) Пропорции комнат.

2) Расположение окон и дверей.

3) Озеленение территории [3].

Одним из классических принципов золотого сечения, который можно встретить в зданиях и сооружениях это ряд Фибоначчи. Сам Фибоначчи не изучал золотое сечение, но его ряд демонстрирует замечательную связь с этой пропорцией.

  • 0, 1,1 (0+1), 2 (1+1), 3 (1+2), 5 (2+3), 8 (3+5), 13 (5+8), 21 (8+13), 34 (13+21), 55 (21+34), 89 (34+55) и так до бесконечности;
  • если выполнить деление последующего числа на предыдущее – получится коэффициент ЗС.

Данную формулу применяют для расчета пропорций золотого сечения в любой отрасли, на практике чаще всего используют округленные значения 0,62 и 0,38.

Ряд Фибоначчи – это матрица, с помощью которой анализируют любое архитектурное сооружение. Чтобы было проще ориентироваться, можно построить на принципе золотого сечения циркуль Фибоначчи [4].

Православные храмы поражают своей красотой, что достигается благодаря точным пропорциям, создающим своеобразный «математический каркас» здания. В ходе изучения современных тенденций строительства возникает вопрос: не исчезли ли традиции мастеров, создавших величественные шедевры архитектуры? В рамках проведенного анализа была выдвинута гипотеза, что в «математических каркасах» рассматриваемых церквей заложены пропорции «золотого сечения».

Критерии архитектурной выразительности православного храма включают:

  1. символическое отражение Царства Небесного;
  2. красоту как проявление божественного;
  3. сохранение традиций;
  4. узнаваемость форм.

Храм, рассматриваемый с точки зрения профессиональной деятельности архитектора, представляет собой архитектурное произведение, в создании которого ключевую роль играет композиция, одним из центральных аспектов которой являются пропорции. Именно пропорции обладают композиционной значимостью, раскрывая внутренние закономерности и связи форм.

При проектировании архитекторы устанавливают основные размеры, такие как ширина, высота и длина, что позволяет создать сбалансированную и целостную структуру храма.

Храмовое строительство полностью основано на принципе золотого сечения, от внешнего вида до внутренней составляющей. В качестве примера рассмотрим следующее:

Пропорции фасадов: золотое сечение может быть использовано для определения пропорции высоты и ширины храма:

                                                                                                  (1)

  высота храма, м;

ширина храма, м;

  число фи .

Планировка помещения: при проектировании внутренних помещений храма можно использовать ЗС для определения размеров залов, алтарей и других пространств. Если длину помещения обозначить за L, ширина может быть рассчитана следующим образом:

 — высота храма, м;

 — длина храма, м;

 — число фи .

 

Золотое сечение

Рисунок 2. Пример «золотого сечения»

 

Сложно не отметить купола, которые являются одной из главных составляющих православных храмов. ЗС помогает определить пропорции купола относительно остальных частей храма. Соотношение высоты купола к его диаметру основано на золотом сечении, что создает визуальную симметричную форму. Также принцип отвечает за выбор формы купола – например, полусферическая, эллиптическая. Для выбора более сложных форм куполов золотое сечение может использоваться для определений пропорций каждого яруса или секции [5].

Докажем, что золотое сечение является неотъемлемой частью проектирование храмов на примере Православной Ильинской Церкви, построенной в районном центре Ташла, Оренбургской области. Зная, что ширина храма составляет 8,920 м, мы можем найти высоту здания по формуле (1):

Таким образом, вычисленная высота храма совпадает с высотой в действительности, а это доказывает, что присутствует золотое сечение при определении размеров храм [6].

Рассмотрим примеры храмов города Оренбурга, построенных по принципу золотого сечения. Одним из таких будет самый крупнейший и значимый храм – Казанский собор Божией Матери.

Он находится на пересечении улицы Брестской и проспекта Дзержинского, в парке 50-летия СССР.

Возведение нового Казанского собора, спроектированного творческой группой под руководством архитектора-реставратора Ю.А. Григорьева. В проекте явно прослеживается использование принципа «золотого сечения».

 

Рисунок 3. Казанский собор Божией Матери

 

Храм Пимена Угрешского также выполнен при помощи «золотого сечения». Можно заметить, что купола сделаны более заостренными, нежели в Казанском соборе, но принцип ЗС также ярко просматривается.

 

Рисунок 4. Храм Пимена Угрешского

 

Церковь Татианы Великомученицы, построенный по проекту ректора ОГУ В.А. Бондаренко. Благодаря золотому сечению симметрия наружной части здания ярко выражена, а также соблюден баланс в проектировании закругленной крыши и куполов.

 

Рисунок 5. Церковь Татианы Великомученицы

 

Подводя итоги, хочется сказать, что принцип золотого сечения можно наблюдать в архитектуре и искусстве повсюду, что подтверждает идею о гармоничном восприятии. Применение этого универсального пропорционального коэффициента для нахождения наилучшего соотношения между размерами различных компонентов — вполне разумный подход, который способствует созданию действительно привлекательных архитектурных форм.

 

Список литературы:

  1. Цветков В.Д. «Сердце, золотое сечение и симметрия», 1999г
  2. Сиротина, А. О. Золотое сечение: гармония на языке математики / А. О. Сиротина // Экономика в социокультурном пространстве современности: проблемы, решения, прогнозы : материалы II Международной молодежной научно-практической конференции, Владимир, 26 ноября 2015 года / Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» Владимирский филиал. – Владимир: Российский университет кооперации, Владимирский филиал, 2015. – С. 125. – EDN YCZCIN.
  3. Евграфова, О. Н. Применение Золотого сечения в строительстве и архитектуре / О. Н. Евграфова // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2016. – Т. 4, № 6(26). – С. 11-15. – EDN XECBWH.
  4. Адамушко, Н. Н. Ряд Фибоначчи как принцип золотого сечения в архитектуре / Н. Н. Адамушко, В. В. Поборцев // Техника и технологии, политика и экономика: проблемы и перспективы : материалы VI Международной научно-практической конференции, Коломна, 30 апреля 2019 года. – Москва: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский политехнический университет", 2020. – С. 189-193. – EDN XFKTTA.
  5. Калюкшева, А. П. Золотое сечение в строительстве и архитектуре / А. П. Калюкшева, А. Л. Гайфутлинова, А. А. Генерозова // Дни студенческой науки: Cборник докладов научно-технической конференции по итогам научно-исследовательских работ студентов института фундаментального образования НИУ МГСУ за 2018-2019 гг., Москва, 04–07 марта 2019 года. – Москва: Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, 2019. – С. 43-46. – EDN VWJEFN.
  6. Павлова, Г. Н. Реконструкция Православной Ильинской церкви в р.ц. Ташла / Г. Н. Павлова // архив АО «ОЗС», проект № 014-0-0.1.0-1-АС, 1997. – С. 1-2.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.