Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(293)

Рубрика журнала: Информационные технологии

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Романенко П.Р., Андреев К.Д. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 3D-ВИЗУАЛИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ В IT СФЕРЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 39(293). URL: https://sibac.info/journal/student/293/350258 (дата обращения: 26.12.2024).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 3D-ВИЗУАЛИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ В IT СФЕРЕ

Романенко Павел Романович

студент 2 курса, кафедра «Информационных и управляющих систем» направление «Разработка IT- систем и мультимедийных приложений», Высшая школа печати и медиатехнологий, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна,

РФ, г. Санкт-Петербург

Андреев Кирилл Дмитриевич

студент 2 курса, кафедра «Информационных и управляющих систем» направление «Разработка IT- систем и мультимедийных приложений», Высшая школа печати и медиатехнологий, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна,

РФ, г. Санкт-Петербург

Шекихачева Наталья Ивановна

научный руководитель,

канд. пед. наук, Высшая школа печати и медиатехнологий, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна,

РФ, г. Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

В статье представлено применение программы для 3D-визуализации математических поверхностей в программировании. Описывается использование созданного инструмента для построения трёхмерных графиков функций, их анализа и визуализации. Программа демонстрирует возможность интерактивного управления параметрами, что делает её универсальным инструментом для образовательных и исследовательских задач в различных сферах деятельности. Приводятся примеры использования данной программы в процессе разработки IT-систем для анализа данных и моделирования.

 

Ключевые слова: 3D-визуализация, математические поверхности, Python, программирование, интерактивный график, анализ данных.

 

Современное программирование активно использует математические методы для решения сложных задач в таких областях, как наука, инженерия и IT-системы. Особую роль в этом играет визуализация данных, которая позволяет представить сложные процессы в интуитивно понятной форме. Трёхмерная визуализация математических функций — это мощный инструмент, который объединяет точность вычислений с наглядностью, необходимой для принятия решений, обучения и разработки приложений.

Представленная программа, реализованная на языке Python, предназначена для построения и интерактивного анализа трёхмерных графиков математических функций. Она предоставляет пользователю возможность исследовать поведение функций, изменяя диапазоны осей координат с помощью слайдера. Этот инструмент особенно полезен в образовательных, инженерных и мультимедийных проектах, где требуется глубокое понимание и визуальное представление математических концепций.

Программа реализует построение трёхмерной поверхности математической функции f (x, y), где пользователь может задавать параметры диапазонов осей x и y. Использование слайдера позволяет динамически изменять границы отображения, мгновенно обновляя график. Основной функцией в текущей реализации является волнообразная функция .

 

Рисунок 1. Наглядное представление функции

 

В разработке мультимедийных приложений программа может стать важной частью образовательных платформ, игр и интерактивных демонстраций. В образовательной среде она используется для изучения свойств функций и анализа их поведения в трёхмерном пространстве. Например, студенты и преподаватели могут исследовать зависимости между параметрами функции, визуально оценивать области экстремумов или наблюдать поведение функции при приближении к нулю. Интерактивные элементы, такие как слайдер, помогают адаптировать визуализацию под задачи конкретного урока, повышая вовлечённость учащихся.

В игровой индустрии и графических приложениях программа может быть использована для создания уникальных трёхмерных пейзажей или игровых карт (рис.2). Математическая точность позволяет моделировать реалистичные формы, которые добавляют глубину и качество визуальному контенту. Возможность легко изменять функцию или добавлять новые элементы взаимодействия делает её гибким инструментом для создания мультимедийных продуктов.

 

Рисунок 2. Пример создания 3-ёх мерного ландшафта для игр в программе World Creator

 

Технически программа основана на следующих библиотеках Python (рис.3):

 

Рисунок 3. Использованные библиотеки для написания программы

 

  • NumPy используется для вычислений и создания сетки данных. Она обеспечивает высокую производительность при обработке массивов и вычислении значений функции.
  • Matplotlib отвечает за визуализацию графиков, включая трёхмерные поверхности.
  • Matplotlib.widgets предоставляет слайдер, позволяющий пользователям менять диапазон визуализации, что делает программу интерактивной и удобной.

Гибкость кода позволяет расширять функциональность программы, например, добавляя возможность задавать пользовательские функции, интегрировать дополнительные интерактивные элементы или экспортировать визуализации в виде изображений или видео. Это делает её пригодной для использования в широком спектре задач, от обучения студентов до анализа данных в научных исследованиях.

Программа для 3D-визуализации математических поверхностей находит применение в создании IT-систем и мультимедийных приложений, где требуется эффективная работа с трёхмерными функциями.

Её использование облегчает процесс понимания сложных математических идей, повышает наглядность данных и открывает новые горизонты для разработки интерактивных приложений. В будущем программа может быть дополнена модулями для работы с более сложными функциями, встроенной аналитикой и интеграцией с системами машинного обучения, что сделает её незаменимым инструментом для инженеров, программистов и исследователей.

 

Список литературы:

  1. Виноградов, И. А. Основы анализа данных с использованием Python. — М.: Научный мир, 2021. — 240 с.
  2. Мельников, А. В. Практика визуализации данных с помощью библиотек Python: Matplotlib и NumPy. — СПб.: Питер, 2022. — 320 с.
  3. Иванов, С. Н. Современные методы 3D-визуализации в программировании. — М.: Дело, 2020. — 260 с.
  4. Петров, В. Н. Создание интерактивных графиков с помощью Matplotlib: руководство. — Электронный ресурс. — Доступно по ссылке: https://www.yuripetrov.ru/edu/python/ch_12_01.html. (дата обращения 23.11.2024 г.).
  1. Кузнецов, А. В. Математическое моделирование и визуализация: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2019. — 350 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий