Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 38(292)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЕКТ И ФИЛОСОФИЯ ЗНАНИЯ
ARTIFICIAL INTELLIGENCE AND THE PHILOSOPHY OF KNOWLEDGE
Olga Terekhova
student, Faculty of Medicine, Orenburg State Medical University,
Russia, Orenburg
Rufina Khamzina
student, Faculty of Medicine, Orenburg State Medical University,
Russia, Orenburg
Magomed Khajarov
scientific supervisor, Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Social Science and Youth Policy, Orenburg State Medical University,
Russia, Orenburg
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается вопрос о взаимосвязи двух научных областей знаний – искусственного интеллекта и философии знаний. Философия искусственного интеллекта является одним из передовых направлений философии, которая связана с философией сознания, этикой, а также затрагивает вопросы философской антропологии. В статье делается попытка проанализировать работы исследователей на предмет выявления особенностей взаимосвязи искусственного интеллекта и философии науки, что позволит увидеть глубину рассмотрения взаимосвязей и сделать выводы на предмет возможности и необходимости дальнейшей проработки данного вопроса. Отмечено, что философия искусственного интеллекта – это относительно новое направление в сфере философии, которое активно развивается, несмотря на свою молодость. Возникнув в последней половине прошлого века, данная научная область тесно связана с другими областями философии, что подтверждается многими учеными. Несмотря на множество связей с другими дисциплинами, философия искусственного интеллекта остается узкоспециализированной благодаря своему основному вопросу: «Могут ли машины мыслить?».
ABSTRACT
This article discusses the relationship between two scientific fields of knowledge – artificial intelligence and philosophy of knowledge. The philosophy of artificial intelligence is one of the advanced areas of philosophy, which is related to the philosophy of consciousness, ethics, and also touches on issues of philosophical anthropology. The article attempts to analyze the work of researchers in order to identify the features of the relationship between artificial intelligence and the philosophy of science, which will allow us to see the depth of consideration of the relationships and draw conclusions about the possibility and necessity of further study of this issue. It is noted that the philosophy of artificial intelligence is a relatively new direction in the field of philosophy, which is actively developing despite its youth. Having arisen in the last half of the last century, this scientific field is closely related to other fields of philosophy, which is confirmed by many scientists. Despite its many connections with other disciplines, the philosophy of artificial intelligence remains highly specialized due to its main question: "Can machines think?".
Ключевые слова: философия науки, философия искусственного интеллекта, искусственный интеллект, технология, философия знания.
Keywords: рhilosophy of science, philosophy of artificial intelligence, artificial intelligence, technology, philosophy of knowledge.
ВВЕДЕНИЕ
В середине прошлого века началось формирование научного направления, связанного с исследованием проблем создания искусственного интеллекта. Философия науки стала самостоятельным направлением во второй половине XIX века, что отразилось в работе сторонников первого позитивизма. К.Е. Дюринг в это время ввел понятие «философия науки». Алан Тьюринг был одним из первых, кто задал философский вопрос о возможностях машины и искусственном интеллекте. Начало изучения и формирования представлений об ИИ приходится на более поздний период.
Вопрос о возможностях мышления у машин прозвучал смело из уст исследователя. Эти размышления стали отправной точкой для возникновения новой философии, которая стала известна как искусственный интеллект. Философия науки, как отдельный раздел, взяла свои корни в XX веке, в то время, когда стартовала философия искусственного интеллекта. Возможно ли объединить рассмотрение проблемы искусственного интеллекта с другими философскими разделами, учитывая разнообразие философий отдельных наук? Работы ученых XX и XXI веков могут подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.
Актуальность проблемы «самостоятельность философии искусственного интеллекта на фоне философии науки» проявляется в выявлении качественных характеристик, отличающих философию искусственного интеллекта от философии науки. Это также включает в себя исследование пересечения указанных разделов между собой и с другими частными философиями. Подход к данной проблеме предполагает учет различий и общих черт этих областей, что позволяет выделить философию искусственного интеллекта как самостоятельное направление в философии.
Развивающиеся тенденции на мировом рынке технологий искусственного интеллекта предрекают рост на один уровень выше. Учитывая слова В.А. Кутырёва, важно осознавать вопросы, связанные с созданием искусственного интеллекта и его взаимодействием с человеком. Эта тема является актуальной и требует немедленного внимания. Поэтому философия искусственного интеллекта, как отдельное направление, отличное от философии науки, должна быть ясно определена. Работа по выявлению различий и границ между ними, а также решение возникающих проблем, становится все более актуальной и важной.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Возникновение теоретической и экспериментальной науки в период первой научной революции привело к тому, что эпистемологические аспекты стали ключевыми в философских дискуссиях. Отсутствие изучения эпистемологии того времени делает невозможным полное понимание современной философии науки. Процесс развития науки в XVII-XVIII веках оказал огромное воздействие на экономику и общество, согласно взгляду Карла Маркса. Следствием промышленной революции XVIII-XIX веков стало то, что наука стала активным производственным фактором, соединяясь с процессами экономического и социального роста.
Философия науки как самостоятельное направление современной философии возникла благодаря интересу к исследованию сущности науки, который подстегнулся научно-техническим прогрессом. Основатели позитивизма, такие как О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер, сыграли ключевую роль в становлении этого направления. Во второй половине прошлого века рассматриваемая философия окончательно сформировалась как самостоятельное направление. Для этого требовалось наличие определенных условий, среди которых стоит выделить экономическое развитие.
В начале XIX века человеческая деятельность начала активно развиваться в связи с изменением статуса науки в обществе. Это привело к формированию отдельного направления философии, которое было посвящено области человеческой деятельности. В этот период наука стала основной ценностью культуры. Философия науки развивалась на основе работ мыслителей до XIX века и невозможно понять современную философию науки без учета этого развития [1, c. 123].
Философия науки, как самостоятельное направление в философии, занимается вопросами, на которые не могут ответить другие части научного знания, изучающие науку. Это высветилось в результате анализа доступных источников. Философия науки занимает особое место в системе научного познания, имея свой предмет изучения и список философских проблем. В наше время искусственный интеллект представляет собой теорию и методы разработки компьютерных программ, способных выполнять когнитивную работу, аналогичную работе человеческого мозга. Важно отметить, что обсуждение искусственного интеллекта не ограничивается областью компьютеров.
Искусственный интеллект – это концепция, зародившаяся задолго до появления компьютеров. В 30-е годы XX века компьютеры впервые стали доступны широкой публике. Однако идея искусственного интеллекта имела свои корни еще до этого времени. Аристотель, основатель логики, считал ее инструментом для понимания сущности мышления человека. Он рассматривал логику как науку о формах мышления. Таким образом, философские предпосылки искусственного интеллекта возникли задолго до появления первых ЭВМ (электронно-вычислительных машин) [2, c. 24].
Изначально, теоретические основы для возникновения области науки об искусственном интеллекте появились позже. Великий ум Рене Декарт первым обратил внимание на различие между способностями человека и машины. Его дуалистический взгляд разделял тело и душу, утверждая, что только человек способен мыслить, в то время как животные были для него лишь «автоматами». Это отделение физического от умственного, предвестник идеи о возможности создания искусственного мышления – искусственного интеллекта.
В западной философии 50-60-х годов ХХ века появилась устойчивая традиция рассмотрения вопросов, связанных с идеей искусственного интеллекта. Философы, математики и лингвисты, такие как Норберт Винер, Марвин Мински, Алан Тьюринг, Уоррен Маккалох, Хьюберт Дрейфус, Фрэнк Розенблат и другие, посвятили свои исследования философским вопросам искусственного интеллекта. Сегодня на Западе существуют специализированные научно-философские группы, занимающиеся аспектами искусственного интеллекта. Они организуют конференции, выпускают научные журналы и собрания работ, посвященные данной теме [5, c. 27].
Джон Маккартни, американский программист, логик и философ, впервые предложил термин «искусственный интеллект» и внёс его в наш обиход, а также создал направление «философия искусственного интеллекта». Изучив литературу, можно выделить характеристики этого нового раздела философии, который стал самостоятельным второй половине XX века.
Философия искусственного интеллекта – это исследование сущности понимания, мышления, сознания и осознания, которое напрямую связано с основополагающими социокультурными вопросами и темой сознания. Американский философ Джон Маккарти рассматривал философию искусственного интеллекта как отдельную специализированную область философии, аналогичную другим частным философиям науки, которые уже определили свою «зону ответственности» и развивают соответствующее философское мышление. Рефлексия над ключевыми аспектами взаимосвязи сознания и бытия является центральным аспектом философии искусственного интеллекта [3, c. 101].
Маккарти представляет специфику философии искусственного интеллекта следующим образом, требуя концептуально-методической и программно-информационной реализации философских положений для любой системы искусственного интеллекта. Философия искусственного интеллекта тесно связана с онтологией и гносеологией, что подтверждается литературой, включающей проработанные вопросы на пересечении этих разделов. Кроме того, обсуждение философии искусственного интеллекта должно затрагивать темы естественного разума и искусственного интеллекта как неразрывно связанные [4, c. 12].
Ряд российских мыслителей активно обсуждает взаимосвязь проблем искусственного интеллекта и сознания. Философия искусственного интеллекта, несомненно, пересекается с этикой, что указывает на сложную систему междисциплинарных исследований в этой области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия искусственного интеллекта является одной из сфер философии, которая заставляет рассуждать о «мышлении машин». Однако искусственный интеллект пересекается с философией знания. Он связан с ней через эпистемологию – науку о знании, которая изучает природу знаний, их источники, критерии истинности этих знаний. Также и в философии искусственного интеллекта решаются вопросы о том, как лучше представлять и использовать знания в информацию.
Список литературы:
- Гришунин, С.И. Философия науки. Основные концепции и проблемы / С.И. Гришунин. – М., Либроком, 2019. – 224 с.
- Зотов, А.Ф. Роль феноменологии в организации междисциплинарных исследований в области искусственного интеллекта? // Искусственный интеллект: Междисциплинарный подход / под ред. Д.И. Дубровского и В.А. Лекторского – М.: ИИнтеЛЛ, 2016. – С. 22-31.
- Кленина, Е.А. Искусственный интеллект: онтологический и гносеологический аспекты / Е.А. Кленина, А.Е. Песков, Д.А. Саушкин // RussianJournal of Humanities. – 2019. – Т. 11. − №2-2. – С. 97-106.
- Ладов, В.А. Философские проблемы искусственного интеллекта / В.А. Ладов. – Томск: Томский государственный университет, 2016. – 42 с.
- Цыбульская, Е.В. Негативное влияние искусственного интеллекта – через призму этики / Е.В. Цыбульская, Т.Л. Михайлова // Международный студенческий научный вестник. – Пенза, 2016. – № 3. – С. 26-31.
Оставить комментарий